1. Расчет общего объема предоставляемого бесплатного эфирного времени

1. Расчет общего объема предоставляемого бесплатного

эфирного времени

1.1. В соответствии с пунктом 2 статьи 50 и пунктом 3 статьи 52 Федерального закона бесплатное эфирное время предоставляется на каналах общероссийских и региональных государственных организаций телерадиовещания по рабочим дням в период, который начинается 17 февраля 2024 года и заканчивается в ноль часов по местному времени 15 марта 2024 года.

Под бесплатным эфирным временем в настоящем Порядке следует понимать эфирное время, которое общероссийские и региональные государственные организации телерадиовещания безвозмездно, а в случае, указанном в пункте 3.1 статьи 52 Федерального закона, также за плату предоставляют на своих каналах.

1.2. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из общероссийских государственных организаций телерадиовещания выделяет для проведения предвыборной агитации на каждом из своих каналов, должен составлять не менее одного часа в рабочие дни в указанный период, то есть на выборах Президента Российской Федерации в 2024 году в случае, если организация телерадиовещания выделяет по одному часу эфирного времени ежедневно по рабочим дням, общий объем бесплатного эфирного времени составит 17 часов, или 1020 минут.

1.3. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных государственных организаций телерадиовещания выделяет на каждом из своих каналов для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее 30 минут в рабочие дни в указанный период, а в случае, если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания, то есть на выборах Президента Российской Федерации в 2024 году в случае, если организация телерадиовещания выделяет по 30 минут эфирного времени ежедневно по рабочим дням, общий объем эфирного времени составит 8,5 часа, или 510 минут.

1.4. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.

1.5. Региональные государственные организации телерадиовещания должны определить конкретные интервалы предоставления бесплатного эфирного времени с учетом требований пункта 25 статьи 52 Федерального закона, в соответствии с которым запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, политической партии на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, передачей иных предвыборных агитационных материалов.

1.6. Согласно пункту 1 статьи 52 Федерального закона правом на получение бесплатного эфирного времени на каналах общероссийских и региональных государственных организаций телерадиовещания на равных условиях обладают зарегистрированные кандидаты и политические партии, за исключением указанных в пункте 2.1 статьи 51 Федерального закона.

Согласно пункту 3.1 статьи 52 Федерального закона политические партии и зарегистрированные кандидаты, указанные в пункте 2.1 статьи 51 Федерального закона, вправе на основании договора, заключенного с организацией телерадиовещания, получить из общего объема эфирного времени, предоставляемого в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона, причитающиеся им доли или их части за плату, размер которой не может превышать размер платы за эфирное время, резервируемое государственными организациями телерадиовещания для проведения предвыборной агитации.

1.7. Зарегистрированный кандидат не позднее 11 февраля 2024 года, вправе отказаться от получения бесплатного эфирного времени полностью или частично, письменно уведомив об этом ЦИК России (при отказе от эфирного времени на общероссийском канале), соответствующую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (при отказе от эфирного времени на региональном канале).

Зарегистрированные кандидаты и политические партии, указанные в пункте 2.1 статьи 51 Федерального закона, допускаются к распределению эфирного времени при условии заключения с организацией телерадиовещания договора, предусмотренного пунктом 3.1 статьи 52 Федерального закона, не позднее 11 февраля 2024 года с целью распределения эфирного времени и подготовки соответствующей организацией телерадиовещания необходимой для проведения жеребьевки документации.

1.8. ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации не позднее 12 февраля 2024 года информируют соответственно общероссийские и региональные организации телерадиовещания о количестве зарегистрированных кандидатов, политических партий, среди которых должно быть распределено бесплатное эфирное время.

Общероссийские и региональные организации телерадиовещания не позднее 12 февраля 2024 года информируют соответственно ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации о зарегистрированных кандидатах и политических партиях, заключивших договор, предусмотренный пунктом 3.1 статьи 52 Федерального закона.

1.9. Согласно пункту 5 статьи 52 Федерального закона одна треть общего объема бесплатного эфирного времени (кроме бесплатного эфирного времени, выделяемого при повторном голосовании), предоставляемого государственными организациями телерадиовещания, отводится для проведения предвыборной агитации политическим партиям.

1.10. Организация телерадиовещания для принятия решения об общем объеме предоставляемого бесплатного эфирного времени, исходя из общего числа зарегистрированных кандидатов и политических партий, среди которых это эфирное время должно быть распределено, вычисляет, какой объем эфирного времени будет приходиться на каждого зарегистрированного кандидата, каждую политическую партию. Если в результате предоставления бесплатного эфирного времени в соответствии с вышеуказанными требованиями на каждого зарегистрированного кандидата, каждую политическую партию придется более 60 минут бесплатного эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации на каждом из своих каналов, сокращается и должен составлять 60 минут, умноженных соответственно на количество зарегистрированных кандидатов, политических партий. Вычисленный таким образом общий объем эфирного времени распределяется по рабочим дням ежедневными объемами эфирного времени в течение периода, который начинается 19 февраля 2024 года <*> и заканчивается в ноль часов по местному времени 15 марта 2024 года.

--------------------------------

<*> Агитационный период в средствах массовой информации начинается с 17 февраля 2024 года, но первый рабочий день в пределах этого периода - 19 февраля 2024 года.

Пример N 1. Предположим, что на канале общероссийской государственной организации телерадиовещания бесплатное эфирное время должно быть распределено среди шести зарегистрированных кандидатов, при этом пятеро из них выдвинуты политическими партиями, которые также вправе получить бесплатное эфирное время. Из них два кандидата, выдвинутые политическими партиями, и соответственно две выдвинувшие их политические партии согласно пункту 3.1 статьи 52 Федерального закона вправе на основании договора, заключенного с организацией телерадиовещания, получить из общего объема эфирного времени причитающиеся им доли или их части за плату.

В таком случае для того чтобы вычислить, какой объем эфирного времени предоставляется политическим партиям, 1020 минут эфирного времени, предоставляемого общероссийской организацией телерадиовещания, делится на три (1020 : 3 = 340). Полученный результат - 340 минут - составит общий объем эфирного времени, предоставляемого политическим партиям. Соответственно, на каждую политическую партию приходится по 68 минут эфирного времени (340 : 5 = 68).

Оставшаяся часть общего объема эфирного времени - 680 минут (1020 - 340 = 680) - распределяется в равных объемах между зарегистрированными кандидатами. Соответственно, на каждого зарегистрированного кандидата приходится 113 минут 20 секунд эфирного времени (680 : 6 = 113,333).

Таким образом, в рассмотренном примере на каждого зарегистрированного кандидата, каждую политическую партию приходится более 60 минут бесплатного эфирного времени. Поэтому реально предоставляемый общий объем бесплатного эфирного времени сокращается и должен составлять 11 часов, или 660 минут (5 + 6) x 60 = 660).

Указанный объем эфирного времени предоставляется по рабочим дням с 19 февраля 2024 года по 15 марта 2024 года, то есть в течение 17 дней.

Пример N 2. Предположим, что на канале региональной государственной организации телерадиовещания бесплатное эфирное время должно быть распределено среди шести зарегистрированных кандидатов, при этом пятеро из них выдвинуты политическими партиями, которые также вправе получить бесплатное эфирное время. Из них два кандидата, выдвинутые политическими партиями, и соответственно две выдвинувшие их политические партии согласно пункту 3.1 статьи 52 Федерального закона вправе на основании договора, заключенного с организацией телерадиовещания, получить из общего объема эфирного времени причитающиеся им доли или их части за плату.

Общий объем бесплатного эфирного времени, выделенного региональной государственной организацией телерадиовещания, - 510 минут.

Для того чтобы вычислить, какой объем эфирного времени предоставляется на выборах Президента Российской Федерации политическим партиям, 510 минут эфирного времени, предоставляемого региональной государственной организацией телерадиовещания, делится на три (510 : 3 = 170). Полученный результат - 170 минут - составляет общий объем эфирного времени, предоставляемого политическим партиям. Соответственно, на каждую политическую партию приходится 34 минуты эфирного времени (170 : 5 = 34).

Оставшаяся часть общего объема эфирного времени - 340 минут (510 - 170 = 340) - предоставляется в равных объемах зарегистрированным кандидатам. Соответственно, на каждого зарегистрированного кандидата приходится 56 минут 40 секунд эфирного времени (340 : 6 = 56,666).

Таким образом, в рассмотренном примере, на каждого зарегистрированного кандидата приходится 56 минут 40 секунд эфирного времени, а на каждую политическую партию - 34 минуты эфирного времени, то есть менее 60 минут бесплатного эфирного времени, в связи с чем возможность сокращения объема предоставляемого бесплатного эфирного времени отсутствует.