Введение

Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года <1>, учитывающие цели устойчивого развития Организации Объединенных Наций (далее - ЦУР) <2>, и цель по достижению Россией нетто-нулевых выбросов к 2060 году <3>, сохраняют свою актуальность и значимость для обеспечения сбалансированного социального и экономического развития Российской Федерации, а также сохранения и восстановления окружающей среды.

--------------------------------

<1> Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

<2> Цели устойчивого развития предусмотрены в Декларации "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года.

<3> Установлена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 года N 3052-р "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года".

Компании из дружественных стран <4> все больше обращают внимание на то, учитывают ли их потенциальные контрагенты повестку устойчивого развития и климатическую повестку, обеспечивают ли информационную прозрачность деятельности в части параметров, связанных с устойчивым развитием. В связи с этим для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке российским компаниям важно обеспечить трансформацию своих бизнес-процессов с учетом необходимости внесения вклада в достижение ЦУР и целей Парижского соглашения <5>.

--------------------------------

<4> Под дружественными понимаются страны, не включенные в список стран, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 430-р "Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц".

<5> Парижское соглашение от 12 декабря 2015 года, принятое 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, подписанное от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 22 апреля 2016 года, принятое в Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 года N 1228 "О принятии Парижского соглашения".

С учетом этого Банк России продолжает работу по содействию трансформации бизнеса российских компаний в организации их бизнес-процессов с целью максимального учета стратегического вектора развития российской экономики, связанного с устойчивым развитием. В рамках этой работы Банк России стремится создавать условия, направленные на вовлечение возможно большего количества участников финансового рынка в финансирование проектов и процессов, вносящих вклад в достижение национальных целей развития и целей Парижского соглашения, а также обеспечить учет российскими компаниями рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием, для поддержания финансовой стабильности.

Интеграция национальных целей развития, ЦУР и целей Парижского соглашения в стратегическое целеполагание российских компаний через разработку ими стратегии устойчивого развития (далее - СУР) и стратегии климатического перехода (далее - СКП) является первоочередным шагом для трансформации бизнеса с целью обеспечения его устойчивого развития, в том числе в рамках глобального перехода к экономике с низким уровнем выбросов парниковых газов.

Учет компаниями ESG-факторов и вопросов устойчивого развития при организации корпоративного управления и в рамках формирования цепочек создания стоимости обеспечивает большую устойчивость бизнеса к рыночной волатильности на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Компании таким образом могут защитить и укрепить свои позиции на рынке, создать добавленную стоимость для себя и заинтересованных лиц, увеличивая продажи, развивая новые сегменты рынка, укрепляя репутацию бренда, повышая операционную эффективность, стимулируя инновации в продуктах и снижая текучесть кадров.

Банк России подготовил настоящие Рекомендации в целях определения лучших практик, существующих на российском и зарубежном рынках, в части постановки стратегических целей организации в контексте реализации повестки устойчивого развития и климатической повестки, постановки соответствующих задач и их внедрения в систему корпоративного управления. С учетом высокой углеродоемкости российской экономики и связанных с этим масштабов вызовов и рисков <6>, с которыми сталкиваются российские компании, вопросам климатического перехода в рамках настоящих Рекомендаций уделено особое внимание.

--------------------------------

<6> Шесть из десяти главных рисков для человечества на горизонте 10 лет связаны с окружающей средой и изменением климата согласно WEF Global Risk Report 2023.

28 ноября 2022 года вступили в силу изменения в Стандарты эмиссии ценных бумаг <7>, которые предоставили возможность российским эмитентам осуществлять дополнительную идентификацию выпусков облигаций, связанных с целями устойчивого развития, и облигаций климатического перехода. Выпуски таких облигаций позволяют привлекать средства без привязки к конкретным целям их использования, но с условием привязки структуры финансового инструмента к достижению эмитентом определенных целей в области устойчивого развития или климатического перехода. Для облигаций, связанных с целями устойчивого развития, предусмотрена привязка финансовой структуры выпуска к достижению одного или нескольких ключевых показателей деятельности эмитента в области устойчивого развития и к раскрытию СУР <8>. Для облигаций климатического перехода - наличие у организации стратегии по изменению ее деятельности в целях перехода к низкоуглеродной экономике, предотвращения изменений климата и достижения иных целей, установленных Парижским соглашением <9>. Настоящие Рекомендации также призваны обеспечить методическую основу для формирования эмиссионной документации эмитентов облигаций, связанных с целями устойчивого развития, и облигаций климатического перехода.

--------------------------------

<7> Указание Банка России от 4 июля 2022 года N 6195-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 19 декабря 2019 года N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг" (зарегистрировано в Минюсте России 10 ноября 2022 года N 70919).

<8> Пункты 69(1).1.1 и 69(1).1.4 подраздела V.6 Положения Банка России от 19 декабря 2019 года N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг".

<9> Пункт 69(2).1.1 подраздела V.6 Положения Банка России от 19 декабря 2019 года N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг".

Настоящие Рекомендации разработаны для использования публичными акционерными обществами и эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Организации).

Организациям рекомендуется применять настоящие Рекомендации с учетом специального законодательного регулирования в части, не противоречащей требованиям такого регулирования. При применении настоящих Рекомендаций государственными корпорациями и акционерными обществами с государственным участием необходимо учитывать требования Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", документы стратегического планирования Российской Федерации, а также иное специальное регулирование, действующее в отношении таких компаний.

При подготовке настоящих Рекомендаций были приняты во внимание подходы, используемые в стандартах и рекомендациях иностранных и международных организаций, посвященных интеграции ЦУР и целей климатической повестки в стратегическое целеполагание компаний. Список таких стандартов и рекомендаций приведен в приложении 1 к настоящим Рекомендациям.