I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
I. Анализ текущего состояния осуществления
федерального государственного контроля (надзора) в области
железнодорожного транспорта, описание текущего развития
профилактической деятельности, характеристика проблем,
на решение которых направлена программа профилактики
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) в области железнодорожного транспорта (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о государственном контроле) и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 (далее - постановление Правительства РФ N 990).
Программа профилактики определяет виды профилактических мероприятий, предусмотренные Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 991 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта" и направлена на предупреждение нарушений соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами при осуществлении своей деятельности в области железнодорожного транспорта, требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, подвижного состава и иных связанных с перевозочным процессом транспортных и технических средств, правил перевозки и погрузки - разгрузки грузов, в том числе опасных грузов, перевозки пассажиров и багажа, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о виде контроля), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности железнодорожного транспорта.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта являются соблюдение:
- обязательных требований, установленных Федеральным законом о виде контроля и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, лицензионных требований в области железнодорожного транспорта организациями-лицензиатами, осуществляющими деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам;
- обязательных требований, установленных Федеральным законом о виде контроля и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими:
деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте;
деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта;
деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования;
деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
- обязательных требований в области железнодорожного транспорта к:
безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
строительству, приемке в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации) и их эксплуатации;
обеспечению пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава при его эксплуатации;
обеспечению доступности для инвалидов объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава и предоставляемых услуг;
соответствию установленным требованиям функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, во владении (пользовании) которых находятся здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, железнодорожный подвижной состав и иные связанные с перевозочным процессом транспортные и технические средства;
организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, выполняющим (оказывающим) вспомогательные работы (услуги) при перевозке железнодорожным транспортом (операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом);
- требований, установленных разделом V технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011), разделом V технического регламента Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (ТР ТС 002/2011), разделом V технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011);
- обязательных требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Объектами государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) являются:
- деятельность организаций-лицензиатов, осуществляющих деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам;
- деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
- результаты деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению (оказанию) вспомогательных работ (услуг) при перевозке железнодорожным транспортом (операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом);
- инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования и ее составные части подсистем и элементов составных частей подсистем, железнодорожный подвижной состав и его составные части, железнодорожные пути необщего пользования и его составные части подсистем и элементов составных частей подсистем.
Федеральный государственный контроль (надзор) в области железнодорожного транспорта осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
Общее количество контролируемых лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации подлежащих федеральному государственному контролю (надзору) в области железнодорожного транспорта, составляет 14913. В Реестр объектов контроля внесена информация о 29609 объектов контроля контролируемых лиц.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) Госжелдорнадзор формирует ежегодный план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год исключительно из числа объектов чрезвычайно высокого и высокого риска, которых в Реестре объектов контроля - 112.
Ространснадзором обеспечена доступность информации об объектах контроля. На официальном сайте Ространснадзора, сайтах территориальных органов Ространснадзора размещена информация об объектах контроля, предусмотренная разделом II пункта 7 Положения о виде контроля.
На 2023 год Госжелдорнадзором было запланировано 68 контрольных (надзорных) мероприятий.
Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется согласно основаниям, указанным в подпункте а) пункта 3 Постановления N 336.
За первое полугодие 2023 года территориальными органами Госжелдорнадзора проведено 47 контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом (далее - КНМ) что в 2,8 раза меньше, чем за аналогичный период 2022 года - 133, из них плановых - 43, что в 2,4 раза меньше аналогичного периода 2022 года (102 проверки), внеплановых - 4, что в 7,8 раза меньше аналогичного периода 2022 года (31 проверка).
Кроме того, за первое полугодие 2023 года проведено 2986 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (что в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года - 1 689) - 1 474 наблюдений за соблюдением обязательных требований (что в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года - 767) и 1512 (что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года - 922) выездных обследований.
В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 26 774 нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, из которых 5 209 по результатам плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий и 21 565 по результатам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (в 2022 году плановым и внеплановым КНМ - 1 728), из них - 882 нарушения, угрожающих обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте (2022 - 274), которые требуют применения запретных мер. Выдано 47 предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства, что в 2,3 раза меньше аналогичного периода 2022 года (107), 3 490 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, что в 1,4 раз больше аналогичного периода 2022 года (2 445).
Показатель устранения выявленных нарушений, установленный Минтрансом России (83,6%) выполнен на 100% и составил 94,5%.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей