Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

I. Требования, предъявляемые к руководству по качеству органа по сертификации

I. Требования, предъявляемые к руководству по качеству

органа по сертификации

1. Руководство по качеству органа по сертификации должно предусматривать следующие требования к системе менеджмента качества органа по сертификации:

а) установление области применения системы менеджмента качества, которая должна распространяться на все места осуществления деятельности в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных органов;

б) наличие заявления о политике в области качества органа по сертификации, устанавливающего:

цели и задачи в области качества органа по сертификации;

обязанность органа по сертификации соблюдать критерии аккредитации и требования к аккредитованным лицам, предъявляемые Правилами аккредитации в области космической деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2023 г. N 2195 "Об утверждении Правил аккредитации в области космической деятельности";

требование к работникам органа по сертификации, выполняющим работы (принимающим участие) по оценке соответствия космической техники, ознакомиться с руководством по качеству и руководствоваться в своей деятельности установленной политикой в области качества органа по сертификации;

в) наличие требований к внутренней организации деятельности органа по сертификации, предусматривающих:

документирование организационной структуры органа по сертификации;

права и обязанности структурного подразделения юридического лица (его работников), претендующего на аккредитацию в качестве органа по сертификации или аккредитованного в качестве органа по сертификации, в том числе при взаимодействии с единоличным исполнительным органом юридического лица, иными структурными подразделениями юридического лица (их работниками) в целях исключения конфликта интересов при осуществлении работ по оценке соответствия (в форме обязательной сертификации) космической техники, включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры, научного и социально-экономического назначения, космической техники двойного назначения, создаваемой в рамках Федеральной космической программы, иных федеральных программ в области космической деятельности (далее - космическая техника) (для заявителей, аккредитованных органов по сертификации, являющихся подразделениями юридического лица);

подчинение структурного подразделения юридического лица, претендующего на получение аккредитации в качестве органа по сертификации или аккредитованного в качестве органа по сертификации, непосредственно единоличному исполнительному органу юридического лица либо заместителю единоличного исполнительного органа юридического лица в целях исключения конфликта интересов этого структурного подразделения юридического лица и его работников с интересами иных структурных подразделений юридического лица, их работников (для заявителей, аккредитованных органов по сертификации, являющихся подразделениями юридического лица);

распределение прав, обязанностей и ответственности между работниками органа по сертификации при выполнении работ по оценке соответствия космической техники;

наличие подписанных работниками должностных регламентов (инструкций), определяющих обязанности работников органа по сертификации;

наличие уполномоченного руководителем органа по сертификации должностного лица (менеджера по качеству), выполняющего обязанности по внедрению системы менеджмента качества и постоянное ее функционирование, являющегося руководителем органа по сертификации или его заместителем либо иным должностным лицом, уполномоченным единоличным исполнительным органом юридического лица для осуществления указанных функций;

г) наличие системы обеспечения независимости и беспристрастности органа по сертификации при осуществлении работ по оценке соответствия космической техники, в том числе установление требований, предусматривающих:

разработку и реализацию мер предотвращения и разрешения конфликта интересов;

гарантии независимости органа по сертификации от коммерческого, финансового, административного или иного давления, способного оказать влияние на качество осуществляемой органом по сертификации деятельности;

обязанность обеспечивать беспристрастность принятия решений органом по сертификации при проведении работ по оценке соответствия космической техники;

идентификацию рисков, касающихся соблюдения беспристрастности при осуществлении работ по оценке соответствия космической техники, минимизацию и устранение указанных рисков;

д) наличие правил, обеспечивающих:

недискриминационный доступ к работам по оценке соответствия космической техники, выполняемым органом по сертификации в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных органов;

конфиденциальность и неразглашение сведений, полученных при выполнении работ по оценке соответствия космической техники, и составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, других сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;

выполнение требований, установленных подпунктами "г" и "д" пункта 2 критериев аккредитации органов по сертификации, выполняющих работы по оценке соответствия космической техники, и испытательных лабораторий (центров), осуществляющих проведение испытаний и измерений указанной космической техники, предусмотренных приложением N 1 к Правилам аккредитации в области космической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2023 г. N 2195 "Об утверждении Правил аккредитации в области космической деятельности" (далее - критерии аккредитации);

е) наличие у органа по сертификации системы управления документацией (правил документооборота) и учета работников органа по сертификации, выполняющих (участвующих в выполнении) работ по оценке соответствия космической техники, предусматривающей:

правила утверждения и регистрации документов, в том числе поступающих жалоб;

правила учета и документирования результатов работ по оценке соответствия космической техники;

правила ознакомления работников органа по сертификации с документами;

правила резервного копирования и восстановления документов;

правила актуализации документов и внесения в них изменений;

правила фиксации в системе управления документацией даты внесения соответствующих изменений в документы и идентификацию работника, внесшего изменения;

систему хранения и архивирования документов, в том числе правила их хранения и архивирования;

правила систематизации и ведения архива документов, в том числе условия передачи документов в архив, условия выдачи документов из архива, сроки хранения в архиве документов (групп документов), правила регистрации документов, поступающих в архив, условия хранения документов;

систематизированное ведение сведений о работниках органа по сертификации, принимающих участие в работах по оценке соответствия космической техники;

ж) наличие правил размещения и актуализации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органа по сертификации сведений, указанных в подпункте "ж" пункта 2 критериев аккредитации;

з) наличие правил выполнения работ по оценке соответствия космической техники, включающих:

правила подачи и рассмотрения заявки на проведение сертификации;

правила подготовки планов деятельности по оценке соответствия космической техники;

правила проведения оценки соответствия космической техники;

правила проведения анализа результатов оценки соответствия космической техники;

правила принятия решений о выдаче сертификата соответствия, приостановлении, возобновлении и прекращении действия сертификата соответствия, замены и выдачи дубликата сертификата соответствия, предоставления заявителю на проведение сертификации информации об указанных решениях;

правила проведения инспекционного контроля (в случае если инспекционный контроль предусмотрен процедурой оценки соответствия космической техники);

правила рассмотрения жалоб и направления заявителям жалоб ответов по результатам их рассмотрения;

и) наличие правил разработки, внедрения и поддержания системы управления компетентностью работников органа по сертификации, принимающих участие в работах по оценке соответствия космической техники, содержащих в том числе:

критерии определения компетентности работников органа по сертификации по каждой функции, предусмотренной должностным регламентом (инструкцией), определяющим обязанности работника органа по сертификации;

правила определения потребности в повышении квалификации работников органа по сертификации;

правила уполномочивания работников на осуществление отдельных функций;

правила привлечения лиц, не являющихся экспертами по сертификации, к выполнению работ по оценке соответствия космической техники;

правила осуществления контроля за выполнением работниками органа по сертификации должностных регламентов (инструкций), определяющих их обязанности;

к) наличие механизма внутреннего контроля соблюдения установленных требований к системе менеджмента качества органа по сертификации, в том числе:

соблюдения установленных требований к системе менеджмента качества (далее - внутренний аудит), проводимого органом по сертификации;

периодичности проведения внутреннего аудита;

формирования и утверждения программы проведения внутреннего аудита;

формирования документарного отчета по итогам внутреннего аудита, включающего в том числе сведения о мероприятиях, предпринимаемых в связи с выявлением работ по оценке соответствия космической техники, выполненных с нарушением установленных требований (далее - корректирующие мероприятия);

проведения анализа системы менеджмента качества, организуемого руководителем органа по сертификации или его заместителем, включающих периодичность проведения анализа и порядок формирования документарного отчета по итогам анализа;

л) наличие правил осуществления корректирующих мероприятий, устанавливающих процедуры:

анализа причин выполнения работ по оценке соответствия космической техники в форме обязательной сертификации, выполненных с нарушением установленных требований;

выбора необходимых для устранения причин выявленных нарушений корректирующих мероприятий;

анализа результативности корректирующих мероприятий.