5. Особенности формирования территориальной программы государственных гарантий за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов

5. Особенности формирования территориальной программы

государственных гарантий за счет бюджетных ассигнований

соответствующих бюджетов

За счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов осуществляется:

а) финансовое обеспечение медицинской помощи, оказанной:

в экстренной форме не застрахованным и не идентифицированным в системе ОМС гражданам при заболеваниях и состояниях, входящих в базовую программу, медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, включенными в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы;

гражданам при заболеваниях и состояниях, не входящих в базовую программу, в том числе консультирование застрахованных лиц по указанным заболеваниям (в рамках государственных (муниципальных) заданий);

в специализированных медицинских организациях и соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация" при заболеваниях, не включенных в базовую программу (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ);

б) финансовое обеспечение санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами, а также авиационных работ при санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами;

в) оказание медицинской помощи и предоставление иных государственных и муниципальных услуг (работ), в соответствии с разделом V Программы, в лепрозориях и соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций, центрах профилактики и борьбы со СПИДом, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах охраны здоровья семьи и репродукции, медико-генетических центрах (консультациях), центрах охраны репродуктивного здоровья подростков, центрах медицинской профилактики (за исключением первичной медико-санитарной помощи, включенной в базовую программу), центрах профессиональной патологии и в соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций, бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомических бюро и патологоанатомических отделениях медицинских организаций (за исключением диагностических исследований, проводимых по заболеваниям, указанным в разделе III Программы, и осуществляемых за счет средств ОМС в рамках базовой программы), медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, в центрах крови, на станциях переливания крови, в домах ребенка, включая специализированные, молочных кухнях и в прочих медицинских организациях, входящих в номенклатуру медицинских организаций, утверждаемую Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также в случае применения телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи;

г) обеспечение туберкулином в целях проведения туберкулинодиагностики;

д) обеспечение иммунобиологическими препаратами (вакцинами и сыворотками) в целях проведения профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

е) проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин, неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний в части исследований и консультаций, осуществляемых медико-генетическими центрами (консультациями), а также медико-генетических исследований в соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций;

ж) генетическое обследование беременных по выявлению (подтверждению) врожденных аномалий (пороков) развития у плода в медико-генетических консультациях (центрах) и соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций.

Территориальный подушевой норматив финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов включает расходы государственных и муниципальных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь при заболеваниях и состояниях, не входящих в базовую программу, в части финансирования текущей деятельности, текущего ремонта, приобретения основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь). При этом инвестиционные расходы на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения, приобретение дорогостоящего оборудования, включенного в проектно-сметную документацию, расходы на проведение капитального ремонта и подготовку проектно-сметной документации для его проведения, а также расходы на демонтаж зданий и сооружений не включаются в указанный территориальный подушевой норматив финансирования, установленный территориальной программой.

Расходы соответствующих бюджетов на софинансирование реализации национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография" в части инвестиционных расходов на развитие материально-технической базы медицинских организаций, обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), а также выплаты социального характера медицинским работникам не включаются в подушевой норматив финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, установленный территориальной программой.

За счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно, а также в рамках мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Категории граждан, подлежащих транспортировке для проведения заместительной почечной терапии, и порядок ее организации рекомендуется устанавливать в территориальной программе.

Финансовое обеспечение консультаций пациентов, получающих медицинскую помощь при заболеваниях, включенных в базовую программу, в амбулаторных условиях и условиях дневных стационаров, врачами-фтизиатрами, врачами-психиатрами, врачами-психиатрами-наркологами и специалистами по социальной работе, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

При включении в территориальную программу ОМС медицинской помощи по поводу заболеваний, не входящих в базовую программу (заболевания, вызванные вирусом иммунодефицита человека и СПИД, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, связанные в том числе с употреблением психоактивных веществ), в территориальную программу ОМС в дополнение к базовой программе, финансовое обеспечение консультаций пациентов, получающих медицинскую помощь при заболеваниях, включенных в базовую программу, врачами-фтизиатрами, врачами-психиатрами, врачами-психиатрами-наркологами, врачами-инфекционистами центра профилактики и борьбы со СПИДом пациентов осуществляется за счет средств ОМС в пределах средств, переданных из бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, установленном территориальной программой.

Разделом V Программы установлено, что проведение патолого-анатомических вскрытий (посмертное патолого-анатомическое исследование внутренних органов и тканей умершего человека, новорожденных, а также мертворожденных и плодов) в патолого-анатомических отделениях медицинских организаций, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (услуг) по патологической анатомии, в случае смерти застрахованного лица при получении медицинской помощи в стационарных условиях (результат госпитализации) по поводу заболеваний и (или) состояний, включенных в базовую программу, в указанных медицинских организациях осуществляется за счет средств ОМС.

При этом возмещение расходов медицинской организации, имеющей в своей структуре патолого-анатомическое отделение, на проведение патолого-анатомических вскрытий осуществляются в рамках оплаты прерванного случая госпитализации по соответствующей клинико-статистической группе заболеваний/состояний.

При проведении патолого-анатомических вскрытий пациентов, умерших в стационаре медицинских организаций, в которых отсутствует патолого-анатомическое отделение, оплата патолого-анатомических вскрытий осуществляется по отдельным тарифам, предусмотренным в тарифном соглашении субъекта Российской Федерации для проведения межучрежденческих взаиморасчетов.

Субъекты Российской Федерации вправе установить в территориальных программах территориальные нормативы объема и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи пациентам с ВИЧ-инфекцией с учетом рекомендаций по их расчетам.

Для этого следует провести анализ уровня заболеваемости и распространенности данной болезни, уровня госпитализации пациентов, объема медицинской помощи, предоставляемой пациентам с ВИЧ-инфекцией в дневных стационарах в динамике за 3 - 5 лет, предшествующим планируемому периоду, и рассчитывается средний показатель объема медицинской помощи на душу населения, который берется за основу соответствующего территориального норматива объема медицинской помощи, устанавливаемого территориальными программами.

Осуществляется оценка ресурсного обеспечения, включая имеющуюся сеть медицинских организаций, кадры, в целях реализации установленных Программой сроков ожидания медицинской помощи, с учетом плотности населения, климатических, географических особенностей региона и транспортной доступности медицинских организаций, что в дальнейшем необходимо учитывать при распределении объема медицинской помощи, оказываемой пациентам с ВИЧ-инфекцией, между медицинскими организациями субъектов Российской Федерации.

В рамках специализированной медицинской помощи по профилю "инфекционные болезни" могут устанавливаться территориальные нормативы объема медицинской помощи по вышеуказанной болезни (Приложение N 2 к информационному письму "Утвержденная стоимость территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи по условиям ее оказания на 2024 год"):

В рамках первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях субъект вправе установить норматив объема медицинской помощи в "обращениях по заболеванию".

Субъект Российской Федерации вправе установить норматив финансовых затрат с учетом расходов медицинских организаций, необходимых для оказания медицинской помощи пациентам с ВИЧ-инфекцией в рамках установленного подушевого финансового норматива раздельно в амбулаторных условиях (стоимость 1-го обращения) и стационарных условиях (средняя стоимость случая госпитализации).