Согласно Положению предметом федерального государственного контроля (надзора) является соблюдение аккредитованными лицами обязательных требований к деятельности аккредитованных лиц и результатам их деятельности, включая результаты деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитация которых была прекращена (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации), установленных законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, документами в области стандартизации и иными документами, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, устанавливающими требования к осуществлению деятельности в области аккредитации, а также требований международных стандартов в сфере аккредитации и документов международных организаций по аккредитации, предусмотренных условиями соглашений и (или) договоренностей, заключаемых национальным органом по аккредитации с органами по аккредитации иностранных государств, международными организациями по аккредитации и иными действующими в сфере оценки соответствия иностранными организациями (далее - обязательные требования).
В соответствии с пунктом 6 Положения, государственный контроль (надзор) осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
Профилактические мероприятия ориентированы на следующих аккредитованных лиц:
- органы по сертификации продукции, услуг;
- органы по сертификации систем менеджмента;
- органы по сертификации, проводящие сертификацию персонала;
- испытательные лаборатории (центры);
- органы по валидации и верификации парниковых газов;
- провайдеры программ проверки квалификации;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений, включая аттестацию методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, поверку средств измерений, обязательную метрологическую экспертизу стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимую в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, калибровку средств измерений;
- юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, а также на всех иных лиц, заинтересованных в вопросах обеспечения безопасности охраняемых законом ценностей в рамках осуществления деятельности по подтверждению соответствия.
Результаты анализа проведенных Федеральной службой по аккредитации и ее территориальными органами в 2021 - 2023 годах проверок в отношении аккредитованных лиц, имеющих риск несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, позволили выявить наиболее серьезные и распространенные нарушения, к числу которых относятся:
- нарушение требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности - технических регламентов, правил выполнения работ по сертификации;
- нарушение требований законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в частности - правил выполнения работ по поверке, методик поверки;
- отсутствие у испытательных лабораторий (центров) испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов в соответствии с заявленной областью аккредитации. Данное нарушение, влекущее предоставление недостоверных и необъективных результатов испытаний (исследований), а фактически - выдачу протоколов испытаний (исследований) без проведения необходимых процедур, в конечном итоге приводит к выпуску в обращение на российский рынок продукции, не соответствующей требованиям безопасности, и создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан;
- нарушение аккредитованными лицами обязательных требований, в том числе несоответствие критериям аккредитации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. N 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации".
Несмотря на то, что проведенные Федеральной службой по аккредитации и ее территориальными органами в 2021 - 2023 годах контрольные (надзорные) мероприятия привели к сокращению недобросовестных аккредитованных лиц, в ходе осуществления контрольных (надзорных) мероприятий фиксируются случаи грубых нарушений законодательства Российской Федерации об аккредитации и об обеспечении единства измерений. Это обуславливает увеличение количества объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований представляет собой профилактическую меру, направленную на сокращение числа внеплановых проверок аккредитованных лиц при условии обеспечения необходимого уровня безопасности охраняемых законом ценностей.
В данной связи очевидна необходимость комплексной профилактической работы в подконтрольной сфере, в ходе которой будут выявлены и устранены ключевые проблемы соблюдения аккредитованными лицами обязательных требований, что позволит снизить количество нарушений, в том числе при осуществлении оценки соответствия; а также обусловленные недостаточным пониманием обязательных требований и особенностей применения риски причинения вреда публично значимым интересам, а также угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
План мероприятий программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц на 2024 год, а также проект плана мероприятий программы профилактики нарушений обязательных требований в Федеральной службе по аккредитации при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц на 2025 и 2026 годы, проводимых Федеральной службой по аккредитации, содержатся в приложении к настоящей программе.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей