Приложение N 1

к приказу Минэкономразвития России

от 20 сентября 2023 г. N 661

МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОСОБОГО РЕЖИМА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ТЕРРИТОРИИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН, СОЗДАННЫХ

В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 22 ИЮЛЯ

2005 Г. N 116-ФЗ "ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 22.07.2024 N 461)

1. Настоящая Методика определяет совокупность мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот, связанных с применением особого режима осуществления предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон (далее - ОЭЗ), исходя из целевых характеристик налоговых расходов Российской Федерации, связанных с применением особого режима осуществления предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ (далее - налоговые расходы).

2. Настоящая Методика используется в отношении следующих налоговых расходов, в том числе связанных с налогом на прибыль организаций (далее - налог на прибыль):

1) освобождение от уплаты налога на имущество организаций резидентов ОЭЗ (льгота, обусловливающая налоговый расход, в соответствии с пунктом 17 статьи 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);

2) освобождение от уплаты налога на имущество организаций управляющих компаний ОЭЗ (льгота, обусловливающая налоговый расход, в соответствии с пунктом 23 статьи 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);

3) освобождение от уплаты земельного налога резидентов ОЭЗ (льгота, обусловливающая налоговый расход, в соответствии с абзацем первым подпункта 9 пункта 1 статьи 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);

4) освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины резидентов ОЭЗ (льгота распространяется только на товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 201 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза <1> и со статьей 36 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации");

--------------------------------

<1> Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017); является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. N 317 "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза". Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2018 г.

5) освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) работ резидентов портовой ОЭЗ (далее - ПОЭЗ) (льгота, обусловливающая налоговый расход, в соответствии с подпунктом 27 пункта 3 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);

6) освобождение от уплаты НДС резидентов ОЭЗ промышленно-производственного типа (далее - ППТ), технико-внедренческого типа (далее - ТВТ) и ПОЭЗ (льгота распространяется только на реализацию товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);

7) пониженная ставка налога на прибыль для резидентов ОЭЗ при зачислении в бюджет субъекта Российской Федерации (льгота, обусловливающая налоговый расход, в соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 22.07.2024 N 461)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) пониженная ставка налога на прибыль для резидентов ОЭЗ при зачислении в федеральный бюджет (льгота, обусловливающая налоговый расход, в соответствии с пунктом 1.2 статьи 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 22.07.2024 N 461)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) - 12) утратили силу. - Приказ Минэкономразвития России от 22.07.2024 N 461;

(см. текст в предыдущей редакции)

13) ускоренная амортизация основных средств для резидентов ОЭЗ ППТ или ОЭЗ ТРТ (льгота, обусловливающая налоговый расход, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 259.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);

14) освобождение от уплаты земельного налога судостроительных предприятий, имеющих статус резидента ОЭЗ ППТ (льгота, обусловливающая налоговый расход, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);

15) освобождение от уплаты акциза резидентов ОЭЗ ППТ, ОЭЗ ТВТ и ПОЭЗ (льгота распространяется только на товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 201 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и со статьей 36 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации").

3. Оценка эффективности налоговых расходов включает в себя оценку целесообразности налоговых расходов и оценку результативности налоговых расходов.

4. Критериями целесообразности налоговых расходов являются:

1) соответствие налоговых расходов целям государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 (далее - государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика");

2) востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.

5. При оценке налоговых расходов по критерию соответствия налоговых расходов целям государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственной программе "Экономическое развитие и инновационная экономика", следует учитывать, что налоговый расход должен оказывать влияние на достижение целей государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" и (или) целей социально-экономической политики.

6. Для определения востребованности со стороны плательщиков предоставленных льгот используется следующая формула:

00000001.wmz

где:

K - коэффициент, характеризующий востребованность со стороны плательщиков предоставленных льгот за 5-летний период, %;

Nвсп - количество плательщиков, имеющих объекты налогообложения (прибыль, земельные участки в собственности, объекты капитального строительства на территории ОЭЗ), воспользовавшихся льготами в году i, единиц;

Nобщ - количество плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы, единиц;

i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5.

7. При проведении оценки эффективности налоговых расходов пороговое значение, при котором льгота является востребованной, не должно быть:

1) менее 30% от общего количества плательщиков, имеющих объекты налогообложения (прибыль, земельные участки в собственности, объекты капитального строительства на территории ОЭЗ), для ОЭЗ ППТ;

2) менее 30% от общего количества плательщиков, имеющих объекты налогообложения (прибыль, земельные участки в собственности, объекты капитального строительства на территории ОЭЗ), для ОЭЗ ТВТ;

3) менее 30% от общего количества плательщиков, имеющих объекты налогообложения (прибыль, земельные участки в собственности, объекты капитального строительства на территории ОЭЗ), для ПОЭЗ;

4) менее 30% от общего количества плательщиков, имеющих объекты налогообложения (прибыль, земельные участки в собственности, объекты капитального строительства на территории ОЭЗ), для ОЭЗ ТРТ.

8. Если налоговый расход не соответствует хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 4 настоящей Методики, Минэкономразвития России надлежит представить в Минфин России предложения о сохранении (уточнении, отмене) льготы, обусловливающей налоговый расход.

9. При проведении оценки результативности налоговых расходов проводится в качестве критерия результативности налоговых расходов настоящей Методикой определяется показатель объема капитальных вложений, осуществленных резидентами ОЭЗ на территории регионов, где расположены ОЭЗ.

10. В соответствии с пунктами 16 - 18 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 (далее - Правила), оценка результативности налоговых расходов состоит из:

1) оценки вклада налоговой льготы, обусловливающей налоговый расход, в достижение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", количественно характеризующего достижение цели (целей) государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", которой (которым) соответствует налоговый расход;

2) оценки бюджетной эффективности;

3) оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов.

11. Вклад налоговых льгот в достижение показателя государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" (VНЛ) рассчитывается по формуле:

Vнл = Iснл - Iбнл,

где:

Vнл - вклад налоговых льгот в достижение показателя государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", тысяч рублей;

Iснл - общий объем капитальных вложений, фактически осуществленных получателями льгот на территории регионов, где расположены ОЭЗ, в отчетном году, тысяч рублей;

Iбнл - общий объем капитальных вложений, расчетно осуществленных получателями льгот на территории регионов, где расположены ОЭЗ, в случае отсутствия соответствующей льготы, тысяч рублей:

00000002.wmz

где:

Iбнл - объем осуществленных резидентами ОЭЗ капитальных вложений в случае отсутствия налоговых льгот в отчетном году, тысяч рублей;

Ii - объем осуществленных i-м резидентом ОЭЗ капитальных вложений в отчетном году, тысяч рублей;

di - сравнительный коэффициент рентабельности:

00000003.wmz

где:

Ai - показатель рентабельности (по операционной прибыли за вычетом всех налогов) для i-го резидента ОЭЗ в случае отсутствия налоговых льгот в отчетном году, %;

AОКВЭД - показатель рентабельности (по операционной прибыли за вычетом всех налогов) по сопоставимому коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (к которому относится i-й резидент ОЭЗ по основному виду деятельности) в среднем по Российской Федерации в отчетном году, %.

Оценка вклада налоговых льгот в достижение критерия результативности налоговых расходов эффективна, если вклад налоговых льгот в достижение критерия результативности налоговых расходов имеет положительное значение.

12. В целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления налоговых льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика".

В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" учитываются субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки.

13. Оценка бюджетной эффективности налоговых расходов проводится агрегированно.

Показатель бюджетной эффективности налоговых расходов (налоговых льгот) Bj рассматривается как прирост показателя (индикатора) достижения целей государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов федерального бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов и рассчитывается по формуле:

Bj = Nj - Aj,

где:

Bj - соответствующий налоговый расход (налоговая льгота), тысяч рублей;

Nj - общий объем налоговых льгот по j-му налоговому расходу, полученный плательщиками, обеспечившими достижение показателя в отчетном году, тысяч рублей;

Aj - сумма средств федерального бюджета (государственная поддержка), направленная получателям по альтернативному для j-го налогового расхода (налоговой льготы) механизму поддержки, обеспечившим достижение показателя в отчетном году, тысяч рублей. Объем государственной поддержки может определяться как объем предоставленных налоговых льгот, скорректированный на коэффициент, учитывающий расходы на администрирование предоставления мер государственной поддержки.

Бюджетная эффективность налоговых расходов признается положительной при достижении Bj отрицательного или нулевого значения.

14. Выводы по результатам оценки эффективности налоговых расходов должны включать:

1) выводы о достижении целевых характеристик (критериев целесообразности) налоговых расходов;

2) выводы о вкладе налоговых расходов в достижение целей государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика";

3) выводы о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для федерального бюджета) альтернативных механизмов достижения целей государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика".

15. Выводы должны отражать, эффективными или неэффективными являются налоговые расходы.

По итогам оценки эффективности налоговых расходов Минэкономразвития России формирует вывод о необходимости сохранения, уточнения или отмены налоговых льгот, обусловливающих налоговые расходы.

16. По результатам оценки эффективности налоговых расходов Минэкономразвития России формируется отчет, содержащий сведения о результатах оценки эффективности налоговых расходов, а также рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Минфину России о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам налоговых льгот.

Отчет представляется в виде электронной таблицы, содержащей данные из паспорта налоговых расходов, краткое описание результатов оценки эффективности налоговых расходов и рекомендации по результатам оценки эффективности налоговых расходов.

В соответствии с пунктом 23 Правил указанные сведения совместно с паспортами налоговых расходов Российской Федерации направляются в Минфин России ежегодно до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта).

17. Результаты оценки эффективности налоговых расходов должны максимально подробно отражать результаты оценки целесообразности и результативности налоговых расходов, а также оценки совокупного бюджетного эффекта.