Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года.

III. Рассеивание переохлажденных туманов на аэродромах

31. Для принятия решения о проведении работ по РПТ на заданном аэродроме необходимо:

а) выявить наличие случаев переохлажденных жидко-капельных или смешанных туманов;

б) ознакомиться с оснащением аэродрома средствами посадки самолетов по приборам;

в) изучить метеорологические величины, указанные в пункте 11 ФНиП, на территории аэродрома в дни с туманами;

г) ознакомиться с расписанием рейсов самолетов (справочная информация предоставляется аэродромом - заказчиком работ).

32. РПТ возможно при температуре ниже минус 0,5 °C (порог действия жидкого азота) при любой скорости ветра, при этом геометрия зоны рассеивания и ее удаление от азотных генераторов меняется с увеличением скорости данного ветра.

33. Разработка схемы размещения азотных генераторов для РПТ на аэродромах производится на основе сведений о характерных для защищаемого объекта метеорологических данных, указанных в пункте 15 ФНиП, в дни с туманами, о техническом оснащении аэродромов системами посадки самолетов, о количестве взлетно-посадочных полос, их ориентации, длине и ширине.

34. Требования к схеме размещения генераторов определяются техническим оснащением аэродромов системами посадки самолетов. Для каждой категории погодных минимумов по классификации Международной организации гражданской авиации <3> (далее - ИКАО) объем пространства, который необходимо освободить от тумана, согласно рисунку 2 приложения 1 к ФНиП будет различным.

--------------------------------

<3> Конвенция о международной гражданской авиации от 07.12.1944, ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14.10.1970, вступила в силу для Российской Федерации 16.08.2005.

35. Параметры зоны РПТ при посадке по категориям погодных минимумов, согласно классификации ИКАО приводятся в таблице 1 приложения 1 к ФНиП.

36. Стационарные или мобильные азотные генераторы располагаются вдоль линий, перпендикулярных преобладающему направлению ветра на расстояниях, выбранных в соответствии с данными о скорости ветра и температуре с учетом требований к геометрии зоны рассеивания. В связи с этим при разработке схем размещения азотных генераторов необходимо иметь следующие данные:

а) направление и скорость ветра в дни с туманами;

б) общий диапазон изменения скорости ветра и температуры в дни с туманами;

в) структура и размеры зон рассеивания туманов и их местоположение относительно азотных генераторов при различных метеоусловиях.

Эти данные получают в результате статистической обработки архивов почасовых метеорологических наблюдений за период не менее 10 лет или из климатических описаний аэродромов.

37. При недостаточности экспериментальных данных о структуре и размерах зон РПТ и об их местоположении относительно стационарных и мобильных азотных генераторов, охватывающих весь диапазон метеорологических условий, характерных для образования таких туманов, допускается использование данных численных экспериментов с использованием моделей, воспроизводящих процесс естественной эволюции туманов и РПТ и позволяющих определить местоположение и геометрические параметры зон РПТ в зависимости от средней скорости ветра, температуры, вертикального температурного градиента и производительности азотных генераторов.

38. Обобщенные данные численных и натурных экспериментов по определению удаления азотных генераторов от зон РПТ с видимостью более 800 м у земли при разной скорости ветра, на высоте 30 и 60 м представлены в таблице 2 приложения 1 к ФНиП. Данные в таблице относятся к случаю адвективного или стабилизировавшегося радиационного тумана, вертикальный температурный градиент в котором составляет 0,3 градуса/100 м, время после активных воздействий - 30 мин, производительность стационарных азотных генераторов - 4 x 1012 кристаллов/с, расстояние между азотными генераторами - 200 м.

39. Согласно таблице 1 приложения 1 к ФНиП в разных частях взлетно-посадочной полосы требования к параметрам зоны улучшенной видимости различны. Вследствие этого размещение азотных генераторов в зонах подхода, приземления, а также пробега и руления отличается. Высота раскрываемого объема в зоне приземления - 20 м, в зоне пробега и руления - 10 м. В то же время в зоне подхода высота зоны РПТ должна быть не менее 30 м, если аэродром работает по погодному минимуму, соответствующему II категории ИКАО, и не менее 60 м в случае выполнения посадки по погодному минимуму I категории ИКАО.

40. При туманах в условиях штиля (скорости ветра 0,5 м/с и менее) обязательным элементом схемы размещения азотных генераторов должно быть "штилевое кольцо". В этом случае, учитывая большую изменчивость ветра при штиле по направлению, стационарные азотные генераторы устанавливаются вдоль боковых границ и торца взлетно-посадочной полосы. Удаление азотных генераторов от взлетно-посадочной полосы в различных ее участках должно соответствовать информации, приведенной в таблицах 2 и 3 приложения 1 к ФНиП. На участке приземления, пробега и руления удаление стационарных азотных генераторов от боковых границ и торца взлетно-посадочной полосы должно быть от 20 до 70 м. В зоне подхода, если оборудование аэродрома позволяет производить посадку по требованиям II категории ИКАО, стационарные азотные генераторы должны быть удалены от боковых границ и торца взлетно-посадочной полосы на расстояние от 80 до 120 м.

41. В "штилевом кольце", как в зоне подхода, так и в зоне приземления и пробега, стационарные азотные генераторы должны быть установлены на расстояние от 150 м от боковых границ и торца взлетно-посадочной полосы, если аэродром позволяет производить посадку по требованиям II категории ИКАО. Если аэродром работает по погодному минимуму I категории ИКАО, то удаление стационарных азотных генераторов от боковых границ и торца взлетно-посадочной полосы в зоне подхода должно составлять от 500 до 600 м. В этом случае в условиях штиля при всех температурах от минус 0,5 °C до минус 3 °C зона улучшенной видимости будет находиться на взлетно-посадочной полосе. С учетом требований безопасности авиационных правил.

42. При скорости ветра от 0,5 до 1 м/с для получения эффекта РПТ на взлетно-посадочной полосе в зоне приземления и пробега стационарные азотные генераторы должны быть установлены на расстоянии от 160 до 300 м от боковых границ и торца взлетно-посадочной полосы. В зоне подхода, если посадка выполняется по требованиям II категории ИКАО, стационарные азотные генераторы должны быть расположены на расстоянии от 190 до 430 м от боковых границ и торца взлетно-посадочной полосы. Если погодный минимум аэродрома соответствует I категории ИКАО, то в зоне посадки стационарные азотные генераторы следует размещать на расстоянии от 400 до 650 м от боковых границ и торца взлетно-посадочной полосы.

43. Если на аэродроме при туманах преобладают ветры со скоростью около 2 м/с, то удаление стационарных азотных генераторов от боковых границ и торца взлетно-посадочной полосы в зоне приземления и пробега должно соответствовать от 400 до 650 м. Для аэродромов, позволяющих производить посадку по требованиям II категории ИКАО, удаление стационарных азотных генераторов в зоне подхода должно быть таким же (от 400 до 650 м). Если посадка производится по требованиям I категории ИКАО, то стационарные азотные генераторы размещают на расстоянии от 650 до 1050 м от боковых границ и торца взлетно-посадочной полосы.

44. При скорости ветра 3 м/с в зоне приземления и пробега удаление стационарных азотных генераторов от боковых границ и торца взлетно-посадочной полосы должно составлять от 500 до 750 м. В зоне подхода при погодном минимуме, соответствующем II категории ИКАО, удаление должно быть от 650 до 980 м. Если оборудование аэродрома позволяет производить посадку при погодном минимуме I категории ИКАО, то стационарные азотные генераторы в зоне подхода должны быть размещены на расстоянии от 900 до 1520 м от боковых границ и торца взлетно-посадочной полосы.

45. Мобильные азотные генераторы, перемещающиеся по заранее выбранным для различных направлений ветра маршрутам, применяются с учетом скорости ветра от 2 до 3 м/с согласно таблице 2 приложения 1 к ФНиП.

46. Схема размещения стационарных азотных генераторов, соответствующая скорости ветра от 0,5 до 1 м/с, составляется с учетом обязательного элемента "штилевое кольцо" в зависимости от протяженности зоны улучшенной видимости по направлению ветра.