Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 27 декабря 2023 г. N 2337

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 9 ИЮНЯ 2015 Г. N 570

1. В наименовании и пункте 1 цифры "2023" заменить цифрами "2030".

2. Федеральную целевую программу "Развитие Республики Карелия на период до 2023 года", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"Утверждена

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 9 июня 2015 г. N 570

(в редакции постановления

Правительства Российской Федерации

от 27 декабря 2023 г. N 2337)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА"

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия

на период до 2030 года"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Развитие Республики Карелия на период до 2030 года"

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. N 2563-р

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации

Государственные заказчики Программы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации,

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,

Министерство транспорта Российской Федерации,

Федеральное дорожное агентство

Основные разработчики Программы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации,

Правительство Республики Карелия

Цели и задачи Программы

-

целями Программы являются развитие экономического потенциала Республики Карелия и его реализация.

Задачами Программы на 2016 - 2030 годы являются:

повышение конкурентоспособности базовых и создание новых производств и секторов экономики;

инфраструктурное обеспечение экономического развития;

развитие социальной сферы;

обустройство приграничных территорий

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

инвестиции в основной капитал (по отношению к предыдущему году в сопоставимых ценах);

уровень общей безработицы;

среднедушевой денежный доход населения в месяц;

среднемесячная заработная плата;

доля средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования Программы;

привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций;

число созданных рабочих мест;

количество созданных промышленных площадок;

протяженность построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения Республики Карелия;

доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям;

количество построенных и реконструированных мостовых искусственных сооружений;

количество реконструированных объектов опорной сети автостанций Республики Карелия;

количество реконструированных посадочных площадок в приграничных муниципальных образованиях;

количество реконструированных и приобретенных пожарных депо на территории Республики Карелия;

количество семей, имеющих 3 и более детей, которым предоставлены земельные участки для жилищного строительства, обеспеченные необходимой инфраструктурой, в рамках Программы;

количество построенных и реконструированных объектов в сфере здравоохранения, в том числе в приграничных муниципальных образованиях;

созданная площадь под размещение государственных объектов здравоохранения;

количество построенных и реконструированных объектов в сфере культуры, в том числе с целью приспособления к современному использованию, в том числе в приграничных муниципальных образованиях;

количество мест, созданных в дошкольных образовательных организациях, в том числе в приграничных муниципальных образованиях;

количество построенных и реконструированных объектов водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, в том числе в приграничных муниципальных образованиях;

количество построенных и реконструированных объектов инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе в приграничных муниципальных образованиях;

количество построенных зданий аэровокзальных комплексов;

количество мест, созданных в общеобразовательных организациях в приграничных муниципальных образованиях

Сроки и этапы реализации Программы

-

Программа реализуется в 3 этапа:

I этап - 2016 - 2017 годы;

II этап - 2018 - 2023 годы;

III этап - 2024 - 2030 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы на 2016 - 2030 годы составляет 115604,9398 млн. рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 38203,2669 млн. рублей;

консолидированный бюджет Республики Карелия - 4154,8752 млн. рублей;

внебюджетные источники - 73246,7977 млн. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

улучшение в Республике Карелия инвестиционного и предпринимательского климата, способствующего привлечению инвестиций, развитию экспортно ориентированных и импортозамещающих производств, повышению конкурентоспособности Республики Карелия в Северо-Западном федеральном округе за счет устранения инфраструктурных ограничений экономического развития;

основные показатели социально-экономической эффективности (по отношению к уровню 2015 года):

прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах - в 1,43 раза;

снижение уровня общей безработицы на 3,7 процентного пункта

I. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена Программа

1. Анализ социально-экономического положения

Республики Карелия

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены такие национальные цели развития Российской Федерации, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.

В рамках достижения указанных национальных целей развития необходимо в том числе достижение таких целевых показателей, как:

повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов;

улучшение качества городской среды в полтора раза;

обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов;

реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;

реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.

Республика Карелия, являясь приграничным периферийным регионом, имеет важное стратегическое значение для Российской Федерации с точки зрения обеспечения национальной безопасности. По ее территории проходит самая протяженная граница с Европейским союзом - почти 800 километров.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" одними из принципов государственной политики регионального развития являются соблюдение баланса между наращиванием экономического потенциала регионов и сохранением комфортной среды жизнедеятельности населения, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов и повышение уровня конкурентоспособности их экономики на международных рынках.

Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривает создание условий, позволяющих региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики региона.

Такая задача приобретает особую актуальность для Республики Карелия, так как отсутствие действенных мер экономического стимулирования в перспективе неизбежно приведет к прогрессирующему отставанию показателей региона относительно средних показателей по Российской Федерации.

На протяжении последних десятилетий уровень социально-экономического развития Республики Карелия характеризуется отставанием как от среднероссийского уровня, так и от уровня Северо-Западного федерального округа. Так, показатель валового регионального продукта на душу населения по итогам 2016 года составил 78 процентов среднероссийского показателя и 66 процентов такого показателя по Северо-Западному федеральному округу. Несмотря на то, что по этому показателю Республика Карелия переместилась на 30-е место в Российской Федерации, разрыв между показателями сохраняется. В 2021 году среднедушевое значение валового регионального продукта по Республике Карелия почти на 12 процентов ниже среднероссийского уровня и на 40 процентов ниже среднего показателя по Северо-Западному федеральному округу.

Показатель, характеризующий объем инвестиций в основной капитал на душу населения в Республике Карелия, по итогам 2016 года в 1,8 раза ниже среднероссийского показателя и в 2,3 раза ниже такого показателя по Северо-Западному федеральному округу. В 2022 году объем инвестиций в основной капитал на душу населения в Республике Карелия в 1,1 раза ниже в сравнении со среднероссийским значением данного показателя.

Кроме этого, в регионе отмечается высокий уровень безработицы.

По итогам 2016 года число безработных по отношению к экономически активному населению, определенное по методологии Международной организации труда, в Республике Карелия составил 9,2 процента, при среднероссийском уровне - 5,5 процента. По итогам 2022 года превышение среднероссийского уровня общей безработицы сохранилось. Так, среднее значение данного показателя в целом по Российской Федерации снизилось до 3,9 процента, в Республике Карелия - до 5,8 процента.

Несмотря на негативные тенденции, Республика Карелия в настоящее время продолжает играть значимую роль в ряде секторов экономики Российской Федерации. При доле 0,4 процента численности населения Республики Карелия в общей численности населения Российской Федерации Республика Карелия по производству ряда важнейших видов продукции обеспечивает значительный стратегический вклад в экономику Российской Федерации. В Республике Карелия выращивается около 70 процентов всей российской форели, производится 20 процентов железорудных окатышей, 45 процентов газетной бумаги, 22 процента бумаги, 12 процентов целлюлозы древесной и целлюлозы из прочих волокнистых материалов.

Республика Карелия обладает уникальным опытом международного сотрудничества в самых разных областях. На территории Республики Карелия в 70 - 80-х годах XX века реализован крупнейший международный проект, связанный с созданием Костомукшского горно-обогатительного комбината и г. Костомукши.

Медленный и сложный переход национальной и региональной экономики на инновационный путь развития создает риски сохранения отставания экономики Республики Карелия от экономики граничащих с ней территорий Европейского союза и угрозу национальной безопасности.

Решение проблемы социально-экономической стабильности предполагается осуществить с помощью федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2030 года" (далее - Программа).

Для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Республика Карелия сосредотачивает свои усилия и ресурсы на решении острых проблем по следующим направлениям:

инфраструктурное обеспечение экономического развития региона;

экономический рост, который достигается прежде всего путем развития действующих и создания новых производств;

совершенствование государственно-частного партнерства;

рациональное природопользование, обеспечиваемое за счет сбалансированного потребления и развития прогрессивных технологий;

стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство;

повышение качества жизни граждан.

Для решения указанных проблем предлагается реализация Программы исходя из степени приоритетности решения стоящих перед Республикой Карелия задач, выбора перечня мероприятий Программы и привлекаемых дополнительных финансовых ресурсов для их реализации.

Программа предусматривает продолжение инвестирования ранее начатых проектов в реальном секторе экономики, реализацию наиболее важных мероприятий по развитию инфраструктуры, создание и модернизацию ряда производств, обеспечивающих прирост налогооблагаемой базы и создание высокопроизводительных рабочих мест, а также создание дополнительных производств и реализацию проектов по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры.

В результате реализации указанного комплекса мероприятий предусматривается частичное снятие инфраструктурных ограничений экономического роста.

Развитие Республики Карелия в рамках Программы позволит обеспечить модернизацию и диверсификацию экономической сферы и улучшить ситуацию на рынке труда.

Объем финансового обеспечения мероприятий Программы составляет 115,6 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 38,2 млрд. рублей.

Реализация Программы позволяет минимизировать использование бюджетных средств для достижения предусмотренных результатов реализации Программы.

При этом на реализацию проектов экономического развития предусматривается привлечение средств внебюджетных источников в общем объеме 73,2 млрд. рублей.

Прирост поступлений в федеральный бюджет (нарастающим итогом) превысит затраты, предусмотренные на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета, к 2030 году.

Наличие Программы рассматривается как условие привлечения дополнительных частных инвестиций и как государственная гарантия реализации заявленных проектов. При этом ожидается, что приоритет бюджетного финансирования проектов по развитию инфраструктуры обеспечит развитие реального сектора экономики.

Таким образом, Программа нацелена на решение наиболее острых проблем в сфере экономического развития Республики Карелия. Реализация мероприятий Программы позволит создать в Республике Карелия условия для обеспечения конкурентоспособности региональных предприятий в традиционных и новых секторах специализации, связанных с разработкой и углубленной переработкой природных ресурсов, оказанием услуг на основе инновационных технологий, обозначить новые точки экономического роста и сократить отток молодежи.

2. Основные риски, сдерживающие факторы и конкурентные

преимущества Республики Карелия

В качестве ключевых сдерживающих факторов социально-экономического развития региона определяются:

монопрофильная отраслевая структура экономики с незначительным количеством эффективно работающих предприятий, высокая доля продукции с низкой добавленной стоимостью (в том числе во внешней торговле) в общем объеме продукции, значительное количество (11) монопрофильных населенных пунктов;

неравномерность размещения имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий;

значительные территориальные диспропорции в уровне и качестве жизни населения;

ограниченная конкурентоспособность промышленного комплекса с ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевой сферы, высокая ресурсоемкость большинства используемых технологий;

высокий физический и моральный износ основных фондов, медленные темпы технической и технологической модернизации;

недостаточно и неравномерно развитая транспортная инфраструктура;

высокие издержки производства в условиях северной экономики - высокая энергоемкость, крайне низкий уровень газификации Республики Карелия - 8,94 процента (в среднем по Российской Федерации - 71,4 процента);

недостаточная развитость механизмов государственно-частного партнерства;

отток высококвалифицированных кадров в другие регионы Российской Федерации, естественная убыль населения, дисбаланс структуры трудовых ресурсов и низкая заработная плата;

недостаток высокотехнологичных рабочих мест.

Перспективное развитие региона может быть связано со следующими рисками:

конкуренция со стороны соседних регионов Российской Федерации и регионов стран Европейского союза;

волатильность курса рубля по отношению к ведущим валютам и девальвация рубля;

риск зависимости от импорта иностранного оборудования и привозного сырья (энергии);

риск экспортной зависимости;

кризис современной системы международных отношений и дальнейшая изоляция Российской Федерации (в том числе от финансовых инструментов и инвестиционных программ);

увеличение дифференциации между уровнями социально-экономического развития отдельных муниципальных образований Республики Карелия;

усиление противоречий между функциями рекреационного региона и процессами развития промышленного, аграрного и транспортного секторов.

Анализ социально-экономического развития Республики Карелия позволяет выделить ряд следующих конкурентных преимуществ и ключевых факторов развития региона:

богатый природно-ресурсный потенциал - сырьевые ресурсы (железная руда, древесина, торф, щепа), водные ресурсы, туристско-рекреационный потенциал (санаторно-курортные зоны, заповедники, национальные парки), уникальный природно-ландшафтный комплекс;

выгодное экономико-географическое положение - приграничное положение, транзитный потенциал (транзитное железнодорожное и автомобильное сообщение, международные автомобильные пункты пропуска и пункты упрощенного пропуска, приграничная инфраструктура, водный коридор - Беломорско-Балтийский канал);

развитые торгово-экономические и производственные связи с гг. Москвой и Санкт-Петербургом, субъектами Российской Федерации и Республикой Белоруссия;

развитый научно-образовательный комплекс и научный потенциал (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Петрозаводский государственный университет", Карельский научный центр Российской академии наук, филиалы российских вузов, средние специальные учебные заведения) и высокий уровень образования населения;

широкое распространение и применение информационно-коммуникационных технологий, в том числе в сфере управления;

активная гражданская позиция населения и готовность к диалогу представителей общественных организаций и бизнес-структур с Правительством Республики Карелия;

наличие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и поддержки инвесторов (бизнес-инкубатор Республики Карелия, студенческий бизнес-инкубатор, акционерное общество "Корпорация развития Республики Карелия", автономная некоммерческая организация по развитию и поддержке предпринимательства "Центр "Мой бизнес" Республики Карелия", Торгово-промышленная палата Республики Карелия, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия, Фонд развития промышленности Республики Карелия, Фонд по содействию кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Карелия, Фонд "Центр поддержки экспорта Республики Карелия" и Фонд венчурных инвестиций Республики Карелия);

благоприятное состояние окружающей природной среды;

благоприятные межнациональные и межконфессиональные отношения и поддержание общественного порядка.

В условиях меняющихся рыночных тенденций Республика Карелия как часть геоэкономического пространства оказалась перед системными вызовами, которые обусловлены экономической глобализацией и интеграцией и во многом характерны для других российских регионов.

Сдерживающими факторами экономического развития Республики Карелия являются ограниченные возможности бюджетного финансирования мероприятий по модернизации экономики, поскольку 63,2 процента общей суммы расходов консолидированного бюджета Республики Карелия по итогам 2020 года приходилось на первоочередные социально значимые расходы.

Финансовое состояние Республики Карелия осложняется тем, что крупные предприятия, работающие на ее территории, являются структурными подразделениями корпораций, расположенных за пределами Республики Карелия. При этом финансовые показатели структурных подразделений зависят от политики головных организаций.

К одной из основных проблем функционирования экономики Республики Карелия следует отнести дефицитность энергетического баланса, высокую зависимость от привозных видов топлива и цен на них. Потребность в энергоресурсах, особенно в электрической энергии, только на 45 - 50 процентов покрывается за счет выработки электрической энергии на территории Республики Карелия.

Проведение модернизации и структурной диверсификации экономики региона требует внедрения передовых инновационных технологий. Вместе с тем в регионе существуют проблемы инновационного и технологического развития, к которым относятся дефицит у предприятий собственных средств на инновации, неразвитость инновационной инфраструктуры, недостаточное взаимодействие между наукой и бизнесом, неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы.

Кроме общих системных проблем, существуют проблемы в отдельных отраслях экономики Республики Карелия (лесопромышленном и агропромышленном комплексах), а также проблема отсутствия развитой дорожной и транспортной инфраструктуры.

Одним из сдерживающих факторов развития Республики Карелия также является недостаточно развитая материально-техническая база пожарно-спасательных сил Республики Карелия, в том числе состояние зданий пожарных депо, 54 процента которых располагаются в приспособленных зданиях постройки первой половины прошлого столетия.

Вследствие оттока населения происходит снижение количества и качества трудовых ресурсов, что является существенным ограничением для реализации инновационного сценария развития Республики Карелия.

Недостаток бюджетных средств и отсутствие квалифицированного кадрового обеспечения не позволяют обеспечить благоприятные условия для привлечения инвестиций на территорию Республики Карелия и создать новые рабочие места.

Указанные факторы снижают инвестиционную привлекательность Республики Карелия и степень ее конкурентоспособности как внутри Российской Федерации, так и на мировом уровне.

3. Обоснование необходимости использования

программно-целевого метода

Усугубление негативных тенденций в Республике Карелия связано прежде всего с тем, что основой ее экономики является промышленность, представленная в основном градообразующими предприятиями с изношенными и морально устаревшими основными фондами, работающими в секторах традиционной специализации (лесопромышленном и горнопромышленном комплексах) и определяющими экономический и бюджетный потенциалы территории.

Недостаточная развитость транспортной инфраструктуры в регионе является еще одним из сдерживающих факторов развития экономического потенциала Республики Карелия. Доля автомобильных дорог регионального значения на территории Республики Карелия, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования на территории Республики Карелия составляет 63,84 процента. Такой показатель на 8,74 процентного пункта выше средней величины этого показателя по Российской Федерации.

На опорной сети автомобильных дорог, обеспечивающих транспортную связь от федеральных трасс к городам Республики Карелия, границе с Финляндской Республикой и соседним субъектам Российской Федерации, имеются участки, состояние которых препятствует полноценному развитию экономики, в том числе увеличению грузопотоков и использованию туристского потенциала Республики Карелия в полном объеме. Кроме того, из 496 автомобильных дорожных мостов, расположенных на дорожной сети регионального значения на территории Республики Карелия, 192 моста являются деревянными, при этом четверть из них находится в неудовлетворительном состоянии. Ряд железобетонных мостов, построенных в период 60-х годов XX века, также требует выполнения работ по их реконструкции.

Авиационная инфраструктура в Республике Карелия не в полной мере соответствует нормативным требованиям.

Для некоторых населенных пунктов Республики Карелия авиация является единственным видом транспорта, обеспечивающим не только круглогодичную транспортную доступность, но и решение вопросов жизнедеятельности населения. Недостаточное развитие наземных коммуникаций, труднодоступность отдаленных, особенно северных, районов, а также отсутствие альтернативного вида транспорта определяют необходимость развития авиационного сообщения в регионе.

Указанные обстоятельства отрицательно влияют на инвестиционную привлекательность Республики Карелия и сохраняют негативные тенденции в экономике и доходной части бюджета, угрожая нарастанием социальной напряженности.

Государственная поддержка развития Республики Карелия осуществляется в рамках ряда федеральных целевых программ. Однако острота и масштабность сложившейся ситуации в экономике Республики Карелия требуют применения программно-целевого метода решения проблемы стабилизации экономического положения Республики Карелия для обеспечения в обозримой перспективе базиса устойчивого экономического роста и диктуют необходимость концентрации усилий отраслевых ведомств, различных видов государственной поддержки и финансовой помощи за счет средств федерального бюджета в рамках отдельной федеральной целевой программы.

В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", выполнение основных задач в сфере социального развития Арктической зоны Российской Федерации обеспечивается путем модернизации первичного звена здравоохранения, создания условий для увеличения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, формирования в населенных пунктах современной городской среды.

Таким образом, поставленные в рамках Программы задачи будут охватывать наиболее актуальные и приоритетные для Республики Карелия проблемы, предусматривать реконструкцию существующих предприятий и объектов инфраструктуры, в том числе социальной, а также строительство новых производств с созданием рабочих мест. Выполнение Программы позволит осуществлять мероприятия по развитию Республики Карелия в едином комплексе, согласовывать приоритеты федерального, регионального и местного уровней, координировать действия всех заинтересованных сторон и концентрировать ресурсы при решении поставленных задач.

Целесообразность применения программно-целевого метода обусловлена тем, что в рамках Программы предполагается реализация экономически значимых проектов, в том числе направленных на снятие инфраструктурных ограничений Республики Карелия, что потребует достижения баланса интересов власти, общества и бизнеса.

Использование программно-целевого метода позволит обеспечить следующие важнейшие условия для осуществления государственной региональной политики в Республике Карелия:

комплексность механизма, скоординированного по задачам, ресурсам и срокам осуществления производственных, экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем Республики Карелия;

координация государственных усилий по обеспечению экономического роста и стратегическое единство в принятии решений на всех уровнях исполнительной власти;

аккумулирование расходов бюджетов всех уровней для реализации Программы, а также координация, планирование и контроль таких расходов.

Реализация Программы приведет к сокращению диспропорции в развитии Республики Карелия, а также к улучшению условий для обеспечения экономического роста региона.

II. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации,

целевые индикаторы и показатели Программы

Целями Программы являются развитие экономического потенциала Республики Карелия и его реализация.

Для достижения целей Программы необходимо решить следующие основные задачи:

повышение конкурентоспособности базовых и создание новых производств и секторов экономики;

инфраструктурное обеспечение экономического развития;

развитие социальной сферы;

обустройство приграничных территорий.

Указанные задачи требуют детализации для обоснования их необходимости и достаточности исходя из обеспечения достижения целей Программы.

Мероприятия Программы, направленные на повышение конкурентоспособности базовых и создание новых производств и секторов экономики, включают в себя реализацию ряда инвестиционных проектов по развитию производств в сфере горнопромышленного и лесопромышленного комплексов, производства транспортных средств и металлургии, а также по развитию генерирующих мощностей.

Инфраструктурное обеспечение экономического развития предусматривает реализацию проектов, способствующих совершенствованию транспортной логистики, грузо- и пассажирооборота автомобильным, морским, железнодорожным и авиационным транспортом, создание необходимой инфраструктуры земельных участков для жилищного строительства для семей, имеющих 3 и более детей, строительство и реконструкцию объектов коммунального хозяйства и социальной сферы, а также развитие энергетической инфраструктуры.

Развитие социальной сферы включает в себя реализацию перечня мероприятий по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры здравоохранения, образования, культуры, спорта, обеспечению необходимой инфраструктурой населенных пунктов региона с целью повышения качества жизни жителей Республики Карелия.

Таким образом, Программа направлена на развитие Республики Карелия путем решения наиболее острых и актуальных проблем.

Программу предлагается осуществить в 3 этапа.

Основной целью I этапа реализации Программы (2016 - 2017 годы) является модернизация базовых предприятий и секторов экономики и снятие инфраструктурных ограничений экономического развития.

Основной целью II этапа реализации Программы (2018 - 2023 годы) является создание новых предприятий и секторов экономики, а также развитие коммунальной, энергетической и социальной инфраструктуры.

Основной целью III этапа реализации Программы (2024 - 2030 годы) является создание новых предприятий и секторов экономики, а также развитие коммунальной, энергетической и социальной инфраструктуры в приграничных муниципальных образованиях.

Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1.

Реализация Программы может быть досрочно прекращена решением Правительства Российской Федерации по итогам рассмотрения вопроса о ее эффективности.

III. Мероприятия Программы

Решение комплекса задач и выполнение мероприятий Программы ведет к достижению целей Программы - развитие экономического потенциала Республики Карелия и его реализация.

В рамках Программы предусмотрено решение 4 задач по 8 направлениям.

Задача по повышению конкурентоспособности базовых и созданию новых производств и секторов экономики предусматривает выполнение мероприятий Программы и реализацию проектов в рамках Программы по следующим направлениям.

Направлением, связанным с развитием промышленности, предусматривается реализация ряда инвестиционных проектов по развитию производств в сфере горнопромышленного и лесопромышленного комплексов, производства транспортных средств и металлургии, а также по развитию генерирующих мощностей, направленных на повышение конкурентоспособности базовых секторов экономики.

В горнопромышленном комплексе планируется наращивание объемов выпускаемой продукции за счет модернизации производств и создания новых щебеночных предприятий.

Реализация в рамках Программы инвестиционных проектов горнопромышленного комплекса позволит увеличить объемы производства строительных нерудных материалов (гранулы, крошка и порошок, галька, гравий, в том числе щебень) до 22,7 млн. куб. метров в год.

Реализация в рамках Программы инвестиционных проектов на основе рационального и эффективного недропользования на территории Республики Карелия позволит обеспечить рост вклада горнопромышленного комплекса в развитие экономики Республики Карелия и повышение за счет этого благосостояния ее населения. Результатом станет привлечение инвестиций за счет средств внебюджетных источников в размере 23 млрд. рублей.

В лесопромышленном комплексе предусматривается повышение эффективности переработки лесных ресурсов, в том числе за счет реконструкции, модернизации и расширения производства таких организаций, как акционерное общество "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат", общество с ограниченной ответственностью деревообрабатывающий комбинат "Калевала" и других организаций.

Реализация в рамках Программы инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе позволит увеличить объемы производства пиломатериалов до 1018 тыс. куб. метров, ориентированно-стружечных плит - до 400 тыс. куб. метров, бумаги - до 1050 тыс. тонн, мешков бумажных - до 500 млн. штук. Предусматриваются создание 500 новых рабочих мест и привлечение инвестиций за счет средств внебюджетных источников в размере 30,1 млрд. рублей.

В рамках указанного направления ввод в эксплуатацию 2 малых гидроэлектростанций Белопорожские ГЭС-1 и ГЭС-2 в Кемском районе Республики Карелия предусматривает сокращение дефицита электрической энергии в регионе на 49,8 МВт. В рамках реализации проекта "Развитие судостроительного производства" было осуществлено восстановление судостроения на базе имущественного комплекса общества с ограниченной ответственностью "Онежский судостроительно-судоремонтный завод" в результате приобретения имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт". В 2020 году в рамках реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Карелия на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. N 973-р, осуществлена загрузка производственных мощностей акционерного общества "Онежский судостроительно-судоремонтный завод" до 2024 года, завод заключил договоры с группой компаний "Русский краб" и в марте 2020 г. приступил к строительству 7 судов, предназначенных для вылова и перевозки живого краба. Суда должны быть построены в течение 5 лет - с 2020 по 2024 год. Обеспечена загрузка завода на 5 лет серийным строительством судов.

В рамках направления, связанного с развитием агропромышленного комплекса, в 2020 году реализован инвестиционный проект по строительству рыбоперерабатывающего завода с холодильником по переработке трески, пикши и иных видов рыб производственной мощностью свыше 30 тыс. тонн сырья в год в г. Кондопога. С 2016 года осуществлялась реализация проекта по развитию мясного скотоводства абердин-ангусской породы с объемом производства 500 тонн мяса в живом весе в год.

В рамках направления, связанного с созданием промышленных парков, предусматривается формирование инвестиционной площадки, обеспеченной необходимой коммунальной и транспортной инфраструктурой и энергетическими мощностями, предназначенной для размещения промышленных производств в г. Петрозаводске.

В рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Карелия на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. N 973-р, на территории промышленного парка в г. Петрозаводске будет осуществлено строительство производственных зданий в 2024 году.

В рамках Программы также предусмотрено мероприятие по докапитализации Фонда развития промышленности Республики Карелия в целях оказания финансовой поддержки промышленным предприятиям региона.

Фонд развития промышленности Республики Карелия основан с целью модернизации промышленности на территории региона, организации новых производств и реализации политики импортозамещения путем предоставления субъектам деятельности в сфере промышленности финансовой и информационно-консультационной поддержки.

Докапитализация указанного Фонда позволит предоставлять дополнительные льготные заемные финансовые ресурсы промышленным предприятиям региона для осуществления инвестиционной деятельности. Основными получателями средств займа являются региональные предприятия, работающие в приоритетных для региона отраслях - это деревообработка, камнеобработка и пищевое производство. Также указанный Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.

Финансовая поддержка указанным Фондом способствует сохранению рабочих мест, а также созданию новых рабочих мест на предприятиях, осуществляющих выпуск промышленной продукции, увеличению объема инвестиций в основной капитал промышленных предприятий и обновлению основных фондов, увеличению налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

Для устранения инфраструктурных ограничений требуется в первоочередном порядке создать необходимые условия для развития транспортной и энергетической инфраструктуры, а также необходимой инфраструктуры в социальной сфере.

В среднесрочной перспективе предусматривается увеличение пропускной способности автомобильных дорог на территории Республики Карелия, соответствующей растущему объему промышленного производства с учетом освоения новых месторождений и создания предприятий.

Задача по инфраструктурному обеспечению экономического развития предусматривает реализацию мероприятий и проектов по следующим направлениям.

Направлением, связанным с развитием транспортного комплекса и дорожного строительства, предусматривается реализация проектов, способствующих совершенствованию транспортной логистики, грузо- и пассажирооборота посредством автомобильного, морского, железнодорожного и авиационного транспорта.

За счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, уже построено 7 капитальных мостовых переходов взамен аварийных деревянных, выполнена реконструкция мостового сооружения через р. Неглинка по ул. Кирова в г. Петрозаводске, осуществлен первый этап реконструкции участка автомобильной дороги Олонец - Вяртсиля, км 96 - км 118, строительство автомобильной дороги "Медвежьегорск - Толвуя - Великая Губа, км 106 - Больничный", реконструкция ул. Куйбышева от просп. Ленина до набережной Варкауса в г. Петрозаводске. Также осуществляется реконструкция участка автомобильной дороги Петрозаводск - Суоярви, км 25 - км 33, реконструкция мостового перехода на км 9+950 автомобильной дороги "Кола", км 748 - Сегежа.

Выполнение указанных мероприятий позволит обеспечить приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние участков автомобильных дорог, а также создать условия для реализации проектов по развитию промышленности и туризма.

В сфере развития пассажирских перевозок в 2020 году завершено строительство объектов на территории гражданского сектора аэропорта Петрозаводск, реализованное за счет средств федерального бюджета при софинансировании бюджета региона, выполнены реконструкция железнодорожного вокзала г. Петрозаводска за счет средств внебюджетных источников и реконструкция автовокзала в г. Петрозаводске, опорной сети автостанций Республики Карелия с привлечением средств федерального бюджета. Количество реконструируемых объектов для обеспечения пассажирских перевозок определяется предусмотренными объемами финансирования в рамках Программы.

В период с 2028 по 2029 год за счет средств федерального бюджета, а также средств бюджета Республики Карелия планируется реконструкция посадочной площадки в г. Костомукше.

Задача по развитию социальной сферы предусматривает реализацию мероприятий и проектов по направлению, связанному со строительством и реконструкцией объектов коммунального хозяйства, социальной сферы и туризма, предусматриваются реализация мероприятий по повышению качества услуг по водоснабжению и водоотведению в районах Республики Карелия, уровня газификации региона, а также развитие социальной инфраструктуры.

Реализация проекта по строительству объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства для многодетных семей, осуществляется в целях выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и направлена на решение основной проблемы, препятствующей многодетным семьям начать строительство жилых домов на предоставленных или планируемых к предоставлению земельных участках в Республике Карелия (отсутствие необходимой инфраструктуры), а также создать условия для улучшения качества жизни людей.

В рамках указанного направления также реализуются мероприятия по строительству и реконструкции 4 объектов водоснабжения и водоотведения, а также по строительству 11 объектов инфраструктуры газоснабжения.

В период с 2025 по 2026 год будут реализованы следующие мероприятия:

строительство (реконструкция) водоочистных сооружений г. Суоярви, что позволит обеспечить надежное, качественное и бесперебойное водоснабжение населения города. Водопроводные очистные сооружения позволят обеспечить подачу качественной питьевой воды в социальные объекты (школы, детские сады, больницы) и жилые дома г. Суоярви, также будет обеспечено подключение новых абонентов;

реконструкция котельной на биотопливе в г. Суоярви, что позволит обеспечить надежность и развитие систем централизованного теплоснабжения, вывести из эксплуатации котельные, исчерпавшие эксплуатационный ресурс;

строительство магистрального водопровода от насосной станции 1 подъема, расположенной в районе п. Лахденкюля Кааламского сельского поселения, до водоочистной водопроводной станции, расположенной в пер. Фабричный г. Сортавала.

В рамках развития инфраструктуры в сфере здравоохранения произведены реконструкция терапевтического корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова" (надстройка приемного отделения для размещения помещений ангиографического отделения) и реконструкция здания стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи", ул. Кирова, д. 40 (пристройка приемного отделения). Осуществляются строительство блоков "А" и "Б" межрайонной больницы в г. Петрозаводске, отделения судебно-медицинской экспертизы трупов с гистологической лабораторией государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Бюро судебно-медицинской экспертизы" в г. Петрозаводске, реконструкция нежилых помещений под детскую поликлинику в г. Сегежа, а также реконструкция здания стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи", этап "Строительство хирургического корпуса с палатами интенсивной терапии и реанимации".

Строительство блоков "А" и "Б" межрайонной больницы позволит вывести на новый уровень оказание помощи населению Республики Карелия, в том числе создать условия для получения качественных медицинских услуг населением интенсивно застраиваемых жилых районов г. Петрозаводска "Древлянка" и "Перевалка" и организовать стационарное обслуживание жителей Республики Карелия путем расширения до существующих нормативов ряда специализированных стационарных отделений государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова".

Строительство нового здания отделения судебно-медицинской экспертизы трупов с гистологической лабораторией государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Бюро судебно-медицинской экспертизы" в г. Петрозаводске позволит обеспечить внедрение современных технологий экспертных исследований, развитие методического сопровождения компонента экспертного процесса для районных подразделений, организационное объединение гистологических исследований на территории Республики Карелия, доступность, этапность и преемственность между этапами проведения экспертиз трупов и гистологических исследований.

Реконструкция нежилых помещений под детскую поликлинику в г. Сегежа позволит существенно улучшить доступность оказания медицинской помощи детскому населению Сегежского муниципального округа, повысить ее качество и снизить заболеваемость детей.

Строительство хирургического корпуса с палатами интенсивной терапии и реанимации государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи" позволит в значительной степени повысить уровень экстренной медицинской помощи, улучшит качество жизни больных, предотвратит или значительно отсрочит утрату трудоспособности, увеличит продолжительность жизни населения г. Петрозаводска и Республики Карелия в целом.

Также в рамках развития инфраструктуры в сфере здравоохранения в 2028 - 2030 годах планируется строительство больничного комплекса с поликлиникой и стационаром в г. Лахденпохья и детской поликлиники в г. Костомукша. Это позволит создать условия для получения качественных медицинских услуг и улучшить доступность оказания медицинской помощи детскому и взрослому населению.

Строительство детской поликлиники в г. Костомукша позволит создать первый на территории Костомукшского городского округа единый лечебно-профилактический комплекс для амбулаторно-поликлинического обслуживания детей с консультативно-диагностической службой, реабилитационным отделением и стационаром дневного пребывания.

Строительство больничного комплекса с поликлиникой и стационаром в г. Лахденпохья улучшит доступность и качество медицинской помощи. Приобретение современной техники даст возможность использовать современные методы лечения, проводить хирургические вмешательства для выздоровления пациентов. Организация больничного комплекса позволит увеличить площади приемного покоя для экстренных пациентов, реорганизовать травматологический центр на базе приемного отделения, улучшить оказание экстренной и неотложной помощи пациентам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

В рамках развития инфраструктуры в сфере образования построены новые детские сады в пос. Ляскеля (Питкярантский муниципальный округ) на 110 мест, в пос. Ильинский (Олонецкий национальный муниципальный район) на 200 мест и в г. Петрозаводске на 280 мест.

В среднесрочной перспективе предполагается строительство здания детского сада в г. Сортавала на ул. Бондарева на 150 мест, строительство общеобразовательной организации в г. Сортавала на 1100 мест и строительство социально-культурного центра с детским садом на 80 мест и амбулаторией в пос. Хийтола Лахденпохского муниципального района.

Строительство здания детского сада в г. Сортавала на ул. Бондарева позволит решить вопрос увеличивающейся потребности в получении услуг дошкольного образования в связи с улучшением демографической ситуации, миграционными процессами, переводом военнослужащих, сотрудников органов федеральной службы безопасности, таможенных органов и членов их семей на указанную территорию.

Строительство общеобразовательной организации в г. Сортавала позволит обеспечить создание новых мест, включая их оснащение в соответствии с современными условиями обучения, оснащение средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также с учетом перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях.

Строительство социально-культурного центра с детским садом на 80 мест и амбулаторией в пос. Хийтола Лахденпохского муниципального района окажет существенное влияние на комплексное развитие территории Хийтольского сельского поселения в части улучшения социально-экономической ситуации сельского поселения, создания современных условий для дошкольного образования. На территории Хийтольского сельского поселения идет активная застройка частного сектора. Планируется строительство многоквартирного дома для семей военнослужащих в пос. Хийтола.

Реализация этих мероприятий позволит решить вопрос с обеспечением детей местами в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях в необходимом объеме в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса.

В рамках развития инфраструктуры сферы культуры проводится реконструкция административного здания муниципального бюджетного учреждения "Сегежская централизованная библиотечная система". Также в 2020 году завершены реконструкция и проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - здания, расположенного в г. Беломорске, ул. Банковская, д. 26, для создания Музея Карельского фронта, представляющего историю Карельского фронта во время Великой Отечественной войны.

Реконструкция административного здания муниципального бюджетного учреждения "Сегежская централизованная библиотечная система" решает задачи формирования единого культурного и информационного пространства на основе использования имеющегося потенциала и создания новых компонентов культурно-досуговой деятельности, создания оптимальных условий для активного и разнообразного досуга, самореализации и духовного развития жителей г. Сегежа, прежде всего подрастающего поколения.

Кроме того, в рамках развития инфраструктуры сферы культуры предусмотрено строительство Центра культурного развития в г. Лахденпохья в целях организации культурно-досуговой деятельности населения района. Строительство Центра культурного развития создаст новые возможности для творческой самореализации, духовного обогащения и культурного развития жителей, обеспечит их максимальную вовлеченность в культурно-творческую деятельность.

В рамках развития инфраструктуры физической культуры и спорта в период с 2019 по 2020 год реализованы следующие мероприятия:

реконструкция здания спортивного комплекса, расположенного в пос. Боровой Калевальского национального муниципального района.

Реконструкция указанного здания способствует повышению уровня обеспеченности населения пос. Боровой и Калевальского национального муниципального района современными спортивными сооружениями, обеспечению возможности проведения учебно-тренировочного процесса, спортивных и физкультурно-массовых мероприятий на профессиональном уровне, достижению высоких результатов спортсменами района на соревнованиях, приобщению населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также созданию условий для укрепления здоровья населения, проживающего на территории Боровского сельского поселения;

реконструкция стадиона муниципального общеобразовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия средняя общеобразовательная школа N 3.

Реконструкция стадиона обеспечивает возможность проведения спортивных и физкультурно-массовых мероприятий на профессиональном уровне, достижения высоких результатов спортсменами района на соревнованиях, приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, создания условий для укрепления здоровья детей, проживающих на территории Сортавальского муниципального района;

реконструкция стадиона муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия" в г. Костомукше.

Благодаря реконструкции стадиона созданы условия для занятий физической культурой и спортом, а также для укрепления здоровья учащихся этого общеобразовательного учреждения.

На стадионе проводятся занятия в рамках школьной и внешкольной программ, а также занятия по легкой атлетике и гимнастике;

первый этап реконструкции легкоатлетического ядра стадиона в г. Олонце.

В результате реализации первого этапа реконструкции легкоатлетического ядра стадиона в г. Олонце (Республика Карелия) созданы условия для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, развития массового спорта и приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также для развития спорта высших достижений на территории Олонецкого национального муниципального района;

реконструкция легкоатлетического ядра стадиона, расположенного в г. Сегежа, ул. Лесокультурная.

Реконструкция легкоатлетического ядра стадиона, расположенного в г. Сегежа, позволила повысить уровень обеспеченности населения г. Сегежа и Сегежского муниципального округа спортивными сооружениями, обеспечить возможность проведения учебно-тренировочного процесса, спортивных и физкультурно-массовых мероприятий на профессиональном уровне (достижение высоких результатов спортсменами района на региональных и всероссийских соревнованиях), приобщать население к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также создать условия для укрепления здоровья населения, проживающего на территории Сегежского муниципального округа.

В рамках развития инфраструктуры физической культуры и спорта будут реализованы следующие мероприятия:

второй этап реконструкции универсальной загородной учебно-тренировочной базы Школы высшего спортивного мастерства в Прионежском муниципальном районе (местечко Ялгуба);

строительство открытой конькобежной дорожки с искусственным льдом в г. Сортавала.

Реализация второго этапа мероприятия по реконструкции универсальной загородной учебно-тренировочной базы Школы высшего спортивного мастерства в Прионежском муниципальном районе (местечко Ялгуба) с единовременной пропускной способностью от 110 до 150 человек (в зависимости от времени года) способствует развитию спортивной инфраструктуры, повышению доступности и качества спортивных сооружений для регулярных занятий физической культурой и спортом.

Благодаря строительству открытой конькобежной дорожки с искусственным льдом в г. Сортавала планируется увеличение числа лиц, систематически занимающихся конькобежным спортом, физической культурой и спортом в целом в районе, а также увеличение членов сборной команды Республики Карелия по конькобежному спорту.

Реализация мероприятия обеспечит возможность проведения соревнований, привлекая в Республику Карелия как профессиональных спортсменов, так и любителей конькобежного спорта.

Направлением, связанным с развитием энергетической инфраструктуры, предусматривается улучшение доступа к источникам электрической энергии для реализации проектов в г. Петрозаводске.

Строительство воздушной линии электропередачи 330 кВ Ондская - Петрозаводск (2-я воздушная линия) на новом земельном участке необходимо для увеличения ее пропускной способности в целях транзита электрической энергии между энергосистемой Мурманской области и энергосистемой Республики Карелия для выдачи "запертой" мощности электростанций энергосистемы Мурманской области и покрытия дефицита энергосистемы Республики Карелия, что приведет к повышению надежности электроснабжения потребителей энергосистемы Республики Карелия за счет снижения рисков аварийного выделения энергосистемы на изолированную работу с дефицитом мощности.

Выполнение указанных мероприятий предусматривает комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации. В первую очередь эти меры касаются неукоснительного соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды. Защита окружающей среды будет обеспечена путем реализации заложенных в инвестиционные проекты технических и технологических решений, соответствующих современным стандартам и экологическим требованиям.

Выполнение мероприятий Программы позволит к 2030 году достичь значений целевых индикаторов и показателей Программы, предусмотренных приложением N 1 к Программе.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения реализации Программы

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, консолидированного бюджета Республики Карелия и внебюджетных источников (средства предприятий, организаций, инвесторов).

Предложения в отношении распределения затрат между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации разработаны с учетом сложившейся финансово-экономической ситуации в Республике Карелия, характеризуемой значительным объемом дефицита регионального бюджета.

Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 115604,9398 млн. рублей, в том числе за счет:

средств федерального бюджета - 38203,2669 млн. рублей;

средств консолидированного бюджета Республики Карелия - 4154,8752 млн. рублей;

средств внебюджетных источников - 73246,7977 млн. рублей.

Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется исходя из бюджетной заявки на очередной финансовый год, представляемой государственными заказчиками Программы и принятой с учетом возможностей бюджета, потребностей Программы и необходимости продолжения ранее начатых (переходящих) работ.

При этом государственными заказчиками Программы в отношении объектов государственной собственности Республики Карелия и объектов муниципальной собственности являются Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерство транспорта Российской Федерации, а в части строительства и реконструкции сети автомобильных дорог - Федеральное дорожное агентство.

Средства внебюджетных источников планируется привлекать в форме кредитов, различных видов займов, а также в виде собственных средств предприятий-инвесторов.

Объемы финансирования Программы приведены без учета финансирования проектов и мероприятий, входящих в другие федеральные целевые программы или непрограммную часть федеральной адресной инвестиционной программы.

Прочие текущие мероприятия определены в соответствии с целевым содержанием Программы.

Предельные объемы финансирования Программы по источникам расходования приведены в приложении N 2.

Предельные объемы финансирования Программы из федерального бюджета с распределением по государственным заказчикам приведены в приложении N 3.

Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 4.

Сведения о целевых индикаторах и показателях опережающего развития Кемского и Лоухского муниципальных районов, Беломорского и Сегежского муниципальных округов, Костомукшского городского округа Республики Карелия, включенных в состав Арктической зоны Российской Федерации, приведены в приложении N 5.

Информация о мероприятиях по опережающему развитию Кемского и Лоухского муниципальных районов, Калевальского национального муниципального района, Беломорского и Сегежского муниципальных округов и Костомукшского городского округа Республики Карелия, включенных в состав Арктической зоны Российской Федерации, приведена в приложении N 6.

V. Механизм реализации Программы

Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Государственными заказчиками Программы являются:

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

Министерство транспорта Российской Федерации;

Федеральное дорожное агентство.

Разработчиками Программы являются Министерство экономического развития Российской Федерации и Правительство Республики Карелия.

Механизм реализации Программы определяет комплекс мер, осуществляемых государственным заказчиком - координатором Программы и государственными заказчиками Программы в целях повышения эффективности реализации мероприятий Программы и достижения планируемых результатов, а также предусматривает проведение организационных, экономических и правовых мероприятий, необходимых для достижения целей и решения задач Программы.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке с исполнителями мероприятий Программы.

Исполнители мероприятий Программы определяются на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом предложений всех заинтересованных организаций (включая некоммерческие объединения и ассоциации), направленных на решение задач Программы, а также на выполнение мероприятий в экономической, финансовой, производственно-технической и социальной сферах.

Государственный заказчик - координатор Программы формирует организационную структуру управления Программой, разрабатывает и утверждает план мероприятий Программы, а также обеспечивает контроль за их реализацией.

Управление реализацией Программы осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

На федеральном уровне государственный заказчик - координатор Программы выполняет следующие функции:

разработка и реализация мероприятий Программы;

разработка сводной бюджетной заявки;

научно-информационное обеспечение Программы;

подготовка ежеквартальных докладов о ходе выполнения работ по реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств и направление их в Министерство финансов Российской Федерации в установленные сроки.

Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерство транспорта Российской Федерации заключает с Правительством Республики Карелия соглашения (договоры) о финансировании строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности или собственности Республики Карелия (в том числе финансирование на разработку проектно-сметной документации) (за исключением соглашений (договоров) о финансировании строительства и реконструкции сети автомобильных дорог и мостовых сооружений, государственным заказчиком которых является Федеральное дорожное агентство).

Федеральное дорожное агентство заключает с Правительством Республики Карелия соглашения (договоры) о финансировании строительства и реконструкции сети автомобильных дорог и мостовых сооружений.

Министерство экономического развития Российской Федерации заключает с Правительством Республики Карелия соглашения (договоры) о финансировании мероприятий по поддержке хозяйствующих субъектов.

Министерство экономического развития Российской Федерации заключает с Правительством Республики Карелия соглашения (договоры) о финансировании мероприятий по докапитализации Фонда развития промышленности Республики Карелия.

При этом Программой предусмотрено привлечение средств консолидированного бюджета Республики Карелия преимущественно на разработку проектной документации на строительство и реконструкцию объектов республиканской и муниципальной собственности.

Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное дорожное агентство прекращают финансирование строительства и (или) реконструкции объектов в случае невыполнения Республикой Карелия обязательств по их реализации.

Субсидия из федерального бюджета предоставляется в целях финансирования расходных обязательств Республики Карелия по реализации государственных и (или) муниципальных программ в рамках следующих направлений реализации Программы:

создание инфраструктуры промышленной площадки на территории Республики Карелия;

реконструкция объектов опорной сети автостанций Республики Карелия;

реконструкция и приобретение пожарных депо на территории Республики Карелия;

строительство и реконструкция сети автомобильных дорог и мостовых сооружений;

строительство производственных зданий на территории промышленного парка;

обеспечение необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим 3 и более детей;

реконструкция и строительство зданий под размещение государственных объектов здравоохранения;

строительство зданий под размещение дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений;

реконструкция зданий под размещение государственных учреждений культуры, в том числе проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

строительство и реконструкция объектов инфраструктуры в сфере физической культуры и спорта;

строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения;

строительство объектов инфраструктуры газоснабжения;

строительство объекта гражданской авиации.

В государственные программы Республики Карелия в обязательном порядке подлежат включению мероприятия по разработке проектной документации и проведению работ, связанных с выделением и государственной регистрацией земельных участков, необходимых для выполнения мероприятий Программы.

В отношении объектов, проектная документация на которые разработана после 1 сентября 2015 г., применяются нормы и требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Ответственность за своевременное финансирование мероприятий Программы путем предоставления субсидии, а также за их выполнение возлагается на исполнительные органы Республики Карелия.

Государственные заказчики Программы вправе по согласованию с государственным заказчиком - координатором Программы уточнять объемы финансирования мероприятий Программы без изменения общих параметров финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и ухудшения значений индикаторов Программы.

Функциональный механизм реализации Программы включает в себя следующие элементы:

стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов, пропорций структурной политики социально-экономического развития Республики Карелия и ее основных секторов экономики);

экономические рычаги воздействия, позволяющие активизировать финансово-кредитный механизм Программы и стимулировать выполнение мероприятий Программы;

правовые рычаги влияния на экономическое развитие (совокупность нормативных правовых документов федерального и регионального уровней, способствующих развитию деловой и инвестиционной активности и регулирующих отношения федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Республики Карелия, заказчиков и исполнителей Программы в процессе выполнения ее мероприятий и отдельных проектов);

организационная структура управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев административно-хозяйственного управления).

Финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году будет осуществляться при условии обязательного рассмотрения результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетный период с учетом:

полноты и эффективности выполнения мероприятий Программы, целевого использования средств, выделяемых на реализацию Программы;

финансирования Программы по годам, источникам финансирования и направлениям расходов в сопоставлении с объемами, принятыми при утверждении Программы;

заявленных объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

Это позволит обеспечить адаптивность Программы к изменениям внутренней и внешней среды, влияющим на динамику социально-экономического развития Республики Карелия.

Государственный заказчик - координатор Программы выполняет следующие функции по управлению реализацией Программы:

осуществление координации деятельности государственных заказчиков Программы по подготовке и эффективному выполнению ее мероприятий;

принятие мер по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий Программы;

внесение в установленном порядке предложений о корректировке Программы;

подготовка докладов о ходе реализации Программы.

Государственные заказчики Программы осуществляют следующие функции по управлению реализацией Программы:

уточнение размера средств, необходимых для финансирования Программы в очередном финансовом году, представление предложений по размерам и направлениям расходов в рамках Программы на очередной финансовый год и плановый период;

получение ежегодно (целевым назначением) бюджетных ассигнований на реализацию Программы на очередной финансовый год;

разработка мер по привлечению средств внебюджетных источников для выполнения мероприятий Программы;

обеспечение контроля за выполнением мероприятий Программы и за соответствием результатов реализации Программы целевым индикаторам и показателям;

отчет в установленном порядке о ходе реализации Программы, в том числе представление государственной статистической отчетности о ходе реализации Программы.

При этом отчеты (ежеквартальные и годовые) о ходе реализации Программы, включающие информацию об использовании средств федерального бюджета, представляются Правительством Республики Карелия по установленной форме и в сроки, которые установлены государственным заказчиком - координатором Программы.

Ответственность за ежеквартальное и ежегодное обеспечение актуализации целевых индикаторов и показателей Программы в целях принятия при необходимости своевременных управленческих решений по ее корректировке возлагается на исполнительные органы Республики Карелия.

Управление реализацией Программы осуществляется ее государственными заказчиками в рамках текущего финансирования.

Государственные контракты, заключаемые в установленном порядке с исполнителями мероприятий Программы, должны содержать условия об ответственности исполнителя мероприятий Программы за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе право требования от исполнителя мероприятий Программы уплаты неустоек (пеней) в случае:

нарушения срока получения положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию и результаты инженерных изысканий по объекту - в размере 0,5 процента стоимости контракта, но не более 500 тыс. рублей за каждый день просрочки;

нарушения срока ввода объекта в эксплуатацию - в размере 0,5 процента стоимости контракта, но не более 2000 тыс. рублей за каждый день просрочки;

нарушения иных сроков строительства объекта (реализации мероприятия) - в размере от 0,1 до 0,3 процента стоимости контракта, но не более 300 тыс. рублей за каждый день просрочки.

В целях ускорения реализации мероприятий Программы, приведенных в приложении N 4 к Программе, Республикой Карелия могут быть проведены одновременные конкурсные процедуры на выполнение как проектно-изыскательских, так и строительных работ.

VI. Оценка социально-экономической и экологической

эффективности Программы

Реализация Программы позволит обеспечить создание экономических условий для устойчивого развития Республики Карелия с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации.

В рамках реализации Программы предполагается достичь следующих основных показателей:

инвестиции в основной капитал (по отношению к предыдущему году в сопоставимых ценах), процентов;

уровень общей безработицы, процентов;

среднедушевой денежный доход населения в месяц, тыс. рублей;

среднемесячная заработная плата, тыс. рублей;

доля средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования Программы, процентов;

привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций, млн. рублей;

число созданных рабочих мест, тыс. единиц;

количество созданных промышленных площадок, единиц;

протяженность построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения Республики Карелия, км;

доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, процентных пунктов;

количество построенных и реконструированных мостовых искусственных сооружений, единиц;

количество реконструированных объектов опорной сети автостанций Республики Карелия, единиц;

количество реконструированных посадочных площадок в приграничных муниципальных образованиях, единиц;

количество реконструированных и приобретенных пожарных депо на территории Республики Карелия, единиц;

количество семей, имеющих 3 и более детей, которым предоставлены земельные участки для жилищного строительства, обеспеченные необходимой инфраструктурой, в рамках Программы, семей;

количество построенных и реконструированных объектов в сфере здравоохранения, в том числе в приграничных муниципальных образованиях, единиц;

созданная площадь под размещение государственных объектов здравоохранения, тыс. кв. метров;

количество построенных и реконструированных объектов в сфере культуры, в том числе с целью приспособления к современному использованию, в том числе в приграничных муниципальных образованиях, единиц;

количество мест, созданных в дошкольных образовательных организациях, в том числе в приграничных муниципальных образованиях, единиц;

количество построенных и реконструированных объектов водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, в том числе в приграничных муниципальных образованиях, единиц;

количество построенных и реконструированных объектов инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе в приграничных муниципальных образованиях, единиц;

количество построенных зданий аэровокзальных комплексов, единиц;

количество мест, созданных в общеобразовательных организациях в приграничных муниципальных образованиях, единиц.

Эффективность расходования бюджетных средств, направленных на реализацию Программы, основана на результатах выполнения мероприятий Программы при плановых объемах и источниках финансирования.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется за отчетный финансовый год в течение всего срока реализации Программы.

Эффективность расходования бюджетных средств характеризуется следующими показателями:

степень соответствия фактического и планового уровней использования бюджетных средств;

степень исполнения плана выполнения мероприятий Программы;

степень достижения целей и решения задач Программы.

Оценка экологической эффективности Программы определяется по итогам разработки проектной документации.

Степень соответствия фактического и планового уровней использования бюджетных средств характеризуется своевременностью, полнотой и целевым характером использования средств, предусмотренных на реализацию Программы. Оценка этого показателя осуществляется путем сопоставления фактически произведенных в отчетном году затрат по направлениям реализации и мероприятиям Программы с их плановыми значениями.

Оценка степени исполнения плана мероприятий Программы осуществляется на основе информации, характеризующей:

полноту и своевременность выполнения мероприятий, финансируемых за счет средств, предусмотренных на реализацию Программы;

достижение запланированных результатов выполнения мероприятий Программы.

Для выявления степени достижения целей и решения задач Программы в отчетном году фактически достигнутые значения целевых индикаторов и показателей Программы сопоставляются с их плановыми значениями.

Правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Карелия в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий Программы, приведены в приложении N 7.

Адресное (пообъектное) распределение субсидий из федерального бюджета и бюджета Республики Карелия на 2019 - 2030 годы по мероприятиям Программы приведено в приложении N 8.

Методика детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Программы, приведена в приложении N 9.

Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении N 10.

Методика расчета целевых индикаторов и показателей Программы приведена в приложении N 11.

Перечень государственных программ Республики Карелия, предусматривающих софинансирование мероприятий Программы, приведен в приложении N 12.

Приложение N 1

к федеральной целевой программе

"Развитие Республики Карелия

на период до 2030 года"

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА"

Наименование показателя

Фактическое значение показателя

Плановое значение показателя

I этап

II этап

III этап

прирост в 2030 году к 2015 году, единиц (процентных пунктов)

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

Цель "Развитие и реализация экономического потенциала Республики Карелия"

Инвестиции в основной капитал (по отношению к предыдущему году в сопоставимых ценах), процентов

90,6

109,5

101

104

100,5

102

101,2

101,2

100

102

102

102

102,5

102,5

103

103

42,8

Уровень общей безработицы, процентов

8,8

9,2

8,6

8,7

7,4

7,8

8,3

7,7

6

6

5,9

6

5,9

5,7

5,5

5,1

-3,7

Среднедушевой денежный доход населения в месяц, тыс. рублей <1>

25,9

26,2

27,5

29,2

30,9

32,6

35,2

44,5

47,1

50

52,8

55,8

59

62,5

65,9

69,5

43,6

Среднемесячная заработная плата, тыс. рублей <1>

30,7

33,1

34,4

39,4

43

46,5

49,6

56,5

63,2

67,3

71,6

76,1

80,8

85,6

90,3

94,8

64,1

Доля средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования Программы, процентов

-

98,6

96,1

85,3

72,4

44,6

73

62,9

43,6

-

-

-

-

-

-

-

-

Число созданных рабочих мест, тыс. единиц

2,7

2,3

1,2

3,5

2,9

2,5

2,2

2,5

2,7

3

2,9

3,1

3,2

3,3

3,4

3,5

42,2

Задача 1 "Повышение конкурентоспособности базовых и создание новых производств и секторов экономики"

Прирост производства строительных нерудных материалов (гранулы, крошка и порошок, галька, гравий, в том числе щебень), тыс. куб. метров

-

-

-

-

1000

250

700

800

900

-

-

-

-

-

-

-

3650

Прирост производства ориентированно-стружечных плит, тыс. условных куб. метров

-

-

-

-

100

50

-

50

50

-

-

-

-

-

-

-

250

Количество созданных промышленных площадок, единиц

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

Привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций, млн. рублей

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

575

575

1150

2300

Задача 2 "Инфраструктурное обеспечение экономического развития"

Протяженность построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения Республики Карелия, км

-

-

-

-

13,5

-

1,012

-

8,626

-

-

-

-

-

-

-

23,138

Доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, процентных пунктов

29

30

31

32

33,4

36,16

39,25

42,85

46,49

-

-

-

-

-

-

-

17,49

Количество построенных и реконструированных мостовых искусственных сооружений, единиц

-

-

-

-

2

6

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

9

Количество реконструированных объектов опорной сети автостанций Республики Карелия, единиц

-

-

-

-

-

-

1

2

-

-

-

-

-

-

-

-

3

Количество реконструированных посадочных площадок в приграничных муниципальных образованиях, единиц

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

1

Задача 3 "Развитие социальной сферы"

Количество реконструированных и приобретенных пожарных депо на территории Республики Карелия, единиц

-

-

1

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

Количество семей, имеющих 3 и более детей, которым предоставлены земельные участки для жилищного строительства, обеспеченные необходимой инфраструктурой, в рамках Программы, семей

-

-

-

-

-

45

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

45

Количество построенных и реконструированных объектов в сфере здравоохранения, в том числе

-

-

-

-

-

2

-

-

2

1

1

-

-

1

-

1

8

в приграничных муниципальных образованиях, единиц

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

1

2

Созданная площадь под размещение государственных объектов здравоохранения, тыс. кв. метров

-

-

-

-

-

-

-

-

-

12,5

19,86

-

-

-

-

-

32,36

Количество построенных и реконструированных объектов в сфере культуры, в том числе с целью приспособления к современному использованию, в том числе

-

-

-

-

-

1

1 <2>

-

-

-

-

1

1

-

-

-

4

в приграничных муниципальных образованиях, единиц

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

1

Количество мест, созданных в дошкольных образовательных организациях, в том числе

-

-

-

-

-

-

200

390

-

-

-

230

-

-

-

-

820

в приграничных муниципальных образованиях, единиц

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

230

-

-

-

-

230

Количество построенных и реконструированных объектов водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, в том числе

-

-

-

-

7

8 <3>

-

-

-

-

-

3

-

-

-

-

18

в приграничных муниципальных образованиях, единиц

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

-

-

-

-

3

Количество построенных и реконструированных объектов инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе

-

-

-

-

4

1

-

-

-

1

-

-

-

-

-

1

7

в приграничных муниципальных образованиях, единиц

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

Количество построенных зданий аэровокзальных комплексов, единиц

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.