Глава 3. Направление Банком России запроса о предоставлении документов и (или) информации, необходимых для осуществления контроля за соблюдением правил платежной системы Банка России, уведомления о выявленном случае несоблюдения правил платежной системы Банка России, уведомления о подтверждении соблюдения правил платежной системы Банка России или устранения выявленного случая несоблюдения правил платежной системы Банка России или о принятии к сведению информации о принятых мерах по недопущению в дальнейшем несоблюдения правил платежной системы Банка России, а также писем Департамента национальной платежной системы Банка России

3.1. Банк России при проведении дистанционной проверки деятельности участника платежной системы в случае необходимости получения информации или уточнения имеющейся у Банка России информации о деятельности участника платежной системы направляет ему обязательный для исполнения запрос о предоставлении документов и (или) информации, необходимых для осуществления контроля за соблюдением правил платежной системы Банка России (далее соответственно - документы и (или) информация, запрос).

3.2. Запрос должен содержать:

наименование участника платежной системы;

указание на факт проведения дистанционной проверки деятельности участника платежной системы;

перечень запрашиваемых документов и (или) информации и период, за который они запрашиваются;

срок представления запрашиваемых документов и (или) информации, который не может быть менее 5 рабочих дней после дня получения запроса;

способ представления запрашиваемых документов и (или) информации;

должность, фамилию, имя и отчество (при наличии) руководителя (заместителя руководителя) Департамента национальной платежной системы Банка России или лица, уполномоченного руководителем Департамента национальной платежной системы Банка России на подписание запроса (далее - уполномоченное лицо). В случае если запрос подписан уполномоченным лицом, к запросу прилагается документ, подтверждающий факт наделения уполномоченного лица полномочиями на подписание запроса.

3.3. В случае если в Банк России не позднее чем за 3 рабочих дня до дня истечения срока, указанного в запросе, поступило мотивированное обращение о переносе срока представления документов и (или) информации с указанием нового срока, Банк России рассматривает мотивированное обращение в течение 2 рабочих дней после дня его получения. В случае отказа в удовлетворении мотивированного обращения участнику платежной системы в срок не позднее 2 рабочих дней после дня получения Банком России мотивированного обращения направляется письмо Департамента национальной платежной системы Банка России об отказе в переносе срока. В случае удовлетворения мотивированного обращения информирование участника платежной системы не осуществляется и документы и (или) информация должны быть представлены в срок, указанный в мотивированном обращении, с учетом абзаца второго настоящего пункта.

Общий срок переноса дня представления документов и (или) информации не может быть более 11 рабочих дней после дня истечения срока, указанного в запросе.

3.4. Банк России повторно направляет участнику платежной системы запрос:

при непредставлении участником платежной системы запрашиваемых документов и (или) информации - не позднее 5 рабочих дней после дня истечения срока, указанного в запросе или мотивированном обращении о переносе срока представления документов и (или) информации, с учетом абзаца второго пункта 3.3 настоящего Положения;

при необходимости уточнения полученной Банком России от участника платежной системы информации о его деятельности - не позднее 5 рабочих дней после дня предоставления документов и (или) информации.

3.5. Запрос, направляемый повторно, должен содержать:

наименование участника платежной системы;

указание на ранее направленный запрос;

указание на факт проведения дистанционной проверки деятельности участника платежной системы;

перечень запрашиваемых документов и (или) информации и период, за который они запрашиваются;

срок представления запрашиваемых документов и (или) информации, который не может быть менее 3 рабочих дней после дня получения запроса, направляемого повторно;

способ представления запрашиваемых документов и (или) информации;

должность, фамилию, имя и отчество (при наличии) руководителя (заместителя руководителя) Департамента национальной платежной системы Банка России или уполномоченного лица, подписавшего запрос, направляемый повторно. В случае если запрос, направляемый повторно, подписан уполномоченным лицом, к запросу прилагается документ, подтверждающий факт наделения уполномоченного лица полномочиями на подписание запроса.

3.6. В случае необходимости получения информации о деятельности участника платежной системы или уточнения имеющейся у Банка России или полученной Банком России от участника платежной системы информации о его деятельности, связанной с осуществлением перевода денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, Банк России направляет запрос в операционный центр, платежный клиринговый центр другой платежной системы, который на основании договора о взаимодействии, заключенного между Банком России и оператором другой платежной системы в соответствии с частью 37 статьи 15 Федерального закона N 161-ФЗ, предоставляет операционные услуги, услуги платежного клиринга (за исключением проверки достаточности денежных средств) при осуществлении перевода денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России (далее при совместном упоминании - ОПКЦ).

3.7. Банк России при выявлении в рамках дистанционной проверки деятельности участника платежной системы случая несоблюдения правил платежной системы Банка России направляет ему обязательное для исполнения уведомление о выявленном случае несоблюдения правил платежной системы Банка России.

3.7.1. Уведомление о выявленном случае несоблюдения правил платежной системы Банка России должно содержать:

наименование участника платежной системы;

описание выявленного случая несоблюдения правил платежной системы Банка России;

требование об устранении выявленного случая несоблюдения правил платежной системы Банка России или о принятии мер по недопущению в дальнейшем несоблюдения правил платежной системы Банка России, о представлении участником платежной системы документов и информации, подтверждающих устранение выявленного случая несоблюдения правил платежной системы Банка России или принятие мер по недопущению в дальнейшем несоблюдения правил платежной системы Банка России (далее - документы и информация об устранении), или о представлении участником платежной системы документов и информации, подтверждающих соблюдение правил платежной системы Банка России (далее - документы и информация о соблюдении правил);

срок для представления участником платежной системы документов и информации об устранении или документов и информации о соблюдении правил, который не может быть менее 10 рабочих дней после дня получения уведомления о выявленном случае несоблюдения правил платежной системы Банка России;

способ представления участником платежной системы документов и информации об устранении или документов и информации о соблюдении правил;

должность, фамилию, имя и отчество (при наличии) руководителя (заместителя руководителя) Департамента национальной платежной системы Банка России, подписавшего уведомление о выявленном случае несоблюдения правил платежной системы Банка России.

3.7.2. Уведомление о выявленном случае несоблюдения правил платежной системы Банка России направляется участнику платежной системы в следующие сроки:

при направлении запроса - не позднее 30 календарных дней после дня получения запрошенных документов и (или) информации от участника платежной системы, а также от ОПКЦ (в случае направления ему запроса Банком России);

при ненаправлении запроса - не позднее 30 календарных дней после дня выявления Банком России признаков несоблюдения правил платежной системы Банка России или дня поступления обращения, касающегося соблюдения правил платежной системы Банка России.

3.7.3. В случае если в Банк России не позднее чем за 3 рабочих дня до дня истечения срока, указанного в уведомлении о выявленном случае несоблюдения правил платежной системы Банка России, поступило мотивированное обращение о переносе срока представления документов и информации об устранении или документов и информации о соблюдении правил с указанием нового срока, Банк России рассматривает мотивированное обращение в течение 2 рабочих дней после дня его получения. В случае отказа в удовлетворении мотивированного обращения участнику платежной системы в срок не позднее 2 рабочих дней после дня получения Банком России мотивированного обращения направляется письмо Департамента национальной платежной системы Банка России об отказе в переносе срока. В случае удовлетворения мотивированного обращения информирование участника платежной системы не осуществляется и документы и информация об устранении или документы и информация о соблюдении правил должны быть представлены в срок, указанный в мотивированном обращении, с учетом абзаца второго настоящего подпункта.

Общий срок переноса дня представления документов и информации об устранении или документов и информации о соблюдении правил не может быть более 30 календарных дней после дня истечения срока, указанного в уведомлении о выявленном случае несоблюдения правил платежной системы Банка России.

3.8. В случае если по результатам рассмотрения документов и информации об устранении или документов и информации о соблюдении правил, представленных участником платежной системы, а также документов и (или) информации, представленных ОПКЦ (в случае направления ему запроса Банком России), Банком России принято решение о подтверждении соблюдения правил платежной системы Банка России или устранения выявленного случая несоблюдения правил платежной системы Банка России либо о принятии к сведению информации о принятых мерах по недопущению в дальнейшем несоблюдения правил платежной системы Банка России, Банк России направляет участнику платежной системы уведомление о подтверждении соблюдения правил платежной системы Банка России или устранения выявленного случая несоблюдения правил платежной системы Банка России либо о принятии к сведению информации о принятых мерах по недопущению в дальнейшем несоблюдения правил платежной системы Банка России (далее - уведомление о подтверждении).

3.8.1. Уведомление о подтверждении должно содержать:

наименование участника платежной системы;

указание на подтверждение Банком России соблюдения правил платежной системы Банка России или устранения выявленного случая несоблюдения правил платежной системы Банка России либо на факт принятия к сведению информации о принятых мерах по недопущению в дальнейшем несоблюдения правил платежной системы Банка России;

должность, фамилию, имя и отчество (при наличии) руководителя (заместителя руководителя) Департамента национальной платежной системы Банка России, подписавшего уведомление о подтверждении.

3.8.2. Уведомление о подтверждении направляется участнику платежной системы в срок не позднее 30 календарных дней после дня получения Банком России документов и информации об устранении или документов и информации о соблюдении правил от участника платежной системы, а также документов и (или) информации от ОПКЦ (в случае направления ему запроса Банком России).

3.9. Банк России рассматривает вопрос о применении к участнику платежной системы мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в следующих случаях:

при непредставлении или неполном представлении участником платежной системы документов и (или) информации в срок, указанный в запросе, направленном Банком России повторно;

при непредставлении участником платежной системы документов и информации об устранении или документов и информации о соблюдении правил в срок, указанный в уведомлении о выявленном случае несоблюдения правил платежной системы Банка России, с учетом переносов срока на основании мотивированных обращений участника платежной системы, указанных в подпункте 3.7.3 пункта 3.7 настоящего Положения;

при неисполнении участником платежной системы требования об устранении выявленного случая несоблюдения правил платежной системы Банка России или о принятии мер по недопущению в дальнейшем несоблюдения правил платежной системы Банка России, содержащегося в уведомлении о выявленном случае несоблюдения правил платежной системы Банка России.

Рассмотрение вопроса о применении к участнику платежной системы мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в случае непредставления участником платежной системы документов и (или) информации в срок, указанный в запросе, направленном Банком России повторно, или в уведомлении о выявленном случае несоблюдения правил платежной системы Банка России с учетом переносов срока на основании мотивированных обращений участника платежной системы, указанных в подпункте 3.7.3 пункта 3.7 настоящего Положения, не отменяет обязанности участника платежной системы по представлению документов и (или) информации.

3.10. Запрос, уведомление о выявленном случае несоблюдения правил платежной системы Банка России, уведомление о подтверждении, а также письма Департамента национальной платежной системы Банка России направляются Банком России участнику платежной системы одним из следующих способов:

путем размещения в личном кабинете, ссылка на который размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), в соответствии с пунктом 4.1 Указания Банка России от 5 октября 2021 года N 5969-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета" <1>;

--------------------------------

<1> Зарегистрировано Минюстом России 12 ноября 2021 года, регистрационный N 65799, с изменениями, внесенными Указанием Банка России от 29 сентября 2022 года N 6276-У (зарегистрировано Минюстом России 13 января 2023 года, регистрационный N 71996).

с использованием системы межведомственного электронного документооборота в соответствии с Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 года N 1264;

по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (при отсутствии у участника платежной системы личного кабинета и доступа к системе межведомственного электронного документооборота).