Решение Верховного Суда РФ от 30.11.2023 N АКПИ23-795 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 26 образца договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, приведенного в приложении 3 к Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТОЭК Приморье" о признании недействующим пункта 26 образца договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, приведенного в приложении 3 к Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 26,
приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 26 (далее - Приказ) утверждены Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (далее также - Правила). В приложении 3 к Правилам приведен образец договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее также - Образец договора, форма договора). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 г., регистрационный номер 4764, опубликован 20 июня 2003 г. в "Российской газете" (специальный выпуск), N 119/2.
В пункте 26 Образца договора отражается срок заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее также - договор) с указанием начала и окончания периода его действия в формате определенных календарных дат.
Общество с ограниченной ответственностью "ТОЭК Приморье" (далее также - ООО "ТОЭК Приморье", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 26 Образца договора, ссылаясь на то, что содержащееся в нем условие о действии договора в рамках определенных календарных дат противоречит пункту 1 статьи 432, пункту 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению административного истца, вступление в силу (начало действия) договора должно определяться не ранее момента получения согласования от основного пользователя железнодорожного пути необщего пользования, иной подход к данному вопросу нарушает права контрагента в случае уклонения основного пользователя железнодорожного пути необщего пользования от согласования договора, вследствие чего истекает срок действия договора, определенный календарными датами. В результате контрагент вынужден начинать процедуру заключения нового договора с перевозчиком, а также процедуру согласования с основным пользователем, что влечет неисполнимость судебного акта об обязании основного пользователя согласовать договор между контрагентом и перевозчиком, порождает новые судебные разбирательства, нарушая принцип экономической стабильности гражданских правоотношений.
В обоснование своего требования административный истец указывает, что является собственником железнодорожного тупика, который примыкает к рельсовому пути общества с ограниченной ответственностью "Компас Ойл" (далее - ООО "Компас Ойл"). В 2013 г. между ним и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") был заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, срок действия которого истек в июне 2018 г. 16 мая 2018 г. ОАО "РЖД" направило в адрес ООО "ТОЭК Приморье" два экземпляра договора на новый срок действия для согласования пропуска вагонов по железнодорожным путям необщего пользования ООО "Компас Ойл". В связи с отказом ООО "Компас Ойл" согласовать указанный договор между ОАО "РЖД" и ООО "ТОЭК Приморье", а также заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском. Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 февраля 2020 г. удовлетворены его исковые требования в части обязания ООО "Компас Ойл" согласовать договор. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2023 г., оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 августа 2023 г., удовлетворены требования ООО "ТОЭК Приморье" об обязании ООО "Компас Ойл" заключить с ним договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Между тем ООО "Компас Ойл" уклоняется от исполнения указанной обязанности, вследствие чего оно привлекалось к административной ответственности, а в отношении его руководителя возбуждено уголовное дело. В результате Общество лишено возможности получать услуги по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки и по уборке вагонов даже при наличии судебного акта. Более того, срок действия договора за время судебного разбирательства истек, что повлекло неисполнимость постановления арбитражного суда и необходимость нового согласования договора.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство путей сообщения Российской Федерации упразднено, его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы образованному Министерству транспорта и связи Российской Федерации (пункты 12 и 13). Впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" Министерство транспорта и связи Российской Федерации преобразовано в Министерство транспорта Российской Федерации (далее также - Минтранс России) и Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации (пункт 1).
Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указали, что нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "ТОЭК Приморье" С.Т. поддержала заявленные требования.
Представитель Минтранса России К. не признал административный иск.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации письменно заявило о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "ТОЭК Приморье" С.Т., возражения представителя Министерства транспорта Российской Федерации К., обсудив письменные объяснения Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта осуществляет правовое и техническое регулирование в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте технических средств, в том числе установление классификации, порядка служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий; разработку государственной политики в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Также им определяются основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг. Действие Устава железнодорожного транспорта распространяется и на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования (статья 1).
Статьей 3 Устава железнодорожного транспорта закреплено, что федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании данного устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (далее - правила перевозок грузов железнодорожным транспортом) представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, регулируют порядок приема грузов и не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров для перевозок, порядок их выдачи и определяют условия перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров и с учетом экологической безопасности.
В силу статьи 58 Устава железнодорожного транспорта договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно Положению о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 848 и действовавшему на день издания Приказа, Министерство путей сообщения Российской Федерации являлось федеральным органом исполнительной власти, на который возлагалось проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта, в том числе входящих в состав железных дорог, в области организации и обеспечения перевозочного процесса (пункт 1). К числу его основных задач в области перевозочного процесса относились разработка и утверждение нормативных актов по эксплуатации железных дорог, эксплуатации, обслуживанию и ремонту технических средств, связанных с перевозочным процессом (пункт 6).
Правила утверждены Министерством путей сообщения Российской Федерации во исполнение приведенных полномочий и регулируют взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования (пункт 1.1 Правил).
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Правила, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Данные обстоятельства ранее установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2017 г. N АКПИ17-887 и от 5 октября 2022 г. N АКПИ22-553.
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением порядка издания нормативного правового акта, требований, установленных для их государственной регистрации и опубликования.
Доводы административного истца о том, что пункт 26 Образца договора противоречит пункту 1 статьи 432, пункту 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Статьей 60 Устава железнодорожного транспорта закреплено, что отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором (часть первая). Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования (часть третья).
Гражданское законодательство, как следует из пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 2).
В соответствии со статьей 421 данного кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 64 Устава железнодорожного транспорта, пункта 2.5 Правил договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются не более чем на пять лет.
Из вышеприведенных законоположений не следует, что срок действия договора исчисляется с момента вступления договора в силу.
Пункт 26 формы договора, содержащий норму, указывающую на обязательность включения в договор условия о сроке его действия, соответствует требованиям гражданского законодательства, в том числе статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно части 1 статьи 190 этого кодекса установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Пунктом 2.1 Правил установлено, что формы договора (на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов) определяются в зависимости от принадлежности железнодорожного пути необщего пользования и локомотива, обслуживающего данный железнодорожный путь. Образцы примерного договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договора на подачу и уборку вагонов приведены в приложениях 1 - 6 к Правилам.
Министерство путей сообщения Российской Федерации в рамках своей дискреции определило примерный Образец договора, включив в него условие о сроке действия в формате определенных календарных дат, что не препятствует сторонам сделки использовать иную согласованную формулировку, соответствующую требованиям закона и иных правовых актов, действующих в момент заключения договора.
Федерального закона или нормативного правового акта, устанавливающих иное правовое регулирование и вступающих в противоречие с оспариваемыми нормами, не имеется.
Требования ООО "ТОЭК Приморье" по существу сводятся к изменению действующего правового регулирования, что, в свою очередь, затрагивает вопрос о целесообразности принятия органом дополнения к оспариваемому акту, который суды не вправе обсуждать, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (подпункт "а" пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
При изложенных обстоятельствах оспариваемое предписание, которое не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в упоминаемых им аспектах, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела влечет принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ТОЭК Приморье" о признании недействующим пункта 26 образца договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, приведенного в приложении 3 к Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 26, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей