4. Организация системы корпоративного управления при разработке стратегии устойчивого развития и (или) стратегии климатического перехода
В случае принятия решения о целесообразности разработки СУР и (или) СКП Организации рекомендуется придерживаться системного и последовательного подхода к учету вопросов устойчивого развития и изменения климата при формировании практик корпоративного управления на всех уровнях ее организации.
Для этого Организациям рекомендуется руководствоваться рекомендациями Банка России, изложенными в информационном письме Банка России от 16 декабря 2021 года N ИН-06-28/96 "О рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития" <16>.
--------------------------------
<16> Для финансовых организаций - в информационном письме Банка России от 28 декабря 2022 года N ИН-02-28/145 "О рекомендациях по учету финансовыми организациями ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития при организации корпоративного управления".
Организациям рекомендуется встраивать процессы, связанные с разработкой, утверждением, мониторингом достижения целей СУР и (или) СКП, а также их пересмотром и корректировкой во все элементы корпоративного управления: в организацию работы органов управления, в том числе в части подотчетности и контроля, в процессы стратегического планирования, систему управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита, систему вознаграждения членов исполнительных органов и ключевых работников Организации.
В части организации подходов к разработке и утверждению СУР и (или) СКП в соответствующих внутренних документах за советом директоров, а в случае его отсутствия - высшим органом управления Организации, целесообразно закрепить в том числе следующие сферы ответственности:
- утверждение основных направлений деятельности Организации в области устойчивого развития и (или) изменения климата на долгосрочную перспективу;
- организация разработки, рассмотрение и утверждение СУР и (или) СКП, а также планов по их реализации;
- утверждение целевых показателей деятельности и основных бизнес-целей Организации в области устойчивого развития и (или) изменения климата;
- организация мониторинга реализации СУР и (или) СКП, внесения в них корректировок по мере необходимости;
- обеспечение учета целевых показателей деятельности Организации, определенных в СУР и (или) СКП, при определении системы вознаграждения исполнительных органов и ключевых руководящих работников.
В целях эффективной разработки и реализации СУР и (или) СКП совету директоров, а в случае его отсутствия - высшему органу управления Организации, рекомендуется рассмотреть целесообразность формирования комитета по вопросам устойчивого развития (в случае если такой комитет уже создан, рекомендуется рассмотреть целесообразность наделения такого комитета необходимыми функциями), оценить наличие необходимого и достаточного опыта и навыков исполнительных органов в области устойчивого развития, достаточность ресурсов (кадровых, временных и других) для обеспечения процесса разработки СУР и (или) СКП, целесообразность привлечения внешних экспертов или консультантов в области устойчивого развития или изменения климата.
Совету директоров <17>, а в случае его отсутствия - высшему органу управления Организации, рекомендуется принимать активное участие в работе по разработке СУР и (или) СКП, в том числе:
--------------------------------
<17> Советом директоров могут быть определены члены совета директоров, курирующие вопросы устойчивого развития.
- на этапе выработки подходов к формированию проектов СУР и (или) СКП - с целью учета стратегического видения перспектив развития Организации, в том числе с учетом специфики ее деятельности, геополитических факторов, влияющих на деятельность Организации;
- на этапе разработки проектов СУР и (или) СКП, закрепленных в них целей и планов по их реализации - с целью обеспечения оперативной корректировки стратегических целей Организации в области устойчивого развития и климатического перехода.
При определении компетенции комитета (комитетов) <18> совета директоров в области устойчивого развития рекомендуется во внутреннем документе, определяющем сферы его деятельности, в числе задач определить следующие:
--------------------------------
<18> Отдельного комитета совета директоров по вопросам устойчивого развития или комитетов в случае, если вопросы устойчивого развития распределены между различными комитетами.
- подготовка рекомендаций по определению стратегических целей деятельности Организации в области устойчивого развития и (или) изменения климата;
- организация разработки СУР и (или) СКП;
- предварительное рассмотрение проекта СУР и (или) СКП и подготовка по результатам рассмотрения рекомендаций для совета директоров;
- организация мониторинга реализации СУР и (или) СКП;
- инициирование пересмотра (корректировки) СУР и (или) СКП;
- выработка рекомендаций совету директоров по учету целевых показателей деятельности Организации, определенных в СУР и (или) СКП, при определении системы вознаграждения исполнительных органов и ключевых руководящих работников;
- оценка эффективности принятых мер и мероприятий, направленных на достижение стратегических целей Организации в области устойчивого развития и (или) изменения климата;
- выработка предложений относительно политики по взаимодействию с инвесторами, контрагентами и иными заинтересованными лицами по вопросам разработки и реализации СУР и (или) СКП;
- рассмотрение отчетов исполнительных органов о ходе реализации планов реализации СУР и (или) СКП.
При определении во внутренних документах сфер ответственности исполнительных органов в области устойчивого развития Организации рекомендуется регламентировать обязанности и ответственность за реализацию отдельных направлений СУР или СКП, а также ответственность за реализацию решений совета директоров, в случае его отсутствия - высшего органа управления Организации, связанных с разработкой и реализацией СУР и (или) СКП.
В целях эффективной разработки и реализации СУР и (или) СКП рекомендуется определить во внутренних документах порядок и периодичность информирования совета директоров, а в случае его отсутствия - высшего органа управления Организации:
- о ходе реализации планов реализации СУР и (или) СКП;
- о ходе реализации СУР и (или) СКП и достижения закрепленных в них целевых показателей.
Совету директоров, а в случае его отсутствия - высшему органу управления Организации, рекомендуется на регулярной основе не реже двух раз за календарный год на очном заседании рассматривать отчет исполнительных органов и (или) рекомендации соответствующего комитета совета директоров по указанным выше вопросам. Соответствующие вопросы рекомендуется включать в план и повестку таких заседаний. Периодичность таких отчетов рекомендуется определять исходя из масштабов и характера деятельности Организации, планов реализации СУР и (или) СКП, а также необходимости их периодической корректировки в зависимости от этапа реализации СУР и (или) СКП.
Совету директоров, а в случае его отсутствия - высшему органу управления Организации, также рекомендуется не реже, чем один раз в год организовывать проведение оценки эффективности реализации СУР и (или) СКП. Осуществление такой оценки может основываться на данных отчетов исполнительных органов Организации, подразделений внутреннего контроля и аудита, внешних аудиторов, а также на анализе рекомендаций комитетов совета директоров по итогам оценки эффективности принятых мер и мероприятий, направленных на достижение стратегических целей Организации в области устойчивого развития и (или) изменения климата. В целях обеспечения высокого уровня доверия заинтересованных лиц к деятельности Организации в области устойчивого развития Организации рекомендуется рассмотреть целесообразность проведения независимой внешней оценки СУР и (или) СКП, в том числе на предмет соответствия заявленных в них целей ЦУР и (или) целям Парижского соглашения, национальным целям в области устойчивого развития, соотнесения соответствующих целей с общей стратегией развития Организации и анализа их достижимости.
В целях дополнительного стимулирования выполнения СУР и (или) СКП совету директоров, а в случае его отсутствия - высшему органу управления Организации, рекомендуется рассмотреть возможность утверждения политики по вознаграждению, учитывающей прогресс в достижении целей Организации в области устойчивого развития и (или) изменения климата. Такая система вознаграждения может предусматривать в том числе привязку ключевых показателей эффективности, являющихся основой для расчета размера вознаграждения членов исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников <19>, к достижению целей Организации в области устойчивого развития и (или) изменения климата.
--------------------------------
<19> Под ключевыми руководящими работниками в целях настоящих Рекомендаций понимаются единоличный исполнительный орган и члены коллегиального исполнительного органа Организации, а также те работники Организации, которые занимают значимые позиции в структуре исполнительного руководства Организации и оказывают непосредственное влияние на эффективность финансово-экономической деятельности Организации. Перечень лиц (должностей), относящихся к категории ключевых руководящих работников, определяется советом директоров (при наличии).
В целях обеспечения всех заинтересованных лиц информацией о планах Организации в области устойчивого развития и (или) изменения климата рекомендуется осуществлять раскрытие документов, содержащих СУР и (или) СКП, любые внесенные в них изменения, а также информацию о ходе реализации СУР и (или) СКП. В случае проведения внешней оценки СУР и (или) СКП рекомендуется раскрыть информацию о проведении и результатах указанной оценки.
При раскрытии Организацией данной информации рекомендуется руководствоваться в том числе принципами и подходами к раскрытию информации, изложенными в информационном письме Банка России от 13 июня 2023 года N ИН-02-28/44 "О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ", информационном письме Банка России от 12 июля 2021 года N ИН-06-28/49 "О рекомендациях по раскрытию финансовыми организациями информации в области устойчивого развития", Положении Банка России от 27 марта 2020 года N 714-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".
Существенное влияние на достижение целей Организации в рамках СУР и (или) СКП, траекторию развития бизнеса, репутацию на рынке и другие аспекты деятельности Организации может оказать сложившаяся в Организации корпоративная культура.
Совету директоров, а в случае его отсутствия - высшему органу управления Организации, рекомендуется формировать поведенческую среду, направленную на приверженность повестке устойчивого развития, через демонстрацию на собственном примере и каскадирование через всю структурную иерархию Организации до каждого работника стандартов и этических норм, формирующих желаемое поведение всех работников в отношении реализации СУР и (или) СКП.
В связи с этим Организации рекомендуется обеспечить реализацию соответствующих мероприятий в рамках СУР и (или) СКП (например, принятие и внедрение этических принципов и стандартов поведения), обеспечивающих интеграцию вопросов устойчивого развития и климатического перехода в бизнес-практику и ключевые процессы взаимодействия с клиентами и контрагентами Организации.
Важную роль в формировании соответствующей корпоративной культуры играет также осведомленность и компетентность сотрудников по вопросам устойчивого развития и климатического перехода. Организации рекомендуется уделять особое внимание мероприятиям, нацеленным на обучение работников и повышение их квалификации по указанным направлениям.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей