II. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

II. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного контроля (надзора), описание текущего

развития профилактической деятельности, характеристика

проблем, на решение которых направлена Программа

Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется ФССП России и ее территориальными органами в отношении юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - контролируемые лица).

По состоянию на 30.11.2023 в 64 субъектах Российской Федерации в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр), внесены сведения о 472 юридических лицах, в 74 субъектах действуют их структурные подразделения.

За период с января по ноябрь 2023 года ФССП России рассмотрено 59 заявлений о включении в государственный реестр, по 43 заявлениям приняты положительные решения, по 16 заявлениям приняты решения об отказе во внесении сведений.

За указанный период принято к рассмотрению 34 404 обращения граждан по вопросам деятельности лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности граждан, в том числе содержащих информацию о нарушении прав и законных интересов должников.

Наибольшее количество таких обращений принято к рассмотрению главными управлениями ФССП России по г. Москве, г. Санкт-Петербургу, Московской и Новосибирской областям, Краснодарскому краю.

В 2023 году осуществление федерального государственного контроля (надзора) проводилось в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ и с учетом ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336).

В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ (часть 1 статьи 8) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушением обязательных требований, является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

В рамках осуществления контрольных (надзорных) полномочий за 11 месяцев 2023 года проведено 28 контрольных (надзорных) мероприятий (22 плановых и 6 внеплановых), что на 33% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и 2 432 профилактических мероприятия, что на 41% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, в том числе объявлено 1 381 предостережение.

По нашедшим подтверждение фактам нарушения Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ) должностными лицами ФССП России в отношении контролируемых лиц осуществлялись полномочия административной юрисдикции в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 9 постановления N 336.

В целях профилактики возникновения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган в рамках предоставленных законом полномочий использует правовой и практический инструментарий.

Так, в 2023 году территориальными органами ФССП России на регулярной основе организовывались горячие линии и проводились консультации контролируемых лиц по вопросам осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, содержания обязательных требований, порядка осуществления контрольных (надзорных) мероприятий.

Разъяснительная работа активно велась также в средствах массовой информации.

Актуальные материалы по практике применения законодательства в соответствующей сфере деятельности регулярно размещались на официальном сайте ФССП России, а также на официальных сайтах территориальных органов ФССП России.

Наиболее перспективным профилактическим мероприятием является профилактический визит. Всего за указанный период территориальными органами ФССП России проведен 461 профилактический визит. По итогам проведения юридические лица получили консультации и необходимые разъяснения по вопросам соблюдения обязательных требований.

В 2024 году ФССП России и ее территориальные органы продолжат активно проводить профилактическую работу для достижения целей, обозначенных в разделе III Программы.