3.1. Воспитательная система и управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования

В данном подразделе рекомендуется охарактеризовать:

- воспитательную систему вуза;

- систему воспитательной работы вуза;

- управление системой воспитательной работы в вузе как процесс, включающий последовательность управленческих функций (анализ, планирование, организация, контроль и регулирование).

Воспитательная система вуза представляет собой целостный комплекс воспитательных целей и задач, кадровых ресурсов, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, и отношений, возникающих между участниками воспитательного процесса.

Для воспитательной системы характерно неразрывное единство с воспитывающей средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность.

Подсистемами воспитательной системы являются:

- воспитательный процесс как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности обучающегося вуза, реализуемая во взаимодействии преподавателей/организаторов воспитательной деятельности и обучающихся;

- система воспитательной работы, которая охватывает блок деятельности и может реализоваться через участие обучающихся вуза в комплексе мероприятий, событий, дел, акций и др., адекватных поставленной цели;

- студенческое самоуправление как открытая система;

- коллектив вуза как открытая система.

Основным инструментом управления воспитательной работой в вузе является Рабочая программа воспитательной деятельности и План воспитательной работы на учебный год.

Основными функциями управления системой воспитательной работы в вузе выступают:

- анализ итогов воспитательной работы в вузе за учебный год;

- планирование воспитательной работы по организации воспитательной деятельности в вузе на учебный год, включая Календарный план воспитательной работы на учебный год (Приложение);

- организация воспитательной работы в вузе;

- контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной работе в вузе (в том числе осуществляется через мониторинг качества организации воспитательной деятельности в вузе);

- регулирование воспитательной работы в вузе.