2.6. Оценка выступлений

2.6.1. Судейство программ классического стиля:

2.6.1.1. Судьи по пилотажу независимо друг от друга оценивают качество выполнения каждой фигуры и использование места пилотажа по десятибалльной системе с точностью до 0,5 балла с последующим переводом баллов в очки путем умножения на коэффициент сложности фигуры.

2.6.1.2. Оценка судьи за качество выступления спортсмена равна сумме очков за каждую фигуру комплекса и место пилотажа.

2.6.1.3. В случае необходимости подтверждения оценки HZ может применяться просмотр видеозаписи (пункт 2.7).

2.6.2. Оценки за фигуры:

2.6.2.1. Предполагается, что спортсмен собирается выполнить фигуру правильно и за нее должна быть дана оценка 10,0. За неточности выполнения фигуры оценки снижаются в соответствии с принципами, описанными ниже.

2.6.2.2. Судьями должны приниматься во внимание следующие принципы:

а) геометрия фигуры (рисунок, радиусы, углы, плоскость полета, направление);

б) точность выполнения, которая определяется оценочными критериями, изложенными в "Критериях судейства фигур высшего пилотажа";

в) наличие четкой горизонтальной площадки в начале и конце фигуры;

г) выполненная фигура должна соответствовать последовательности, обозначенной в формах "A", "B", "C", "L", "R". За правильность изображения фигур несет ответственность спортсмен;

д) при оценке составной фигуры принимаются во внимание критерии судейства всех ее элементов, но оценка выставляется за фигуру в целом;

е) фигуры в перевернутом полете оцениваются по тем же критериям, что и в прямом.

2.6.2.3. Отсутствие четкой горизонтальной площадки в начале и конце фигуры влечет за собой уменьшение оценки на 1 балл в каждом случае для каждой фигуры.

2.6.2.4. При завершении фигуры за каждое отклонение от правильного направления полета снимается 1 балл за каждые 5° отклонения (0,5 балла за 2,5°).

2.6.2.5. До начала следующей фигуры спортсмен должен исправить все ошибки в направлении и положении самолета. Если этого не делается, то за каждую последующую фигуру, содержащую ошибку, снимается 1 балл за каждые 5° отклонения (0,5 балла за 2,5°).

2.6.2.6. За все другие отклонения от требуемой геометрии (плоскость полета, направление, угол крена) оценка снижается на 1 балл за каждые 5° (0,5 балла за 2,5°).

2.6.2.7. Проворот вращения с последующим возвратом крыльев в требуемое положение влечет снижение оценки на 1 балл за каждые 5° (0,5 балла за 2,5°) проворота. То же самое относится к завершению петель или частей петель, если нос самолета прошел через требуемое положение и затем возвращен на него.

2.6.2.8. Если фигура пилотажа имеет две или более линий, которые должны быть равной длины, то разница в длине линий должна штрафоваться:

а) видимая разница - на один балл;

б) длины выполненных линий различаются в отношении 1:2 - на 2 балла;

в) далее - до 3 баллов.

За основу берется длина первой выполненной линии.

2.6.2.9. Отсутствие линии до или после вращения штрафуется на 1 балл дополнительно. Если линий нет до и после вращения - снимается только 2 балла.

2.6.2.10. Если единственным вращением на линии является штопор, линия после него может быть выполнена любой длины. Если первым из вращений на линии является штопор, линия после второго вращения может быть выполнена любой длины.

2.6.2.11. Вращения в комбинации с виражами или петлями должны иметь постоянную угловую скорость от начала до конца.

2.6.2.12. Критерии оценки виражей и петель с вращениями подразумевают равномерное расположение вращений по фигуре. Если предписанное количество вращений закончено до/после нужной точки на фигуре, оценка снижается на 1 балл за каждые 5° оставшегося сегмента виража или петли.

2.6.2.13. Несвязанные и противоположные вращения, включая таковые на виражах и штопор, должны быть выполнены как один непрерывный маневр; короткая остановка между вращениями должна быть минимальной, сравнимой с фиксацией при выполнении фиксированных вращений.

2.6.2.14. Если спортсмен выполняет фигуру внутри или вне пилотажного квадрата таким образом, что ее расположение не позволяет достаточно точно определить рисунок фигуры или положение самолета, снижение оценки на 2 балла должно применяться за каждый элемент фигуры, который не может быть должным образом оценен.

2.6.2.15. Если судья по какой-то причине не видел или не может оценить фигуру, он отмечает ее оценкой AV и эта оценка исправляется на усредненное значение в соответствии с принятой программой обсчета результатов.

2.6.3. Оценка "ноль".

2.6.3.1. Причина, по которой судья ставит оценку "ноль", должна быть указана в судейской записке.

2.6.3.2. "Численный ноль" (обозначается 0.0 в судейской записке) ставится, когда суммарное снижение оценки достигает 10 баллов. Если судья оценивает качество выполнения фигуры 0.0, его оценка остается действительной для определения результатов.

2.6.3.3. "Твердый ноль" (обозначается HZ в судейской записке) ставится, когда судья решает, что фигура выполнена неправильно в отношении геометрических ошибок, перечисленных ниже:

а) выполнена любая другая фигура, отличающаяся от изображенной в форме, используемой судьей (форма "B" или "C", "L" или "R");

Примечание: если фигура добавлена в комплекс, используется правило 2.9.1.7.

б) при выполнении виража с бочками вращение закончено, но 90° или более виража еще надо выполнить;

в) при выполнении виража с бочками более 45° вращения выполнено на выходной линии;

г) при выполнении виража с бочками происходит срыв в штопорное вращение;

д) любое отклонение от установленного направления достигает 90°;

е) любое другое отклонение от геометрии фигуры и/или линии пути и/или положения самолета достигает 90°;

ж) пропущена установленная фигура или ее часть;

з) при вводе в штопорное вращение не была достигнута правильная авторотация;

и) при вводе в штопор не была достигнута правильная авторотация;

к) любая часть не была видна, т.к. выполнялась за облаками. Если фигура была видима большинству судей, главный судья должен проинструктировать судей, не увидевших часть фигуры изменить их оценку с HZ на AV;

л) фигура начата за судьями. Если судья считает, что фигура начата за головой судьи, соответствующая отметка должна быть сделана, но фигура должна быть оценена. Решение о том, была ли фигура выполнена за головами судей, принимается большинством голосов судей. Соответственно, оценки всех судей исправляются на HZ по решению большинства.

2.6.3.4. Если следующая за оцененной 0,0 или HZ фигура выполнена правильно в правильном направлении, она должна быть оценена нормальным образом.

2.6.3.5. Если при повторном выполнении комплекса (пункты 2.2.5.3, 2.2.5.4) спортсмен пропускает фигуру или выполняет не ту фигуру в ранее оцененной части комплекса с целью получить преимущество в выполнении оставшейся части комплекса, то оценка за эту фигуру исправляется на HZ.

2.6.3.6. Если полет спортсмена был прерван по команде судьи по безопасности, все фигуры, выполненные до команды судьи оцениваются, за остальные спортсмен получает HZ.

2.6.3.7. Подтвержденная оценка за фигуру "твердый ноль" (CHZ) проставляется главным судьей в протоколе штрафов или отмечается в записке главного судьи.

2.6.3.8. Оценка CHZ определяется по большинству оценок HZ. Если оценка HZ была дана меньшинством судей, но факт наличия ошибки подтверждается видеозаписью, главный судья отмечает ошибочно выполненную фигуру CHZ.

2.6.3.9. Если судья ставит за выполнение фигуры HZ, то:

а) в случае подтверждения главным судьей (CHZ), с просмотром видеозаписи в случае необходимости, все другие оценки, данные судьями за эту фигуру, исправляются на 0 принятой программой обсчета результатов;

б) в случае неподтверждения факта оценка HZ, данная судьей неправильно, исправляется на значение, вычисленное принятой программой обсчета результатов.

2.6.3.10. В спорных случаях, если главный судья не может определить правильность оценки HZ из-за неточностей в правилах, вопрос направляется на решение жюри. После принятия жюри решения, оценки исправляются:

а) если HZ подтвержден, оценки всех судей исправляются на HZ,

б) если HZ не подтвержден, оценки судей, поставивших HZ, исправляются на AV.

В этом случае судьи не получают штрафных очков, влияющих на их рейтинг.

2.6.3.11. Если главный судья обнаруживает, что по одинаковой причине за фигуру даны оценки 0,0 и HZ, например когда величина ошибки в геометрии, превышающая 45°, не может точно быть установлена, и эти нулевые оценки в большинстве, он рекомендует судьям изменить оценку 0,0 на HZ и подтверждает оценку HZ, отмечая в своей записке CZH.

2.6.4. Усредненная оценка AV применяется в случае, если по какой-либо причине судья не смог увидеть или оценить фигуру, или оценка пропущена в судейской записке.

2.6.5. Оценка за место пилотажа:

2.6.5.1. Спортсмены должны стараться выполнять свои программы в пределах пилотажного квадрата и симметрично относительно поперечной оси.

2.6.5.2. В зависимости от высоты и природы выполняемой фигуры, существует также оптимальное расстояние от судей для расположения каждой фигуры. На этом расстоянии геометрические ошибки в фигуре и точный характер фигуры ясны и легко оцениваются.

2.6.5.3. Высшая оценка дается, когда центральная точка соревновательного полета находится над поперечной осью и каждая фигура оптимально расположена внутри пилотажного квадрата.

2.6.5.4. Для определения оценки за место пилотажа судьи должны пользоваться системой пометок, приведенной в Таблице N 13.

Таблица N 13

Система пометок

Расположение фигуры

Пометка в графе позиция (Pos)

Незначительно:

левее идеального

"L" или "Л"

правее идеального

"R" или "П"

слишком близко к судьям

"N" или "Б"

слишком далеко от судей

"F" или "Д"

Значительно:

левее идеального

"LL" или "ЛЛ"

правее идеального

"RR" или "ПП"

слишком близко к судьям

"NN" или "ББ"

слишком далеко от судей

"FF" или "ДД"

2.6.5.5. По окончании комплекса эти пометки должны быть использованы судьей для определения снижения оценки за место пилотажа:

а) минус 0,5 балла за единичную букву;

б) минус 1 балл за двойную букву.

Пример: L, R, N, FF, LL и R соответствует снижению оценки на 4.0 балла.

2.6.5.6. Коэффициент оценки за место пилотажа приведен в Таблице N 14.

Таблица N 14

Коэффициент оценки за место пилотажа

Класс в ПСВП

Коэффициент

Неограниченный (кроме программы "фристайл")

40

С ограничениями

Уровень сложности первый

30

Уровень сложности второй и третий

10

Як-52

30

Промежуточный

30

2.6.6. Оценка программы фристайла:

2.6.6.1. Судьи оценивают комплекс в целом по десятибалльной системе с точностью до 0,5 балла по критериям, приведенным в Таблице N 15.

Таблица N 15

Критерии оценки фристайла

Критерий оценки

Коэффициент

Оценка художественного впечатления

дизайн программы и художественное исполнение;

80

интеграция траекторий полета и положений самолета

80

Оценка технического управления:

техническое совершенство и динамический диапазон;

80

аэродинамическое управление и элементы, управляемые воздушным винтом

80

Оценка места пилотажа:

использование зоны пилотажа и доступного времени для получения максимального преимущества

80

Суммарный коэффициент программы

400

2.6.6.2. Перевод баллов в очки по каждому критерию производится путем умножения на коэффициент сложности.

2.6.6.3. Оценка судьи за качество выступления спортсмена равна сумме очков по каждому критерию.

2.6.6.4. Для хронометража полетов по программе "ПСВП класс неограниченный - фристайл" за начало программы принимается возвращение крыльев в первоначальное положение после третьей отмашки, за окончание программы принимается возвращение крыльев в первоначальное положение после третьей отмашки.

2.6.6.5. Хронометраж производится главным судьей и его помощником и/или судьей-хронометристом.

2.6.6.6. В случае необходимости для подтверждения хронометража программы фристайл может использоваться видеозапись (пункт 2.7).

2.6.7. Судьи фиксируют нарушение нижнего и верхнего пределов высоты пилотирования, прерывание комплекса и добавление фигуры, выполнение отмашек, фигур безопасности и тренировочных фигур.

2.6.8. Протоколы судей регулярно собираются и контролируются помощниками судей и главным судьей.

2.6.9. Результат выступления спортсмена равен оценке за качество минус суммарный штраф из протокола штрафов главного судьи в соответствии с разделом 2.9.