Решение Верховного Суда РФ от 20.12.2023 N АКПИ23-910 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 5 приказа ФАС России от 16.11.2022 N 818/22 "Об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Приморского края и Сахалинской области" (в первоначальной редакции)>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
с участием прокурора Федичкина Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" о признании недействующим пункта 5 приказа Федеральной антимонопольной службы от 16 ноября 2022 г. N 818/22 "Об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Приморского края и Сахалинской области" (в первоначальной редакции),
приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 16 ноября 2022 г. N 818/22 (далее - Приказ) утверждены оптовые цены на газ, добываемый публичным акционерным обществом "Газпром" (далее также - ПАО "Газпром") и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Приморского края и Сахалинской области. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 30 ноября 2022 г., регистрационный номер 71270, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 декабря 2022 г.
Согласно пункту 5 Приказа в первоначальной редакции оптовые цены на газ установлены на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта на объемную единицу измерения газа (1000 куб. м) с расчетной объемной теплотой сгорания 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (далее также - ПАО "Сахалинэнерго", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5 Приказа в первоначальной редакции, ссылаясь на то, что установленная оспариваемой нормой расчетная объемная теплота сгорания принята без учета требований пункта 19 Временного Положения о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 29 мая 1998 г. N 22/1 (далее - Временное положение), а именно не применены статистические данные о фактически складывающейся объемной теплоте сгорания (далее также - ОТС) за предыдущие периоды регулирования.
По мнению Общества, закрепленная Приказом расчетная объемная теплота сгорания в размере 7900 ккал/м3 является экономически необоснованной, поскольку не учитывает природно-геологические условия месторождений газа и статистические данные о фактической складывающейся ОТС добываемого газа за предыдущие периоды, а также не обеспечивает баланс интересов поставщика и покупателя.
В обоснование заявленного требования административный истец указывает, что решением Арбитражного суда Сахалинской области от 6 сентября 2023 г. по делу N А59-2915/2023 с ПАО "Сахалинэнерго" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Дальний Восток" взыскана задолженность по договору поставки природного газа от 1 ноября 2017 г. N 89С-4-0001/18 за период поставки газа с декабря 2022 г. по февраль 2023 г. в размере 96 894 548, 10 руб., возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 200 000 руб. Задолженность Общества образовалась в результате перерасчета общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Дальний Восток" цены на газ из-за отклонения фактической объемной теплоты сгорания от расчетной теплоты сгорания в размере 7900 ккал/м3.
Федеральная антимонопольная служба и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что Приказ принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, установленная в оспариваемом акте величина расчетной объемной теплоты сгорания соответствует предложению регулируемой организации в лице ПАО "Газпром".
В судебном заседании представители административного истца публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" В.А. и Л. поддержали заявленное требование.
Представители ФАС России Г. и Ш. не признали административный иск.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации письменно заявило о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав объяснения представителей административного истца публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" В.А. и Л., возражения представителей Федеральной антимонопольной службы Г. и Ш., обсудив письменный отзыв Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федичкина Д.Д., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, данным и другими федеральными законами (часть первая статьи 21).
Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, которые могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения федеральных территорий и частей территорий субъектов Российской Федерации, утверждает федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов (статья 23 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации").
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 (далее - Основные положения), оптовые цены на газ в случаях, предусмотренных Основными положениями, подлежат государственному регулированию на территории Российской Федерации.
Осуществление государственного регулирования тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) предусмотрено также подпунктом "г" пункта 7 Основных положений.
Таким органом исходя из Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, является ФАС России, которая устанавливает (утверждает, регистрирует) оптовые цены на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта, кроме газа, добываемого организациями, не являющимися аффилированными лицами публичного акционерного общества "Газпром" и (или) организаций - собственников региональных систем газоснабжения либо созданными во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. N 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения" (кроме организаций, являющихся собственниками региональных систем газоснабжения) (пункт 1, подпункт 5.3.21.17 пункта 5).
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан ФАС России во исполнение требований федерального закона, Основных положений и в пределах имеющихся полномочий. Требования законодательства, устанавливающего правила принятия нормативного правового акта и введения его в действие, в том числе порядок государственной регистрации и опубликования, соблюдены.
Согласно пункту 11(2) Основных положений (в редакции, действовавшей на момент принятия Приказа) при установлении регулируемых цен (тарифов) на газ может применяться метод индексации. При применении метода индексации цены (тарифы) на газ умножаются на величину индекса изменения цен (тарифов), определяемого регулирующим органом с учетом устанавливаемых Правительством Российской Федерации средних параметров ежегодного изменения оптовых цен на газ и прогнозного уровня инфляции.
В соответствии с размещенным на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в сети "Интернет" (www.economy.gov.ru) прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 г. и на плановый период 2024 г. и 2025 г. индексация цен (тарифов) в сфере газоснабжения перенесена с 1 июля 2023 г. на 1 декабря 2022 г. Так, размер роста оптовых цен на газ в 2022 г. для всех категорий потребителей составляет 8,5%.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 г. N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" ФАС России предписано не позднее 5 дней со дня вступления в силу названного постановления установить с 1 декабря 2022 г. оптовые цены на природный газ, добываемый и реализуемый потребителям Российской Федерации.
16 ноября 2022 г. во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации ФАС России принят оспариваемый Приказ, в пункте 5 которого (в первоначальной редакции) установлено, что оптовые цены на газ установлены на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта на объемную единицу измерения газа (1000 куб. м) с расчетной объемной теплотой сгорания 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).
Временное положение определяет порядок расчета дифференцированных оптовых цен на газ, основанный на оценке выручки, необходимой для компенсации обоснованных затрат, уплаты установленных налогов, сборов и других платежей, а также получения экономически обоснованной прибыли для осуществления хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии (пункт 2).
Исходные показатели для формирования средней оптовой (базовой) цены на газ представляются субъектом регулирования за два годовых отчетных и годовой расчетный периоды согласно приложениям. Регулирующий орган вправе запросить у субъекта регулирования дополнительные материалы (пункты 11 и 12 Временного положения).
Согласно пункту 19 Временного положения оптовые цены устанавливаются на объемную единицу измерения газа (1 тыс. куб. метров), приведенную к условиям: t град. + 20 град. C; давления 760 мм ртутного столба; влажности 0%; расчетной объемной теплоты сгорания (кроме оптовых цен на газ, реализуемый населению).
Показатель расчетной объемной теплоты сгорания устанавливается отдельно для добываемого конкретным субъектом регулирования газа в зависимости от природно-геологических условий месторождений и на основе статистических данных о фактически складывающейся объемной теплоте сгорания добытого газа за предыдущие периоды регулирования.
В случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от расчетной объемной теплоты сгорания предусмотрена возможность перерасчета оптовой цены на газ.
Расчетная объемная теплота сгорания, равная 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3), предусмотрена для стандартных параметров газа (пункт 8 Положения об определении формулы цены газа, утвержденного приказом ФСТ России от 9 июля 2014 г. N 1142-э).
По смыслу названных положений, расчетная объемная теплота сгорания, равная 7900 ккал/м3, является стандартной, а не произвольной, и применяется в случае отсутствия отклонения фактической объемной теплоты сгорания от стандартной.
Порядок принятия органами регулирования естественных монополий решений о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий регулируется статьей 21 Федерального закона "О естественных монополиях".
Решения по определению (установлению) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий принимаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О естественных монополиях").
Правила принятия Федеральной антимонопольной службой решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 г. N 941 (далее - Правила N 941).
В силу пунктов 1 и 2 Правил N 941 в Федеральной антимонопольной службе образуется коллегиальный орган для принятия решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций (далее - коллегиальный орган). Коллегиальный орган состоит из 12 человек.
Заседание коллегиального органа считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов коллегиального органа. Решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на его заседании (пункты 5 и 7 Правил N 941).
Пунктом 13 названного положения закреплено, что решения, принятые на заседании коллегиального органа, оформляются протоколом, который подписывается председателем коллегиального органа.
Как следует из материалов дела, письмом от 28 сентября 2022 г. исх. N 08/17-2225 публичное акционерное общество "Газпром" направило заявление об утверждении (изменении) оптовых цен на газ с 1 декабря 2022 г. в Приморском крае и Сахалинской области, согласно которому расчетная объемная теплота сгорания равняется 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3), при этом указывалось о необходимости предусмотреть пункт о перерасчете оптовой цены на газ в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).
В протоколе заочного заседания коллегиального органа от 10 ноября 2022 г. N 29, на котором было принято решение об установлении указанных в Приказе (в первоначальной редакции) тарифов, а также в справке к Приказу отсутствовала информация об отклонении расчетной объемной теплоты сгорания от стандартной на основании природно-геологических условий месторождений и статистических данных о фактически складывающейся объемной теплоте сгорания добытого газа за предыдущие периоды регулирования.
Таким образом, Приказ принят антимонопольным органом в пределах компетенции и с соблюдением Правил принятия решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий. Принятая в Приказе величина расчетной объемной теплоты сгорания соответствует предложению регулируемой организации в лице публичного акционерного общества "Газпром", и подтверждена представленными в материалы дела доказательствами.
Суд принимает во внимание, что приказами ФАС России от 7 июня 2023 г. N 363/23, от 12 июля 2023 г. N 457/23 в Приказ были внесены изменения, которым оптовые цены на газ установлены на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта на объемную единицу измерения газа (1000 куб. м) с расчетной объемной теплотой сгорания для Приморского края - 8600 ккал/м3 (36010 кДж/м3), для Сахалинской области - 8700 ккал/м3 (36430 кДж/м3).
В настоящее время Приказ признан утратившим силу ввиду принятия на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2023 г. N 1979 приказа ФАС России от 28 ноября 2023 г. N 909/23 "Об утверждении оптовых цен на газ", который вступил в силу 1 декабря 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.
Оспариваемый приказ не нарушает принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, установленных Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации".
Поскольку Приказ соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и по доводам административного истца не может быть признан недействующим, заявленное требование не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" о признании недействующим пункта 5 приказа Федеральной антимонопольной службы от 16 ноября 2022 г. N 818/22 "Об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Приморского края и Сахалинской области" (в первоначальной редакции) отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей