Рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований

Рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных

мер для обеспечения соблюдения обязательных требований <2>

--------------------------------

<2> Влияющих на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В 2022 году на территории Российской Федерации количество происшествий с транспортными средствами, имеющими технические неисправности, уменьшилось на 13,6% (6580, 5,2% от общего количества ДТП), в которых 1 тыс. человек погибли и более 9 тыс. получили ранения.

00000003.png

Среди видов технических неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация, по результатам анализа ДТП выявляются следующие характерные нарушения: наличие конструктивных изменений по сравнению с серийным транспортным средством, сведения о которых отсутствуют в регистрационных документах - 1510 (22,9%); на одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций, моделей, с различными рисунками протектора - 1035 (15,7%); коэффициент светопропускания стекол менее нормативного - 762 (11,6%); шины не соответствуют модели транспортного средства - 453 (6,9%); неисправность внешних световых приборов - 605 (9,2%); износ рисунка протектора - 420 (6,4%); неисправность рабочей тормозной системы - 19 (0,5%).

00000004.png

При осуществлении рассматриваемого в данном разделе вида деятельности контролируемым лицам необходимо соблюдать требования положений нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора). Ниже представлены рекомендованные к выполнению конкретные меры (мероприятия) в соответствии с приведенным анализом ДТП, в местах совершения которых зарегистрированы наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований.

Неисправность рабочей тормозной системы

N п/п

Обязательное требование

Положение нормативного правового акта

1.

Обеспечить соответствие эффективности торможения рабочей тормозной системы обязательным требованиям <1>.

Подпункт 1.1 пункта 1 приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 <2>,

Приложение N 8 к ТР ТС 018/2011 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств", утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 <3>

--------------------------------

<1> Нормативам эффективности торможения согласно таблицам 1.3 (при проверках на роликовых стендах) или 1.4 (при проверках в дорожных условиях).

<2> Далее - "Основные положения".

<3> Далее - "ТР ТС 018/2011".

2.

Обеспечить герметичность гидравлического тормозного привода.

Подпункт 1.2 пункта 1 приложения к Основным положениям

3.

Обеспечить герметичность пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов. Также обеспечить отсутствие утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер.

Подпункт 1.3 пункта 1 приложения к Основным положениям

4.

Обеспечить отсутствие перегибов, трещин, видимых перетираний, надрывов, надрезов, разрывов на тормозных трубопроводах и шлангах.

Подпункт 1.4 пункта 1 приложения к Основным положениям

5.

Обеспечить исправное действие средств сигнализации и контроля тормозных систем, манометров пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройства фиксации органа управления стояночной тормозной системы.

Подпункт 1.5 пункта 1 приложения к Основным положениям

6.

Обеспечить, чтобы гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, не соединялись друг с другом с использованием дополнительных переходных элементов. Также расположение и длина гибких тормозных шлангов должны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес транспортного средства. Расположение или длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов не должна приводить к их повреждениям при взаимных перемещениях тягача и прицепа (полуприцепа).

Подпункт 1.6 пункта 1 приложения к Основным положениям

7.

Обеспечить отсутствие трещин или остаточной деформации на деталях тормозного привода.

Подпункт 1.7 пункта 1 приложения к Основным положениям

8.

Обеспечить наличие регулятора тормозных сил, предусмотренного изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации транспортного средства.

Подпункт 1.8 пункта 1 приложения к Основным положениям

9.

Обеспечить, чтобы стояночная тормозная система удерживала неподвижное состояние:

транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне до 16 процентов включительно;

легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии - на уклоне до 23 процентов включительно;

грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - на уклоне до 31 процента включительно.

Подпункт 1.9 пункта 1 приложения к Основным положениям

10.

Обеспечить надежность крепления и отсутствие видимых повреждений элементов антиблокировочной тормозной системы.

Подпункт 1.10 пункта 1 приложения к Основным положениям

11.

Обеспечить исправность антиблокировочной тормозной системы, предусмотренной изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.

Подпункт 1.11 пункта 1 приложения к Основным положениям

Неисправность внешних световых приборов

1.

Обеспечить соответствие количества, расположения, назначения, режима работы, цвета огней внешних световых приборов и световой сигнализации на транспортном средстве требованиям, предусмотренным изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.

Подпункт 3.1 пункта 3 приложения к Основным положениям

2.

Обеспечить соответствие класса источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации, классу такого источника света, предусмотренному изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации

Подпункт 3.2 пункта 3 приложения к Основным положениям

3.

Обеспечить соответствие регулировки фар обязательным требованиям ТР ТС 018/2011.

Подпункт 3.3 пункта 3 приложения к Основным положениям

4.

Обеспечить исправность и наличие автоматического корректирующего устройства угла наклона фар, фары ближнего света, имеющие источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен, предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации либо установленные при внесении изменений в конструкцию транспортного средства.

Подпункт 3.4 пункта 3 приложения к Основным положениям

5.

Обеспечить наличие и отсутствие повреждений рассеивателей внешних световых приборов.

Подпункт 3.5 пункта 3 приложения к Основным положениям

6.

Обеспечить, чтобы установленные оптические элементы были предусмотрены конструкцией светового прибора.

Подпункт 3.6 пункта 3 приложения к Основным положениям

7.

Обеспечить, чтобы при включении передачи заднего хода фонари заднего хода включались и работали в постоянном режиме.

Подпункт 3.9 пункта 3 приложения к Основным положениям

8.

Обеспечить, чтобы при воздействии на органы управления рабочей или аварийной тормозной системы сигналы торможения (основные и дополнительные) включались и излучали свет в постоянном режиме.

Подпункт 3.10 пункта 3 приложения к Основным положениям

9.

Обеспечить работу габаритных и контурных огней в постоянном режиме

Подпункт 3.11 пункта 3 приложения к Основным положениям

Несоответствие колес и шин установленным требованиям

1.

Обеспечить наличие на транспортном средстве установленных шин, размерность, категория скорости и несущая способность которых предусмотрены изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации

Подпункт 5.1 пункта 5 приложения к Основным положениям

2.

Обеспечить наличие на транспортном средстве категорий M1 и N1 установленных зимних шин <1> в зимний период (декабрь, январь, февраль), а также отсутствие на транспортном средстве установленных шин с шипами противоскольжения, применяемых в летний период (июнь, июль, август).

Подпункт 5.2 пункта 5 приложения к Основным положениям

3.

Обеспечить, чтобы на транспортном средстве установленные шины с высотой протектора, не были равны высоте хотя бы одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин) этой шины.

Подпункт 5.3 пункта 5 приложения к Основным положениям

4.

Обеспечить остаточную глубину рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) более:

для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;

для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1 мм;

для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;

для транспортных средств категорий M2, M3 - 2 мм.

Подпункт 5.4 пункта 5 приложения к Основным положениям

5.

Обеспечить остаточную глубину рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии <2>, более 4 мм (во время эксплуатации на указанном покрытии).

Подпункт 5.5 пункта 5 приложения к Основным положениям

6.

Обеспечить установку на одну ось транспортного средства шин <3> одинаковых размеров, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с одинаковыми категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних или не зимних, новых или восстановленных, новых или с углубленным рисунком протектора.

Подпункт 5.8 пункта 5 приложения к Основным положениям

Нарушение требований к обзорности с места водителя

--------------------------------

<1> Зимние шины, шины с шипами противоскольжения (в случае их применения) устанавливаются на все колеса транспортного средства.

<2> Маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками "M+S", "M&S", "M S" (при отсутствии индикаторов износа).

<3> Указанные требования не применяются в случае временной установки на транспортное средство запасной шины.

1.

Обеспечить отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя <1>.

Подпункт 4.2 пункта 4 приложения к Основным положениям

2.

Обеспечить, чтобы светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, составляло не менее 70 процентов, а для транспортных средств, оснащенных броневой защитой, не менее 60 процентов. <2>

Подпункт 4.2 пункта 4 приложения к Основным положениям

Наличие конструктивных изменений по сравнению с серийным транспортным средством, сведения о которых отсутствуют в регистрационных документах

1.

Обеспечить, чтобы в конструкцию колесного транспортного средства вносились изменения в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. N 413.

Подпункт 9.10 пункта 9 приложения к Основным положениям

--------------------------------

<1> За исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла.

<2> В верхней части ветрового стекла допускается наличие светозащитной полосы, выполненной в массе стекла, либо крепление светозащитной полосы прозрачной цветной пленки: на транспортных средствах категорий M1, M2 и N1, а также L6 и L7 (с кузовом закрытого типа) - шириной не более 140 мм, а на транспортных средствах категорий M3, N2 и N3 - шириной, не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем. Если тонировка выполнена в массе стекла, ширина затеняющей полосы должна соответствовать установленной изготовителем транспортного средства. Светопропускание светозащитной полосы не нормируется.