После оценки уровня вовлеченности Организации в вопросы устойчивого развития и климатического перехода рекомендуется детализировать выявленные на этапе принятия решения о разработке СУР и (или) СКП риски и возможности, связанные с устойчивым развитием, с целью выявления, оценки и ранжирования максимально широкого спектра соответствующих рисков и возможностей, которые способны существенным образом повлиять на деятельность Организации, ее масштаб, бизнес-модель, финансовые результаты и положение, денежные потоки и финансовую устойчивость, стоимость Организации, характер и непрерывность ее деятельности, поддержание необходимого уровня доверия заинтересованных лиц к ней в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Риски, связанные с устойчивым развитием, включают в себя:
1. Риски, связанные с окружающей средой:
1.2.1. Переходные климатические риски.
1.2.2. Физические климатические риски.
3. Риски, связанные с развитием экономики.
Возможности, связанные с устойчивым развитием, включают в себя:
1. Возможности, связанные с окружающей средой:
1.1. Экологические возможности.
1.2. Возможности, связанные с изменением климата.
2. Возможности, связанные с социальной сферой.
3. Возможности, связанные с развитием экономики.
Рекомендуется обеспечить выявление рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием, включив в анализ:
- риски и возможности, связанные с влиянием деятельности Организации на другие компании, сообщества, города, страны и регионы;
- риски и возможности, связанные с видами деятельности, которые осуществляет Организация;
- риски и возможности, связанные с разработкой, масштабированием или выбытием технологий;
- риски и возможности, связанные с цепочками создания стоимости и цепочками поставок, использованием и выбытием определенных продуктов из продуктовой линейки Организации;
- риски и возможности, связанные с финансированием капитальных затрат на технологическую трансформацию бизнеса и расширение использования активов, обеспечивающих вклад Организации в достижение целей устойчивого развития и климатической повестки.
В процессе идентификации рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием, рекомендуется:
- выявлять сферы значительного воздействия как Организации на внешнюю среду, так и внешней среды на Организацию, описывать характер оказываемого воздействия (негативное или положительное), оценивать существенность оказываемого воздействия;
- проводить анализ рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием, в разрезе географических регионов присутствия, предлагаемых продуктов, бизнес-единиц (подразделений, предприятий, компаний, входящих в группу компаний), бизнес-процессов, групп заинтересованных лиц, портфелей под управлением (для финансовых организаций);
- включать в такой анализ оценку взаимодействия с поставщиками и подрядчиками, участвующими в цепочке создания стоимости, в том числе анализ влияния регуляторных изменений в странах присутствия на их деятельность;
- стремиться учитывать интересы широкого круга заинтересованных лиц, в том числе лиц, которые потенциально могут быть подвержены негативному воздействию от принимаемых решений и (или) основной деятельности Организации, а также стремиться к минимизации такого воздействия;
- при отсутствии прогнозных данных по конкретным направлениям деятельности Организации руководствоваться в том числе отраслевыми данными.
Особое внимание при анализе рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием, рекомендуется уделить следующим проблемным вопросам, поскольку связанные с ними барьеры могут существенно ограничивать возможности компании по развитию и трансформации бизнеса и влиять на вектор стратегического целеполагания:
- отсутствие доступа к технологическим решениям для снижения углеродного следа продукции, в том числе ввиду санкционной политики;
- отсутствие доступа к ресурсам и технологическим решениям для производства высокотехнологичной продукции, например, в области микроэлектроники, в связи с неоправданно высокими затратами на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы для самостоятельного воспроизводства технологий;
- законодательные запреты (ограничения) на приобретение долей участия в юридических лицах, имеющих стратегическое значение для юрисдикции присутствия Организации, законодательные ограничения в отношении размера доли участия в стратегически значимых видах деятельности для такой юрисдикции;
- юридические или этические ограничения на распространение определенных технологических решений в юрисдикции присутствия Организации, например, распространение решений в области децентрализованных финансов;
- отсутствие экономически целесообразных с точки зрения необходимого уровня ресурсов, в том числе финансовых, технологий аккумулирования и сохранения энергии на фоне отсутствия возможности непрерывного производства энергии от некоторых возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ) (при необходимости изменения энергобаланса в пользу ВИЭ);
- правовые ограничения в дифференциации источников происхождения потребляемой энергии для целей учета углеродного следа производимой продукции <21>;
--------------------------------
<21> У потребителя отсутствует возможность определения источника происхождения электроэнергии, потребляемой из общей энергетической сети, объединяющей несколько поставщиков электроэнергии с разным профилем углеродоемкости производства электроэнергии.
- отсутствие возможности полной переориентации на ВИЭ в связи с социальной значимостью производства энергии на основе традиционных источников в регионе присутствия Организации.
Организациям рекомендуется самостоятельно определять и раскрывать набор методов оценки рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием, с учетом масштаба и характера таких рисков, а также особенностей деятельности Организации. В рамках процедур вероятностной оценки потенциального ущерба или дополнительных выгод от реализации рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием, рекомендуется руководствоваться научно обоснованными прогнозами и сценариями развития событий, наиболее актуальными научными данными и результатами научных исследований, признаваемых на национальном и международном уровне.
Ранжирование рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием, по степени существенности рекомендуется осуществлять на основе следующих критериев.
Критерий 1. Наличие на текущий момент ущерба или иных негативных последствий от реализации выявленных рисков, связанных с устойчивым развитием, или наличие на текущий момент позитивной динамики финансовых показателей деятельности Организации в связи с реализацией выявленных возможностей, связанных с устойчивым развитием.
Критерий 2. Масштаб потенциальных последствий от реализации рисков или положительных изменений, обусловленных реализацией возможностей.
Критерий 3. Вероятность реализации рисков или наступления положительных последствий, обусловленных реализацией возможностей.
По итогам реализации указанных процедур рекомендуется составить карту рисков и карту возможностей (допускается совмещение обеих карт), в которых риски и возможности будут отражены по степени существенности и времени реализации. Такой инструмент позволит существенно упростить дальнейший процесс формирования целей в рамках СУР и (или) СКП.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей