Приложение N 4

к государственной программе

Российской Федерации "Восстановление

и социально-экономическое развитие

Донецкой Народной Республики,

Луганской Народной Республики,

Запорожской области

и Херсонской области"

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ

НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ХЕРСОНСКОЙ

ОБЛАСТИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН,

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ КОТОРЫХ УТРАЧЕНЫ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ

БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, А ТАКЖЕ УТРАТИВШИХ ИМУЩЕСТВО ПЕРВОЙ

НЕОБХОДИМОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2024 N 414)

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате боевых действий, а также утративших имущество первой необходимости в результате боевых действий, в рамках федерального проекта "Восстановление (создание) инфраструктуры и содействие экономическому развитию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" государственной программы Российской Федерации "Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее соответственно - субъекты Российской Федерации, меры социальной поддержки, федеральный проект, субсидии).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"имущество первой необходимости" - минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:

предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;

предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка);

предметы мебели для сна - кровать (диван);

предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);

предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованных систем водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь);

"поврежденные жилые помещения" - жилые помещения, которые повреждены в результате боевых действий и требуют проведения капитального ремонта;

"утраченные жилые помещения" - жилые помещения, которые повреждены в результате боевых действий и признаны непригодными для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", либо утрачены (разрушены) в результате боевых действий и признаны таковыми в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Субсидии предоставляются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до указанного Министерства как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 4 настоящих Правил.

4. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мер социальной поддержки, на следующие цели:

а) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" и "д" пункта 5 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений;

б) предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 5 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;

в) приобретение или строительство жилых помещений уполномоченными государственными органами субъектов Российской Федерации для передачи их гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 5 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;

г) оказание финансовой помощи гражданам, указанным в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил, в связи с утратой имущества первой необходимости.

5. Меры социальной поддержки реализуются в отношении:

а) граждан, являвшихся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющих в собственности пригодного для проживания иного жилого помещения, общая площадь которого составляет более 33 кв. метров, или доли в праве общей собственности на пригодное для проживания иное жилое помещение, пропорциональной общей площади более 33 кв. метров такого жилого помещения;

б) граждан, имеющих документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющих в собственности пригодного для проживания иного жилого помещения, общая площадь которого составляет более 33 кв. метров, или доли в праве общей собственности на пригодное для проживания иное жилое помещение, пропорциональной общей площади более 33 кв. метров такого жилого помещения;

в) граждан, не являвшихся собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанных на основании судебного решения, вступившего в законную силу, постоянно проживающими в утраченном жилом помещении, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, и не имеющих в собственности пригодного для проживания иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на пригодное для проживания иное жилое помещение, а также граждан, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, и не имеющих в собственности пригодного для проживания жилого помещения или доли в праве общей собственности на пригодное для проживания иное жилое помещение;

г) граждан, являвшихся собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих в собственности пригодного для проживания иного жилого помещения, общая площадь которого составляет более 33 кв. метров, или доли в праве общей собственности на пригодное для проживания иное жилое помещение, пропорциональной общей площади более 33 кв. метров такого жилого помещения;

д) граждан, жилые помещения которых утрачены в результате боевых действий, право которых на получение мер социальной поддержки установлено судебным решением, вступившим в законную силу;

е) граждан, проживавших в жилом помещении, которое попало в зону боевых действий, и утративших частично или полностью имущество первой необходимости в результате боевых действий.

6. Критериями утраты имущества первой необходимости являются:

а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате боевых действий части находящегося в жилом помещении имущества первой необходимости (не менее 3 предметов) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;

б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате боевых действий всего находящегося в жилом помещении имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

7. Меры социальной поддержки реализуются в отношении граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, ранее не реализовавших право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидий, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное или поврежденное жилое помещение, а также оказания материальной помощи в связи с утратой имущества первой необходимости за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

8. К членам семей граждан, указанных в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, относятся их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве членов семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено.

К членам семей граждан, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, относятся их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также иные лица, признанные решением суда членами семей граждан.

9. Меры социальной поддержки реализуются в отношении одного поврежденного жилого помещения или утраченного жилого помещения.

10. В случае утраты жилого помещения в результате боевых действий после проведения капитального ремонта за счет средств федерального бюджета меры социальной поддержки в соответствии с целями, указанными в подпунктах "а" и "в" пункта 4 настоящих Правил, могут быть реализованы повторно.

11. Размер потребности субъекта Российской Федерации в субсидии на цели, предусмотренные подпунктами "а" и "в" пункта 4 настоящих Правил, рассчитывается в отношении:

а) жилых помещений в составе многоквартирного дома - исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения;

б) объектов индивидуального жилищного строительства - исходя из фактической площади утраченного объекта.

12. Размер потребности субъекта Российской Федерации в субсидиях на цель, предусмотренную подпунктом "б" пункта 4 настоящих Правил, рассчитывается исходя из общей площади (доли общей площади) поврежденного жилого помещения.

13. Размер потребности субъекта Российской Федерации в субсидиях на цель, предусмотренную подпунктом "г" пункта 4 настоящих Правил, рассчитывается исходя из количества граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

14. Размер потребности i-го субъекта Российской Федерации в субсидиях (Зi) определяется по формуле:

00000004.wmz

где:

Sу - общая площадь утраченного жилого помещения;

Рку - размер компенсации за утраченное жилое помещение (на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в размере 45 тыс. рублей);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2024 N 414)

(см. текст в предыдущей редакции)

Sn - общая площадь поврежденного жилого помещения;

Ркп - размер компенсации на ремонт поврежденного жилого помещения (на 1 кв. метр общей площади в размере, не превышающем 10 тыс. рублей);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2024 N 414)

(см. текст в предыдущей редакции)

Руи - размер финансовой помощи в связи с утратой имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека);

К - количество граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества.

15. Размер субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджету i-го субъекта Российской Федерации (Vi), определяется по формуле:

00000005.wmz

где:

Vобщ - размер бюджетных ассигнований, предусмотренных для предоставления субсидий на цели, указанные в пункте 4 настоящих Правил;

Yi - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета.

16. Порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в пункте 5 настоящих Правил, на приобретение жилых помещений или строительство ими объекта индивидуального жилищного строительства, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 5 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения или строительства которых предоставляются субсидии, а также порядок и условия оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой имущества первой необходимости устанавливаются высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

17. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий является потребность субъектов Российской Федерации в осуществлении мер социальной поддержки.

18. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:

а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии, в объеме, необходимом для его исполнения;

в) заключение между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее соответственно - соглашение, Правила предоставления субсидий).

19. Условием реализации мер социальной поддержки в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" и "д" пункта 5 настоящих Правил, являющихся собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность субъекта Российской Федерации либо о строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем им земельном участке в течение 10 лет. Отчуждение указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и земельным законодательством Российской Федерации.

Условием реализации мер социальной поддержки в отношении граждан, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, имеющих документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на жилое помещение, признанное непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении такого жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность субъекта Российской Федерации либо о строительстве жилого помещения на земельном участке после осуществления государственной регистрации права собственности таких граждан на указанное жилое помещение (жилое помещение и земельный участок, на котором оно расположено) в течение 10 лет.

20. Результатом использования субсидий на цели, предусмотренные подпунктами "а" и "в" пункта 4 настоящих Правил, является общая площадь жилых помещений, на приобретение (строительство) которых осуществлены выплаты гражданам, а также жилых помещений, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации гражданам.

Результатом использования субсидий на цель, предусмотренную подпунктом "б" пункта 4 настоящих Правил, является общая площадь жилых помещений, на капитальный ремонт которых предоставлены выплаты гражданам.

Результатом использования субсидий на цель, предусмотренную подпунктом "г" пункта 4 настоящих Правил, является количество граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки в связи утратой имущества первой необходимости.

Значение результата использования субсидий устанавливается соглашением.

21. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств, установленных соглашением, по достижению значений результатов использования субсидий из федерального бюджета, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 18 и 20 Правил предоставления субсидий.

22. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации информации и документов, которые предусмотрены настоящими Правилами, возлагается на субъекты Российской Федерации.

23. Оценка эффективности использования субсидий в отчетном финансовом году осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации путем сравнения значения результата использования субсидий, указанных в соглашении, и фактически достигнутого значения результата использования субсидий.

24. Высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отчетность о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, а также о достижении значения результата использования субсидий по форме и в порядке, которые предусмотрены соглашением.

25. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

26. В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидий, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2024 N 414)

(см. текст в предыдущей редакции)

27. Контроль за соблюдением условий предоставления субсидий осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.