1.2.1. Особенности ГВЭ по русскому языку в письменной форме

В зависимости от выбора формата ГВЭ по русскому языку <4> должна быть реализована рассадка участников ГВЭ по аудиториям.

--------------------------------

<4> См. Таблицу 1 и Таблицу 2.

При организации экзамена следует учесть, что для его проведения необходимы разные (отдельные) аудитории:

а) аудитории для проведения сжатого изложения с творческим заданием:

аудитория, в которой изложение читается организатором;

аудитория, в которой текст изложения выдается для прочтения участникам ГВЭ;

аудитория, в которой текст изложения выдается для прочтения участникам ГВЭ и читается организатором;

аудитория, в которой осуществляется сурдоперевод текста изложения;

б) аудитория для проведения ГВЭ по русскому языку в форме осложненного списывания;

в) аудитория для проведения диктанта.

Участникам ГВЭ в письменной форме разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями для установления нормативного написания слов и определения значения лексической единицы. Словари предоставляются образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, либо образовательными организациями, обучающиеся которых сдают экзамен в ППЭ. Пользоваться личными словарями участникам ГВЭ не рекомендуется в целях недопущения нарушения Порядка в части использования справочных материалов, письменных заметок.

Определение группы вариантов КИМ осуществляется индивидуально с учетом особых образовательных потребностей участников ГВЭ и индивидуальной ситуации развития (см. Таблицу 2).

В случае если участники ГВЭ имеют сопутствующие формы заболеваний (нарушения слуха, зрения и (или) речи) - выбор группы вариантов КИМ по русскому языку определяется в том числе с учетом характеристик КИМ.

Ниже представлено рекомендуемое распределение групп вариантов КИМ в зависимости от категории нозологической группы:

Таблица 2. Распределение КИМ в зависимости от категории

участников ГВЭ по русскому языку в письменной форме

Характеристика КИМ

Номера вариантов

Категории участников ГВЭ

100-е номера вариантов (сжатое изложение по прослушанному тексту с творческим заданием)

1. Обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

2. Участники ГВЭ с нарушениями опорно-двигательного аппарата, осваивающие вариант 6.1 ФАОП ООО <5>;

3. 3Иные категории участников ГВЭ, которым требуется создание особых условий (диабет, онкология, астма и др.).

Использование в текстах визуальных образов сведено к минимуму.

200-е номера вариантов

(сжатое изложение по прослушанному тексту с творческим заданием)

1. Слепые, поздноослепшие;

2. Слабовидящие.

Тексты могут быть переведены на шрифт Брайля (при необходимости).

Использование в текстах звуковых образов сведено к минимуму.

300-е номера вариантов

(сжатое изложение по прочитанному тексту с творческим заданием)

1. Глухие, позднооглохшие;

2. Слабослышащие, кохлеарно-имплантированные.

Допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учетом категории участников ГВЭ. Адаптация подразумевает упрощение конструкций по грамматическому и семантическому оформлению, упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания и т.д.

400-е номера вариантов

(сжатое изложение по прослушанному и прочитанному тексту с творческим заданием)

или

500-е номера вариантов

(осложненное списывание <6>) по выбору участников ГВЭ

1. Участники ГВЭ с тяжелыми нарушениями речи;

2. Участники ГВЭ с нарушениями опорно-двигательного аппарата, осваивающие вариант 6.2 ФАОП ООО;

3. Участники ГВЭ с задержкой психического развития.

При оценивании экзаменационной работы по 400-м номерам вариантам предусмотрены критерии, отличающиеся от критериев оценивания ответов на задания экзаменационных материалов по 100 - 300-м номерам вариантов

Диктант с особыми критериями оценивания

600-е номера вариантов

(диктант)

Участники ГВЭ с расстройствами аутистического спектра

--------------------------------

<5> По рекомендациям ПМПК участникам ГВЭ с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающимся по ФАОП ООО любого варианта программы, могут быть рекомендованы КИМ с 400-ми (500-ми) номерами вариантов.

<6> Осложненное списывание подразумевает переписывание участником ГВЭ исходного текста, в котором содержатся пропуски орфограмм, нераскрытые скобки и пропуски знаков препинания.