(введен Постановлением Правительства РФ от 11.03.2023 N 373)
29(1). Экологический эффект (экологические эффекты) от реализации проектов устойчивого развития должен соответствовать:
а) Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в рамках национальной цели развития "Комфортная и безопасная среда для жизни" и Указу Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. N 666 "О сокращении выбросов парниковых газов" с учетом следующих целевых показателей:
ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая р. Волгу, озера Байкал и Телецкое;
снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в 2 раза (к 2030 году);
создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза (к 2030 году);
повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения;
сохранение биологического разнообразия;
б) одному или нескольким результатам, указанным в паспорте национального проекта "Экология".
29(2). Экологические эффекты от реализации проектов устойчивого развития должны предусматривать достижение значений показателей, предусмотренных критериями проектов устойчивого развития по соответствующему направлению.
29(3). Основными экологическими эффектами, на достижение которых направлен проект устойчивого развития в результате его внедрения и реализации в целях достижения показателей, предусмотренных критериями проектов устойчивого развития по соответствующему направлению, являются:
а) снижение выбросов загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), в атмосферный воздух стационарными источниками;
б) снижение выбросов парниковых газов (в пересчете на CO2-эквивалент), рассчитываемых по сфере охвата 1 (прямые выбросы) и по сфере охвата 2 (косвенные выбросы);
в) снижение удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников негативного воздействия на окружающую среду (например, в расчете на кВт·ч, тонно-километр, пассажиро-километр и др.);
г) повышение эффективности использования исходных сырья и материалов, а также снижение потребления материальных и энергетических ресурсов (электроэнергии, теплоэнергии, топлива и др.);
д) снижение удельных показателей потребления природных ресурсов;
е) сокращение удельных показателей образования отходов производства и потребления, в том числе за счет внедрения малоотходных и безотходных технологий (например, в расчете на человека, на единицу производимой продукции и др.), и снижение класса опасности отходов;
ж) увеличение показателей утилизации отходов;
з) увеличение доли нормативно очищенных сточных вод в объеме сбрасываемых в поверхностные водные объекты сточных вод, требующих очистки, способствующее снижению концентраций загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в воде в водном объекте до предельно допустимого уровня, соответствующего назначению объекта, и ниже;
и) увеличение площади или протяженности восстановленных водных объектов и (или) создание новых водных объектов;
к) увеличение протяженности очищенной прибрежной полосы водных объектов;
л) увеличение площади лесовосстановления и лесоразведения;
м) увеличение площади территории, на которой восстановлено нарушенное состояние окружающей среды;
н) увеличение показателей сохранения биологического разнообразия;
о) прочие существенные экологические эффекты, которые вносят значительный вклад в улучшение экологической ситуации в регионе реализации проекта (проектов) устойчивого развития или в сфере деятельности инициатора, при условии соответствия предъявляемым требованиям.
29(4). Оценка воздействия проектов устойчивого развития на окружающую среду и климат проводится инициатором и состоит из следующих этапов:
а) определение экологического эффекта инициатором;
б) оценка экологического эффекта инициатором.
29(5). При определении экологического эффекта, связанного с реализацией проекта устойчивого развития, учитываются изменение уровня воздействия на окружающую среду и климат, а также текущее состояние окружающей среды, на которую может оказать влияние реализация проекта устойчивого развития. При определении экологического эффекта оценивается возможность его соответствия критериям проектов устойчивого развития (в зависимости от специфики зеленого проекта или адаптационного проекта).
29(6). При определении экологического эффекта оцениваются:
а) целевые показатели достижения экологического эффекта (далее - целевые показатели) - количественные значения показателей достижения экологического эффекта, которые планируется достичь в результате реализации проекта устойчивого развития;
б) промежуточные показатели достижения экологического эффекта (далее - промежуточные показатели) - количественные значения показателей достижения экологического эффекта, которые планируется достичь к определенному этапу реализации проекта устойчивого развития;
в) фактический показатель достижения экологического эффекта (далее - фактический показатель) - количественное значение показателя достижения экологического эффекта, которое достигнуто к определенному этапу реализации проекта устойчивого развития, а также количественное значение показателя достижения экологического эффекта, которое достигнуто после завершения периода реализации проекта устойчивого развития (с учетом сроков достижения экологического эффекта, предусмотренных проектом устойчивого развития).
29(7). Оценка достижения экологического эффекта проводится путем сравнения полученного в результате реализации проекта устойчивого развития фактического показателя с заявленными целевыми показателями. Допустимый размер отклонения (в меньшую сторону) в части достигнутых фактических показателей не может превышать 10 процентов значения промежуточных и целевых показателей.
29(8). Для проекта устойчивого развития может быть определено несколько экологических эффектов, в том числе из экологических эффектов, указанных в пункте 29(3) настоящего документа. Для каждого экологического эффекта устанавливаются целевые и промежуточные показатели. Для одного экологического эффекта может быть установлено несколько целевых и промежуточных показателей.
29(9). Целевые показатели определяются инициатором на этапе подготовки проекта устойчивого развития и подачи заявки на проведение верификации с приложением обоснованного расчета.
Фактические показатели определяются инициатором в течение срока действия инструмента финансирования устойчивого развития либо за пределами указанного периода, если экологический эффект достигнут по истечении срока действия инструмента финансирования устойчивого развития. Сведения о достижении фактических показателей, включающие расчеты и обосновывающие материалы, подлежат включению инициатором в регулярную отчетность.
Результаты оценки экологического эффекта от проекта устойчивого развития могут включать в себя оценку влияния проекта на общее воздействие инициатора на окружающую среду для оценки эффективности проекта устойчивого развития.
29(10). В рамках верификации на этапе определения соответствия верификатором проводится оценка потенциального воздействия проекта устойчивого развития на окружающую среду и климат.
29(11). С учетом специфики проекта устойчивого развития верификатор должен проверить (в том числе оценить на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в случае, если это применимо к конкретному проекту устойчивого развития):
а) наличие заявленных инициатором ключевых параметров и результатов проекта устойчивого развития, а также оценить их соответствие целям Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р;
б) наличие заявленных инициатором параметров производимых, приобретаемых или внедряемых в рамках проекта устойчивого развития оборудования и технологий;
в) наличие заявленных инициатором методологических подходов, методов и методик, используемых при определении целевых, промежуточных и фактических показателей экологических эффектов;
г) наличие заявленных инициатором данных измерений и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, данных количественного определения выбросов парниковых газов, сбросов загрязняющих веществ, концентраций загрязняющих веществ, объемов (массы) образования и утилизации отходов, учета природных и иных ресурсов, а также удостовериться, что измерения проведены сертифицированным оборудованием, аккредитованными и аттестованными лабораториями, а количественное определение выбросов и поглощений парниковых газов выполнено в соответствии с российскими и (или) международными методиками;
д) полноту представленных инициатором документов для оценки экологического эффекта от реализации проекта устойчивого развития, включая выявление потенциальных негативных факторов, влияющих на достижение экологического эффекта от реализации проекта устойчивого развития;
е) комплект разрешительной документации в области охраны окружающей среды (в том числе комплексные экологические разрешения, действующие разрешения на выбросы, декларация о воздействии на окружающую среду, отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, планы снижения выбросов загрязняющих веществ, планы снижения сбросов загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, нормативы допустимых сбросов, нормативы допустимых выбросов, разрешение на временные выбросы, разрешение на временные сбросы, программа повышения экологической эффективности, план мероприятий по охране окружающей среды), результаты проведения государственной экологической экспертизы (в случае если необходимость проведения такой экспертизы предусмотрена законодательством Российской Федерации), отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности (на основании требований, установленных пунктом 11 статьи 67.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды");
(пп. "е" в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2023 N 2415)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) наличие заявленных инициатором внутренних документов инициатора в сфере охраны окружающей среды, экологической, ресурсной (в том числе энергетической) эффективности технологических процессов, средозащитной техники и др., документов системы экологического менеджмента, экологической отчетности, включая информацию, подготовленную в рамках публичной нефинансовой отчетности, выпускаемой инициатором в целях определения соответствия проекта устойчивого развития требованиям настоящего документа;
з) убедительность выбранного экологического эффекта, по которому будет оцениваться проект устойчивого развития ("портфель" проектов устойчивого развития);
и) убедительность выбранных промежуточных, фактических и целевых показателей, а также правильность их расчетов;
к) наличие заявленных инициатором отчета об оценке воздействия заявляемого проекта устойчивого развития на окружающую среду и климат (далее - отчет), который должен содержать в себе прогнозную оценку потенциально значимого воздействия на окружающую среду и климат в проекте планируемой или осуществляемой хозяйственной и (или) иной деятельности, и рекомендаций в отношении мероприятий, которые предотвращают и (или) снижают выявленное негативное воздействие на окружающую среду и климат.
29(12). В отчет рекомендуется включить также следующие разделы:
а) общие сведения о проекте, планируемой или осуществляемой хозяйственной и (или) иной деятельности;
б) оценка текущего состояния компонентов окружающей среды в предполагаемом месте реализации проекта планируемой или осуществляемой хозяйственной и (или) иной деятельности, включая состояние атмосферного воздуха, почвенных, земельных и водных ресурсов, а также растительности, животного мира и особо охраняемых природных территорий;
в) описание климатических, геологических, гидрологических и ландшафтных условий на территории предполагаемой зоны влияния проекта планируемой или осуществляемой хозяйственной и (или) иной деятельности;
г) оценка текущего состояния здоровья населения с учетом воздействия экологических факторов, а также социально-экономическая характеристика территории;
д) анализ требований законодательства в области охраны окружающей среды к строительству и эксплуатации в рамках заявляемого инициатором проекта устойчивого развития;
е) информация о характере и масштабах потенциального воздействия на окружающую среду и климат планируемой или осуществляемой хозяйственной и (или) иной деятельности, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
ж) рекомендации по предотвращению или минимизации выявленного негативного воздействия на окружающую среду и климат, предложения по проведению экологического мониторинга и производственного экологического контроля;
з) анализ неопределенностей и ограничений в определении воздействия на окружающую среду, а также рекомендации по их устранению;
и) информация о выявленных негативных факторах, влияющих на достижение экологического эффекта от реализации проекта устойчивого развития, и мерах по их смягчению или компенсации;
к) эколого-экономическое обоснование целевых и промежуточных показателей;
л) эколого-экономическая оценка реализации проекта устойчивого развития;
29(13). Перечень документов, которые прилагаются к отчету, и их содержание формируются инициатором.
29(14). В рамках верификации на этапе определения соответствия оценка воздействия проекта устойчивого развития на окружающую среду и климат определяется верификатором на основе оценки обоснованности представленных инициатором расчетов и прилагаемых к ним материалов.
Для оценки обоснованности расчетов верификатор вправе запросить у инициатора дополнительные расчеты и документы, обосновывающие представленные расчеты соответствующих показателей.
Указанные запросы формируются верификатором исходя из необходимости оценки соблюдения инициатором требований законодательства Российской Федерации при реализации проекта устойчивого развития, в том числе в части соблюдения требований к оценке воздействия на окружающую среду в отношении планируемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямой или косвенный экологический эффект на окружающую среду, а также в части проведения оценки воздействия на окружающую среду, государственной экологической экспертизы, отсутствия сведений об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду при реализации проектов устойчивого развития, о воздействии на население.
Оценка воздействия проекта устойчивого развития на окружающую среду и климат может осуществляться посредством выезда верификатора на место реализации проекта устойчивого развития, а также посредством направления в контрольные (надзорные) органы в соответствии с их компетенцией и (или) отраслевые научные и экспертные организации запросов в рамках межведомственного информационного взаимодействия или запросов на электронном и бумажном носителях.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей