4. Методические подходы к формированию территориальной программы, в том числе к установлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации дифференцированных нормативов объема и финансового обеспечения медицинской помощи с учетом региональных особенностей

4. Методические подходы к формированию

территориальной программы, в том числе к установлению

органами государственной власти субъектов Российской

Федерации дифференцированных нормативов объема

и финансового обеспечения медицинской помощи

с учетом региональных особенностей

Основой формирования территориальной программы является потребность населения в медицинской помощи, предоставляемой на бесплатной основе.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) определены виды, условия и формы оказания медицинской помощи. Средние нормативы объема медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи установлены Программой преимущественно по условиям оказания медицинской помощи (в амбулаторных условиях, условиях дневного и круглосуточного стационара), а также по ее видам (для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи) и формам (для медицинской помощи, оказываемой в неотложной форме в амбулаторных условиях).

На первом этапе при формировании территориальной программы государственных гарантий рассчитываются и устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом региональных особенностей.

В целях определения потребности населения в объемах медицинской помощи по видам и условиям ее оказания необходимо провести анализ показателей здоровья населения, включая медико-демографические показатели и показатели уровня и структуры заболеваемости населения, основанных на данных медицинской статистики, а также фактического выполнения объема медицинской помощи по видам и условиям ее оказания в динамике не менее чем за 3 предыдущих года, по данным формы федерального статистического наблюдения N 62 "Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению", формы федерального статистического наблюдения N 14-МЕД (ОМС) "Сведения о работе медицинских организаций в сфере ОМС" и иных форм статистического наблюдения (далее - формы федерального статистического наблюдения).

По данным Росстата на 1 января 2023 г. в структуре населения Российской Федерации женщины составляют 53,5%, мужчины - 46,5%, дети (в возрасте от нуля до семнадцати лет включительно) - 20,6%, взрослые (в возрасте 18 лет и старше) - 79,4%, лица в возрасте 65 лет и старше - 16,5%.

В случае, когда половозрастная структура населения (застрахованных лиц), уровень и структура заболеваемости в субъекте Российской Федерации аналогичны среднероссийским показателям, при формировании территориальной программы могут быть использованы нормативы Программы.

Обоснование территориальных дифференцированных нормативов объема медицинской помощи на одного жителя/одно застрахованное лицо осуществляется с учетом региональных особенностей, при этом Программой субъектам Российской Федерации дано право на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливать дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на одного жителя/одно застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости (Приложения N 8, 11, 16), особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности медицинских организаций, их материально-технической базы, мощности и кадрового потенциала в разрезе профилей врачебных специальностей, в значительной степени определяющих маршрутизацию пациентов, а также климатических и географических особенностей регионов, учитывая приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.

В целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности, в составе дифференцированных нормативов объема медицинской помощи территориальными программами могут устанавливаться объемы медицинской помощи с учетом использования санитарной авиации, телемедицинских технологий и передвижных форм оказания медицинской помощи.

Нормативы объема медицинской помощи по видам и условиям ее оказания устанавливаются территориальной программой раздельно по источникам финансового обеспечения: за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и за счет средств обязательного медицинского страхования (в рамках территориальной программы ОМС).

Для обоснования нормативов объема предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо по видам и условиям ее оказания в рамках территориальной программы ОМС определяется потребность застрахованных лиц в объемах медицинской помощи, предоставляемых как в субъекте Российской Федерации, на территории которого выдан полис ОМС (далее - территория страхования), так и за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис ОМС (далее - вне территории страхования), без учета предусмотренных в соответствии с нормативами базовой программы объемов специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам федеральными медицинскими организациями в условиях дневных и круглосуточных стационаров. С этой целью:

осуществляется прогноз объема предоставления медицинской помощи по территориальной программе ОМС, оказываемой в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории страхования, исходя из оценки их мощности, в разрезе профилей (специальностей) медицинской помощи по видам и условиям ее оказания;

определяется потребность застрахованных лиц в объемах предоставления медицинской помощи по территориальной программе ОМС, оказываемой медицинскими организациями, не включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории страхования, в разрезе профилей (специальностей) медицинской помощи по видам и условиям ее оказания, в том числе первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях, предоставляемой федеральными медицинскими организациями (первичные/повторные осмотры врачей-специалистов с целью очной консультации пациента, проведение ему необходимых инструментальных и лабораторных исследований для определения целесообразности/возможности госпитализации);

учитывается объем специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневных стационаров, который может быть оказан застрахованным в субъекте Российской Федерации лицам федеральными медицинскими организациями исходя из соответствующих нормативов базовой программы в приложении N 2 к Программе; прогнозные показатели предоставления указанной медицинской помощи в разрезе условий ее оказания и профилей медицинской помощи отражаются в текстовой части территориальной программы ОМС как в абсолютных значениях, так и в показателях на одно застрахованное лицо, но не включаются в нормативы, утверждаемые территориальной программой ОМС;

оценивается потребность застрахованных лиц в получении бесплатной специализированной, преимущественно высокотехнологичной, медицинской помощи в федеральных медицинских организациях в объеме, превышающем нормативы базовой программы.

Субъект Российской Федерации вправе корректировать указанный объем с учетом реальной потребности граждан в медицинской помощи, и, соответственно, территориальные нормативы объема специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, могут быть обоснованно выше или ниже средних нормативов, установленных Программой.

При обосновании нормативов объема медицинской помощи на одно застрахованное лицо по видам и условиям оказания медицинской помощи по территориальной программе ОМС учитываются региональные особенности маршрутизации пациентов в период ограничительных мер, введенных в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и сроки ожидания оказания медицинской помощи, установленные территориальной программой.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации при направлении территориальных программ, в том числе территориальных программ ОМС, для проведения мониторинга формирования, экономического обоснования территориальных программ, осуществляемого в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 370н, представляет пояснительную записку и обоснование отклонений территориальных нормативов объемов медицинской помощи на одного жителя и на одно застрахованное лицо и нормативов финансовых затрат на единицу соответствующего объема медицинской помощи от нормативов, установленных приложением N 2 к Программе, с отражением расчетов потребности жителей/застрахованных лиц в медицинской помощи по видам и условиям ее оказания в разрезе профилей медицинской помощи.

В части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, с учетом более низкого (по сравнению со среднероссийским) уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний, на основе реальной потребности населения, дифференцированные нормативы объема медицинской помощи, установленные в территориальных программах, могут быть обоснованно ниже средних нормативов, предусмотренных Программой.

С учетом динамики показателей заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний в разрезе субъектов Российской Федерации за прошедшие 5 лет при расчетах дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств соответствующих бюджетов, могут применяться понижающие коэффициенты к средним нормативам объема медицинской помощи, установленным Программой, для:

Белгородской области, Калужской области, Костромской области, Московской области, Орловской области, Рязанской области, Тамбовской области, Республики Коми, Архангельской области, Вологодской области, Ленинградской области, Мурманской области, г. Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Астраханской области, Волгоградской области, г. Севастополя, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики, Чеченской Республики, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Чувашской Республики, Кировской области, Нижегородской области, Самарской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Республики Бурятия - в размере 0,7;

Брянской области, Ивановской области, Курской области, Липецкой области, Ярославской области, Республики Карелия, Ненецкого автономного округа, Республики Адыгея, Республики Северная Осетия - Алания, Республики Татарстан, Саратовской области, Тюменской области - в размере 0,8;

Владимирской области, Воронежской области, Смоленской области, Тверской области, Тульской области, г. Москвы, Новгородской области, Ростовской области, Республики Дагестан, Республики Башкортостан, Удмуртской Республики, Оренбургской области, Пензенской области, Ульяновской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Томской области, Магаданской области - в размере 0,9.

В случае применения рекомендованных понижающих коэффициентов при расчете территориальных нормативов объема медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, могут быть увеличены как соответствующие нормативы финансовых затрат на единицу объема нормированной медицинской помощи, так и доля затрат на ненормируемую медицинскую помощь (медицинские работы/услуги), не включенные в базовую программу виды высокотехнологичной медицинской помощи, иные расходы (на бесплатное/льготное лекарственное обеспечение и зубное протезирование отдельных категорий граждан, санитарно-авиационную эвакуацию, медицинскую помощь незастрахованным лицам и пр.). При этом уменьшение подушевого норматива финансирования территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (далее - подушевой норматив финансирования счет бюджетных средств) недопустимо!

Рекомендуемые для установления в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, на 2024 год с учетом вышеуказанных коэффициентов дифференциации объема медицинской помощи представлены в приложении 4 к настоящим разъяснениям.

В части медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, субъекту Российской Федерации рекомендуется устанавливать дифференцированные нормативы объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо по видам, формам и условиям оказания медицинской помощи с учетом вышеуказанных факторов (на основе распределения объема медицинской помощи для медицинских организаций первого, второго и третьего уровней в субъекте Российской Федерации, с учетом объема медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации) в рамках подушевого норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС.

Дифференцированные нормативы объема медицинской помощи устанавливаются для каждого уровня медицинской организации в расчете на одного жителя/одно застрахованное лицо субъекта Российской Федерации на основе распределения объема медицинской помощи для медицинских организаций первого, второго и третьего уровней в субъекте Российской Федерации, а также с учетом объема медицинской помощи, оказываемой за пределами субъекта Российской Федерации.

При установлении дифференцированных нормативов объема медицинской помощи субъектом Российской Федерации предусматривается осуществление структурных преобразований системы оказания медицинской помощи (развитие медицинской помощи в неотложной форме, медицинской реабилитации, стационарозамещающих технологий, паллиативной медицинской помощи и т.д.) с учетом параметров, предусмотренных Программой и государственной программой "Развитие здравоохранения".

В соответствии с Программой нормативы объема предоставления медицинской помощи, за исключением специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, включают нормативы объема предоставления медицинской помощи застрахованным лицам вне территории страхования.

При этом объемы предоставления медицинской помощи застрахованным лицам вне территории страхования и объемы ее финансового обеспечения не могут быть ниже соответствующих показателей предыдущего года (за исключением случаев структурных преобразований системы здравоохранения субъекта Российской Федерации, позволяющих в текущем году оказывать такую медицинскую помощь на территории страхования) и должны соответствовать объему расходов, включенных в закон о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Территориальный фонд).

Территориальные фонды представляют информацию о размере финансового обеспечения медицинской помощи, планируемой к оказанию застрахованным лицам вне территории страхования, в соответствии с приложением 12 к настоящему письму.

При наличии отклонений в планируемых показателях объема предоставления медицинской помощи и/или объемах финансового обеспечения предоставления медицинской помощи застрахованным лицам вне территории страхования, в пояснительной записке к территориальной программе указывается причина отклонений и меры, принимаемые регионом для исключения указанных отклонений.

На втором этапе устанавливаются нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, при этом учитываются параметры заработной платы работников, занятых в сфере здравоохранения, а также увеличение затрат на другие статьи расходов.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов устанавливаются с учетом региональных особенностей и обеспечивают выполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе в части заработной платы медицинских работников.

Применение поправочных повышающих коэффициентов, отражающих региональные особенности формирования долей расходов в структуре затрат на оказание медицинской помощи, отражается в территориальной программе и пояснительной записке к ней с представлением дополнительного обоснования неприменения указанных коэффициентов к бюджетным расходам в случаях, когда при формировании и экономическом обосновании стоимости территориальной программы ОМС применяются поправочные повышающие коэффициенты, рассчитанные в соответствии с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам Территориальных фондов на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462, суммарное значение которых превышает 1,000.

При установлении в территориальной программе дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, осуществляется перераспределение указанных бюджетных ассигнований по видам и условиям оказания медицинской помощи в пределах размера подушевого норматива финансирования счет бюджетных средств.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи за счет средств ОМС в рамках базовой программы устанавливаются с учетом коэффициента дифференциации, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования" (далее соответственно - коэффициент дифференциации, постановление Правительства Российской Федерации N 462).

Кроме того, с 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2023 г. N 1618 "О внесении изменений в методику распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования" в расчет субвенции введен новый коэффициент доступности медицинской помощи, который обеспечит дополнительное увеличение субвенции для регионов с низкой плотностью населения, наличием труднодоступных и отдаленных местностей.

Указанный коэффициент доступности рекомендуется применять приоритетно к нормативу финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, связанным с оказанием медицинской помощи мобильными (выездными) медицинскими бригадами, а также для финансового обеспечения фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов.

На третьем этапе рассчитываются подушевые показатели расходов по каждому виду медицинской помощи как произведение норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и норматива объема медицинской помощи по каждому виду (условиям оказания) медицинской помощи в разрезе источников финансового обеспечения. Затем путем суммирования подушевых расходов по видам и условиям оказания медицинской помощи рассчитываются подушевые нормативы финансирования за счет бюджетных средств и подушевые нормативы финансирования за счет средств ОМС.

Подушевой норматив финансирования за счет бюджетных средств устанавливается с учетом региональных особенностей и обеспечивают выполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в том числе в части заработной платы медицинских работников. При этом установление территориальной программой с учетом региональных особенностей размера подушевого норматива финансирования за счет бюджетных средств выше среднего подушевого норматива финансирования Программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Кроме того, подушевой норматив финансирования за счет бюджетных средств включает в числе прочих расходы на:

- оказание в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам субъектов Российской Федерации:

высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП) в соответствии с разделом II перечня видов ВМП, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования;

медицинской деятельности, связанной с донорством органов и тканей человека в целях трансплантации (пересадки), в том числе обследование донора, давшего письменное информированное добровольное согласие на изъятие своих органов и (или) тканей для трансплантации;

пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин, неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний (в части исследований и консультаций в медикогенетических центрах/консультациях), медико-генетических исследований;

- возмещение расходов указанных медицинских организаций, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах ОМС;

- обеспечение лекарственными препаратами:

для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации;

в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно;

в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой;

- зубное протезирование отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказание социальных услуг и предоставления иных мер социальной защиты (поддержки) пациента, в том числе в рамках деятельности выездных патронажных бригад.

При наличии обоснованной потребности субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых в бюджет Территориального фонда, дополнительные объемы медицинской помощи и финансового обеспечения по территориальной программе ОМС, превышающие средние нормативы объема и стоимости единицы объема медицинской помощи по видам и условиям оказания, установленные Программой в рамках базовой программы, в том числе на оказание населению высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с разделом I перечня видов ВМП, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования - при условии выполнения в полном объеме расходных обязательств субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания медицинской помощи и осуществлению иных мероприятий и мер социальной поддержки, финансируемых за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов в рамках территориальной программы, стоимость которой за счет указанного источника рассчитана на основании подушевого норматива финансирования за счет бюджетных средств, равного или превышающего средний подушевой норматив, установленный Программой.

Подушевой норматив финансирования территориальной программы за счет средств ОМС устанавливается с учетом коэффициента дифференциации, коэффициента корректировки по доле участия федеральных медицинских организаций в территориальной программе обязательного медицинского страхования и коэффициента доступности.

Следует устанавливать в территориальной программе размер подушевого норматива ее финансирования и нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов с учетом региональных особенностей в тех субъектах Российской Федерации, в которых указанные финансовые нормативы за счет средств ОМС в рамках базовой программы рассчитываются на основании установленных постановлением Правительства Российской Федерации N 462 положений с учетом коэффициента дифференциации и коэффициента доступности, суммарно превышающих 1,000.

В целях организации обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации подушевой норматив финансирования территориальной программы за счет средств ОМС включает расходы на организацию осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации (средства на административно-управленческие расходы системы ОМС), которые планируются как сумма расходов на ведение дела страховых медицинских организаций (в соответствии с установленным в бюджете Территориального фонда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов нормативом в размере не менее 0,8% и не более 1,1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам) и расходов на обеспечение выполнения Территориальным фондом своих функций, установленных законом о бюджете Территориального фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.

При этом норматив расходов на ведение дела страховых медицинских организаций должен учитывать возрастающие функции страховых медицинских организаций по индивидуальному информационному сопровождению застрахованных лиц, а также рост расходов, обусловленных макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Не допускается установление за счет субвенции Федерального фонда в территориальной программе ОМС расходов на обеспечение Территориальным фондом своих функции и расходов на ведение дела страховых медицинских организаций за счет снижения средних нормативов объема медицинской помощи и их финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации N 2353.

Финансовое обеспечение компенсационных выплат отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией, порядок предоставления которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2022 г. N 1268 "О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией", осуществляется за счет средств фонда оплаты труда медицинской организации, сформированного из всех источников, разрешенных законодательством Российской Федерации, в том числе средств ОМС.

На четвертом этапе определяется стоимость территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств ОМС и рассчитывается доля расходов на оказание медицинской помощи в разрезе видов (условий оказания) в общих расходах на медицинскую помощь в рамках территориальной программы.

При формировании и определении стоимости территориальной программы на 2024 год за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, а также стоимости территориальной программы ОМС за счет средств ОМС учитывается соответственно численность населения субъекта Российской Федерации по прогнозу Росстата на 1 января 2024 года и численность застрахованных лиц по данным единого регистра застрахованных лиц на 1 января 2023 года.

Размер бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на реализацию территориальной программы на 2024 год определяется исходя из величины подушевого норматива финансирования за счет бюджетных средств, установленного территориальной программой, и численности населения субъекта Российской Федерации.

В случае утверждения стоимости территориальной программы на 2024 год с дефицитом ее финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, необходимо в срок до 1 февраля 2024 года представить в Минздрав России:

- информацию о размере:

утвержденных бюджетных ассигнований (за исключением взносов на ОМС неработающего населения), направляемых на реализацию территориальной программы в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу, и иных расходов (с выпиской из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации);

дефицита финансового обеспечения территориальной программы с обоснованием его расчета и указанием численности населения субъекта Российской Федерации, которая использована при расчетах;

- график ликвидации указанного дефицита.

Для определения стоимости территориальной программы ОМС в части базовой программы необходимо величину среднего подушевого норматива финансирования за счет средств ОМС, установленного Программой на 2024 год (19 169,6 руб.) умножить на коэффициент дифференциации, коэффициент корректировки по доле участия федеральных медицинских организаций в территориальной программе обязательного медицинского страхования, коэффициент доступности и на численность застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации по состоянию на 1 января 2023 года.

Размер финансового обеспечения медицинской помощи по территориальной программе ОМС не включает средства на обеспечение выполнения Территориальными фондами своих функций.

Стоимость утвержденной территориальной программы ОМС не может превышать размер бюджетных ассигнований на ее реализацию, установленный законом субъекта Российской Федерации о бюджете Территориального фонда.

Стоимость территориальной программы ОМС не включает средства, возмещенные Территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи за медицинскую помощь, оказанную лицам, застрахованным в иных субъектах Российской Федерации, средства на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, а также средства на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации кадрового дефицита и на стимулирование медицинских работников за выявление онкологических заболеваний по результатам диспансеризации населения.

В рамках подушевого норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС субъект Российской Федерации может устанавливать дифференцированные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо (которые могут быть обоснованно выше или ниже соответствующих средних нормативов, установленных Программой) по видам, формам, условиям и этапам оказания медицинской помощи с учетом особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности медицинских организаций, уровня и структуры заболеваемости населения, а также климатических и географических особенностей регионов.

В целях обоснования дифференциации территориальных нормативов объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения для последующего утверждения в рамках территориальной программы следует обеспечить учет и провести анализ соответствующих показателей по видам и условиям оказания медицинской помощи.