3.4. Точное самолетовождение

3.4.1. Общие правила точного самолетовождения.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3.3.1.1. Главный судья определяет количество соревновательных полетов (от 1 до 4), а также по результатам каких полетов распределяются места спортсменов в спортивном соревновании.

3.3.1.2. Каждый соревновательный маршрут включает: расчет маршрута, навигацию и выдерживание времени, обзорное задание (поиск объектов по фотографиям, поиск наземных знаков, поиск букв на поворотных пунктах), точность приземления.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3.4.2. Расчетное задание и подготовка карты.

3.4.2.1. Участник может войти в комнату планирования полетов за 3 минуты до назначенного времени, чтобы подготовиться к получению конверта с полетным заданием.

3.4.2.2. Карта с четко обозначенными стартовой и финишной точками и поворотными пунктами, а также фотографии наземных объектов также представлены на информационной доске в комнате планирования полета.

3.4.2.3. Конверт с полетным заданием включает: карту соревнований, схемы выхода на стартовую точку и захода на посадку, набор фотографий наземных объектов на маршруте, набор фотоизображений поворотных пунктов, расчетное задание.

Лист с временем взлета, прохода стартовой и финишной точек и поворотных пунктов, указанием скорости на лэгах выдается пилоту при сдаче листа с расчетным заданием.

3.4.2.4. Спортсменам предоставляется 30 минут для выполнения расчетного задания. До истечения 30 минут спортсмен должен сдать бланк с расчетом маршрута и получить лист с расчетом истинной воздушной скорости и времени прохождения стартовой и финишной точек и поворотных пунктов и указанием направления и скорости ветра. Все спортсмены работают с одними и теми же показателями ветра при планировании полета.

3.4.2.5. На выдаваемой спортсменам карте стартовая и финишная точки и поворотные пункты обведены кругами и пронумерованы.

3.4.2.6. Расчетное задание включает вычисление истинного курса для каждого лэга в полных градусах и времени на каждом лэге до секунд. Длина каждого лэга до десятых долей морской мили будет указана. Время на выполнение процедурных разворотов не добавляется.

3.4.2.7. Если погодные условия меняются в течение соревнований (направление ветра более чем на 45° и/или сила ветра более чем на 10 узлов (5 м/с), то для следующей группы участников должен быть выдан новый расчет скорости и истинных курсов на маршруте.

3.4.2.8. Расчет путевой скорости и истинных курсов на лэгах составляется для каждого экипажа на основе заявленной экипажем путевой скорости. Все участники соревнований должны использовать расчеты, предоставленные главным судьей соревнований.

3.4.2.9. Таблица с расчетом путевой скорости и истинных курсов включает:

местное время взлета, прохода стартовой и финишной точек и поворотных пунктах - в часах, минутах, секундах;

истинный курс и путевой угол в полных градусах для каждого лэга;

путевую скорость с учетом направления и силу ветра для каждого лэга;

длину каждого лэга до десятых долей морской мили;

время пролета каждого лэга в минутах и секундах.

3.4.2.10. На выполнение расчетного задания и на работу с картой перед полетом отведено 60 минут, до истечения которых необходимо покинуть комнату планирования полетов. На перемещение к самолету, подготовку его к вылету и выруливание на исполнительный старт дано 15 минут.

3.4.3. Навигация и выдерживание времени

3.4.3.1. Цель упражнения - оценить мастерство спортсменов в точности навигации, и управления самолетом. Задача состоит в полете по маршруту, выдерживании высоты и скорости.

3.4.3.2. Контролируется время взлета, прохождения стартовой и финишной точек маршрута, поворотных пунктов и неизвестных пунктов на маршруте. Пилоты должны совершить посадку не позже указанного в полетном задании времени.

3.4.3.3. На маршруте может быть от 12 до 25 точек, на которых осуществляется контроль времени, включая взлет, стартовую и финишную точки. Контроль времени может осуществляться не на всех поворотных пунктах.

3.4.3.4. Маршрут состоит из не более чем 8 лэгов, все лэги являются прямыми линиями.

3.4.3.5. Неизвестные пункты, на которых производится контроль времени, не могут находиться в пределах первых 0,5 NM (925 м) каждого лэга.

3.4.3.6. Между точками, на которых производится контроль времени, должно быть не менее 2 NM (3,7 км).

3.4.3.7. Стартовую точку маршрута следует пролететь в направлении первого лэга (отрезка маршрута). После прохождения стартовой точки маршрута не допустимы отвороты на более чем 90° от линии заданного пути на лэге за исключением отдельно обозначенных случаев предписанных правилами соревнований.

3.4.3.8. Все поворотные пункты и лэги описаны в полетном задании. Описание и расположение поворотных пунктов на земле должно совпадать с их изображением и расположением на карте. Поворотные пункты должны отстоять от края карты соревнований на расстояние, соответствующее на местности не менее чем 3,0 NM (5,55 км).

3.4.3.9. Расстояние между стартовой и финишной точками для каждого из маршрутов должно составлять не менее 60 NM (111 км) и не более 100 NM (185 км). Общее расстояние для всех маршрутов не должно превышать 270 NM (500 км).

3.4.3.10. Минимальная допустимая истинная скорость составляет 60 узлов (111 км/ч). Заявляемые пилотами истинные скорости должны быть кратны 5 узлам (9,26 км/ч).

3.4.3.11. На схемах выхода на стартовую точку и захода на посадку указаны расположения стартовой и финишной точек. Схемы предоставляются в масштабе 1:50 000.

3.4.3.12. Пересечение противоположного исполнительному старту торца полосы засчитывается как время взлета.

3.4.3.13. Все неизвестные пункты контроля времени, поворотные пункты, стартовая и финишная точки должны быть пройдены внутри ворот.

3.4.3.14. Стартовая точка имеет удлиненные ворота: 1,0 NM (1,85 км) вправо и 1,0 NM (1,85 км) влево (общая ширина ворот составляет 2,0 NM (3,7 км).

Для стартовой точки ворота располагаются перпендикулярно курсу первого лэга. Пересечение линии ворот в противоположном направлении от направления полета на первом лэге в любое время влечет за собой штрафные баллы (пункт 3.4.6.). Временем прохода ворот на стартовой точке считается первое пересечение линии ворот.

Для финишной точки, поворотных пунктов и скрытых контрольных пунктов ворота имеют ширину 0,5 NM (925 м) влево и 0,5 NM (925 м) вправо от соответствующей точки и расположены перпендикулярно входящему курсу.

3.4.3.15. Для поворотных пунктов с предписанным процедурным поворотом ворота имеют ширину 3,0 NM (5,55 км) влево и 3,0 NM (5,55 км) вправо от точки.

3.4.3.16. Стартовую и финишную точку, поворотные пункты и неизвестные контрольные пункты необходимо проходить в пределах ворот (Рисунок 6).

00000010.jpg

Рисунок 6. Ворота на стартовой, финишной точках, поворотных

пунктах и неизвестных контрольных пунктах

3.4.3.17. Бэктрек влечет за собой штрафные баллы, если отклонение от курса на более чем 90 градусов длится более 5 секунд подряд.

После прохождения ворот на поворотном пункте штрафные баллы за отклонение от курса на более чем 90 градусов не начисляются на протяжении первых 0,5 NM (925 м) после поворотного пункта.

3.4.3.18. Выполнение процедурного поворота (Рисунок 7) необходимо, когда угол между направлениями на лэгах составляет менее 90°. В таком случае пилоту предоставляется минута на выполнение поворота. Временем прохождения поворотного пункта засчитывается время пересечения линии ворот при подлете с входящего трека.

00000011.jpg

Рисунок 7. Траектория выполнения процедурного поворота

3.4.3.19. Выполнение процедурного поворота до линии ворот или вне линии ворот (Рисунок 8) влечет начисление штрафных баллов за отклонение от курса на более чем 90°. В таком случае дополнительные штрафные баллы за невыполнение процедурном поворота не начисляются.

00000012.jpg

Рисунок 8. Недопустимые траектории полета и штрафные баллы

3.4.3.20. В соревнованиях используются топографические карты в масштабе 1:150 000 - 1:300 000. Никакие другие карты или схемы, кроме схем выхода на стартовую точку и захода на посадку не могут быть использованы во время соревнований.

3.4.4. Обзорное задание.

3.4.4.1. Обзорное задание заключается в обнаружении объектов по фотографиям и наземных знаков во время сложного навигационного полета.

3.4.4.2. Задание включает:

обнаружение наземных знаков;

обнаружение объектов по фотографиям;

нанесение расположения знаков и объектов на карту.

3.4.4.3. Максимальное общее количество целей и фото - 25, минимальное - 16. Из них:

максимальное количество фотографий объектов - 10, минимальное - 8.

максимальное количество наземных целей - 15, минимальное - 8.

3.4.4.4. Все фотоизображения стартовой и финишной точек и поворотных пунктов истинные. Фотографии сделаны с курса подлета к точке. Поворотный пункт обведен кругом. На каждой фотографии обозначен номер изображенного на ней поворотного пункта.

3.4.4.5. Наземные знаки на поворотных являются буквами латинского алфавита и должны находиться в пределах 30 м от поворотного пункта.

3.4.4.6. Наземные знаки на лэгах не обозначаются буквами латинского алфавита буквами латинского алфавита. Возможные формы указаны в Приложении 5.

Обнаруженные фотографии и знаки необходимо нанести на карту в соответствии с их точным местоположением на маршруте. Обозначение знаков и обнаруженных по фотографиям объектов должно быть однозначным, четким и разборчивым (Рисунок 9).

00000013.jpg

Рисунок 9. Пример обозначения на карте наземных знаков

и соответствующих фотографиям наземных объектов

3.4.4.7. Наземный объект, подлежащий идентификации по фотографии, находится в центре фотографии и обведен кругом.

3.4.4.8. Наземные знаки и объекты для обнаружения по фотографиям не могут располагаться в пределах первых 0,5 NM (925 м) каждого лэга.

3.4.4.9. Все обнаруженные наземные знаки на маршруте и на поворотных пунктах, а также найденные по фотографиям наземные объекты должны быть нанесены пилотом на карту соревнований в соответствии с их расположением на земле.

3.4.4.10. С момента остановки самолета на стоянке и глушения двигателя пилоту дается 5 минут для завершения работы с картой и нанесения всех обнаруженных знаков и объектов.

3.4.4.11. Оценка результатов пилотов производится в минимально возможное время.

3.4.4.12. Оценка обзорного задания:

наземные объекты для обнаружения по фотографиям оцениваются как "верно/неверно установленное местоположение" или "не найдено";

наземные знаки на стартовой и финишной точках и на поворотных пунктах оцениваются как "верно/неверно идентифицированный знак" или "не найдено";

наземные знаки на стартовой и финишной точках и на поворотных пунктах оцениваются как: "верно/неверно идентифицированный знак", "верно/неверно обозначенное местоположение" или "не найдено".

3.4.5. Точность приземления (типы посадок).

3.4.5.1. Выполняются четыре посадки на точность: стандартная посадка, посадка с задросселированным двигателем и с использованием механизации, посадка с задросселированным двигателем без использования механизации, посадка через препятствие.

3.4.6. Таблицы штрафных баллов (Таблица N 24, Таблица N 25), разметка зоны посадок, обозначение и длина секторов, начисление штрафных баллов (Рисунок 10).

Таблица N 24

Таблица штрафных баллов за расчетное задание, навигацию

и выдерживание времени (точное самолетовождение)

П/п

Нарушения, влекущие начисление штрафных баллов

Штрафные баллы за одно нарушение/

секунду/градус

Максимальное количество штрафных баллов за длящееся нарушение

1

Расчетное задание:

1.1.

Отклонение от верного значения более чем на два градуса, за каждый градус

2

1.2.

Отклонение от верного значения более чем на 5 секунд, за каждую секунду

1

1.3.

Максимальное суммарное количество штрафных баллов за расчетное задание

200

1.4.

Сдача листа с выполненным расчетным задание позже чем через 30 минут с момента получения

50

1.5.

Покидание комнаты планирования позднее чем на 30 минут

100

2

Навигационное задание:

2.1.

Задержка/опережение времени взлета (пересечение противоположного исполнительному старту торца полосы) на 61 секунду и более

200

2.2.

Выдерживание времени прохода стартовой и финишной точек, поворотных пунктов:

2.3.

Опоздание/опережение более чем на 2 секунды, за каждую секунду

3

100

2.4.

Не замечен (проход вне ворот)

100

2.5.

Несоблюдение предписанной процедуры разворота

200

2.6.

Несоблюдение минимальной предписанной безопасной высоты

500

2.7.

Бэктрек (отклонение более чем на 90° от курса ЛЗП в течение более 5 секунд между стартовой и финишной точками на маршруте, за каждое нарушение)

200

2.8.

Отклонение от схемы выхода на стартовую точку или захода на посадку, за каждое нарушение

200

2.9.

Посадка после предписанного времени (если таковое указано)

200

3

Обзорное задание:

3.1.

Наземные объекты, обнаруженные по фотографии, и наземные знаки на лэгах, за каждый:

3.1.1.

Погрешность обозначения пилотом расположения объекта или знака на карте от его истинного расположения на более чем 5 миллиметров от истинного местоположения,

или неверный объект,

или неверный знак.

30

3.1.2.

Не найдено

20

3.2.

Наземные знаки на стартовой и финишной точках и поворотных пунктах, за каждый:

3.2.1.

Неверный знак

100

3.2.2.

Не найдено

50

4

Представление бланка ответов предписанного времени (позже, чем 5 минут после остановки колес)

100

5

Переключение с радиочастоты соревнований

200

Таблица N 25

Таблица штрафных баллов за посадки на точность

(точное самолетовождение)

П/п

Начисление штрафных баллов за посадки:

Посадка стандартная

Посадка с задросселированным двигателем и с использованием механизации

Посадка с задросселированным двигателем, без использования механизации

Посадка через препятствие

1.

Максимальное количество штрафных баллов за посадку

400

200

200

400

2.

Посадка вне размеченной зоны или уход на второй круг

300

200

200

300

3.

Посадка с отклонением от нормы

200

200

200

200

4.

Выкат вправо/влево из размеченной зоны

200

150

150

200

5.

Увеличение оборотов двигателя в пределах размеченной зоны посадок

50

50

50

50

6.

Увеличение оборотов двигателя в воздухе после пролета траверза посадочной разметки

200

200

7.

Использование механизации в воздухе после пролета траверза посадочной разметки

200

8.

Задевание препятствия (разрыв ленты)

400

Разметка зоны посадок, обозначение и длина секторов

Штрафные баллы

Посадка стандартная. Посадка через препятствие.

Посадка с задросселированным двигателем с/без использования механизации

Метры

00000014.jpg

00000015.jpg

Рисунок 10. Разметка зоны посадок, обозначение

и длина секторов, начисление штрафных баллов

(точное самолетовождение)

3.4.7. Определение призовых мест и других мест участников спортивных соревнований.

3.4.7.1. Места участников спортивных соревнований определяются по сумме штрафных баллов каждого пилота за выполнение навигационного задания, обзорного задания и выполнение посадок на точность. Сильнейшим считается пилот, набравший минимальное суммарное количество штрафных баллов.

3.4.7.2. Штрафные баллы за выполнение навигационного задания складываются из суммы штрафных баллов за выполнение расчетного задания, штрафных баллов за проход стартовой и финишной точек и суммы штрафных баллов за проход всех поворотных пунктов и неизвестных контрольных пунктов, а также выполнение предписанных процедур поворотов и соблюдение высоты. Сильнейшим считается пилот, набравший минимальное количество штрафных баллов.

3.4.7.3. Штрафные баллы за выполнение обзорного задания складываются из суммы штрафных баллов за обнаружение наземных объектов по фотографиям, обнаружение наземных знаков на лэгах и на поворотных пунктах. Сильнейшим считается пилот, набравший минимальное количество штрафных баллов.

3.4.7.4. В случае равенства сумм штрафных баллов за выполнение навигационного задания, выполнение обзорного задания и выполнение посадок на точность, победителем объявляется пилот, набравший меньшее количество штрафных баллов за навигационное задание.

В случае равенства сумм штрафных баллов за выполнение навигационного задания, победителем объявляется пилот, набравший меньшее количество штрафных баллов за выполнение посадок на точность.