Срок действия документа ограничен 31 декабря 2026 года.

Утверждена

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 15 ноября 2023 г. N 810н

МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСЛУГ ПО КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

И АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

1. Методика оценки эффективности услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (далее - Методика) разработана для использования реабилитационными организациями (далее - организации), федеральными учреждениями, подведомственными Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, предоставляющими услуги по реабилитации и абилитации детям-инвалидам и реализующими электронный сертификат для оплаты услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (далее - федеральные учреждения), федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - учреждения МСЭ), являющимися участниками пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N 2339 "О реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов" (далее - пилотный проект).

2. Методика определяет правила оценки организациями, федеральными учреждениями и учреждениями МСЭ эффективности услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, оказанных в организациях и федеральных учреждениях.

3. Оценка эффективности услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов включает:

а) оценку изменений степени активности и участия ребенка-инвалида в рамках имеющихся ограничений жизнедеятельности (далее - ОЖД), достигнутых в результате реализации реабилитационных и абилитационных мероприятий за курс реабилитации 21 день, по отношению к исходному состоянию или исходным данным, характеризующим степень активности и участия ребенка-инвалида в рамках имеющихся ОЖД (далее - конкретная оценка реабилитационного эффекта);

б) оценку достижения цели комплексной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, предусмотренной индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее соответственно - ИПРА ребенка-инвалида, общая оценка реабилитационного эффекта).

4. Конкретная оценка реабилитационного эффекта осуществляется в организации, федеральном учреждении на основе оценки разницы между степенью активности и участия ребенка-инвалида, определяемых по категориям Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья <1> (далее - МКФ), до и после предоставления услуг по комплексной реабилитации и абилитации, путем сопоставления данных о состоянии ребенка-инвалида до начала курса реабилитации и абилитации и после его завершения.

--------------------------------

<1> Одобрена на Пятьдесят четвертой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 22 мая 2001 г.

Специалистами организаций, федеральных учреждений анализируются сведения о ребенке-инвалиде, нуждающемся в оказании услуг по комплексной реабилитации и абилитации, содержащиеся в ИПРА ребенка-инвалида в части имеющихся ОЖД и нуждаемости в реабилитационных и/или абилитационных мероприятиях.

С целью объективизации степени активности и участия ребенка-инвалида осуществляется первичная диагностика до проведения реабилитационных и абилитационных мероприятий и повторная (контрольная) диагностика - после проведения таких мероприятий.

Степень активности и участия оценивается по категориям МКФ, с учетом возрастных периодов ребенка-инвалида (4 - 7 лет; 8 - 11 лет; 12 - 17 лет) и этапов формирования различных функций организма, обеспечивающих возможность выполнения предусмотренных МКФ действий, в соответствии со следующей шкалой:

0 - нет затруднений;

1 - легкие затруднения;

2 - умеренные затруднения;

3 - тяжелые затруднения;

4 - абсолютные затруднения.

По результатам сравнительного анализа результатов первичной и повторной (контрольной) диагностики производится конкретная оценка реабилитационного эффекта, который вычисляется по формуле:

r = b / a * 100%, где

r - реабилитационный эффект по соответствующему ОЖД в процентах;

b - количество категорий МКФ, по которым наблюдается положительная динамика по соответствующему ОЖД;

a - общее количество исследуемых категорий МКФ по соответствующему ОЖД, которым были присвоены от 1 до 4 баллов.

При получении дробного числа, производится его округление.

Оценка реабилитационного эффекта по всем имеющимся ОЖД осуществляется с учетом всех изменившихся показателей по общему количеству категорий МКФ. Расчет осуществляется по формуле:

R = B / A * 100%, где

R - реабилитационный эффект по всем ОЖД в процентах;

B - количество всех категорий МКФ, по которым наблюдается положительная динамика в рамках всех установленных ОЖД;

A - общее количество исследуемых категорий МКФ в рамках установленных ОЖД.

Реабилитационный эффект в диапазоне:

0 - 9% считается неэффективным;

10 - 54% - незначительным;

55 - 75% - удовлетворительным;

более 75% - высоким.

Результаты конкретной оценки реабилитационного эффекта заносятся в протокол "Оценка эффективности услуг по комплексной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида" (далее - Протокол) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к Методике).

Сведения об оказанных ребенку-инвалиду услугах по комплексной реабилитации и абилитации и их результатах, включая данные Протокола, направляются организациями, федеральными учреждениями в учреждения МСЭ не позднее 5 рабочих дней после завершения курса оказания услуг по комплексной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.

5. Общая оценка реабилитационного эффекта проводится учреждениями МСЭ не позднее 10 календарных дней после поступления от организаций, федеральных учреждений сведений об оказанных ребенку-инвалиду услугах по комплексной реабилитации и абилитации и их результатах, включая данные Протокола.

Общая оценка реабилитационного эффекта оценивается по балльным показателям достижения цели реабилитации и абилитации, предусмотренного ИПРА ребенка-инвалида:

цель достигнута полностью - 2 балла;

цель достигнута частично - 1 балл;

цель не достигнута - 0 баллов.

Общая оценка реабилитационного эффекта устанавливается в соответствии с алгоритмом подсчета результатов эффективности услуг по реабилитации и абилитации детей-инвалидов федеральными учреждениями МСЭ, предусмотренным приложением N 2 к Методике (далее - Алгоритм).

С целью общей оценки реабилитационного эффекта баллы в соответствующих графах и строках таблицы Алгоритма суммируются.

Если сумма составляет 4 и более баллов, то реабилитация считается эффективной.

Если сумма составляет менее 4 баллов, то реабилитация считается неэффективной.

В случае, если по результатам общей оценки реабилитационного эффекта проведенная реабилитация признается неэффективной, проводится анализ причин ее неэффективности в соответствии с пунктом 7 Алгоритма.

Результат общей оценки реабилитационного эффекта оформляется на бумажном носителе или в электронной форме и подшивается или формируется в дело медико-социальной экспертизы ребенка-инвалида, хранящееся в бюро медико-социальной экспертизы (главном бюро, Федеральном бюро) по месту проведения медико-социальной экспертизы за все периоды освидетельствования.

Результат общей оценки реабилитационного эффекта направляется учреждениями МСЭ в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его оформления в федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по защищенным каналам связи или на бумажном носителе с соблюдением законодательства о персональных данных в целях осуществления мониторинга за ходом реализации пилотного проекта.