1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2023 г. N 2353 (далее - Программа), разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования (далее соответственно - территориальная программа, территориальная программа ОМС).
Стоимость территориальной программы формируется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и, в случае передачи органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления, - местных бюджетов (далее - соответствующие бюджеты), средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС и утверждается в виде приложения к территориальной программе по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящим разъяснениям.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренные на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" и входящих в нее федеральных проектов постановлением Правительства от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - государственная программа "Развитие здравоохранения"), финансирование мероприятий и мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также средства ОМС, предусмотренные в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) на финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования (далее соответственно - федеральная медицинская организация, базовая программа), в нормативы объема медицинской помощи и стоимость территориальной программы не включаются.
Территориальные нормативы объема и финансового обеспечения единицы объема медицинской помощи, оказываемой за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств ОМС, формируются на основании средних нормативов объема медицинской помощи и средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных приложением N 2 к Программе, с учетом особенностей половозрастного состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций и плотности населения на территории субъекта Российской Федерации и утверждаются в виде приложения (в табличной форме) к территориальной программе, а также могут быть указаны в ее текстовой части.
В целях обеспечения преемственности, доступности и качества медицинской помощи, а также эффективной реализации территориальных программ субъектами Российской Федерации рекомендуется установить распределение медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, по уровням, установленным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 апреля 2018 г. N 182 "Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения".
Разъяснения по оплате медицинской помощи за счет средств ОМС, в том числе применение коэффициента уровня медицинской организации, представлены в Методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования на 2024 год (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 октября 2020 г. N 1130н (зарегистрировано в Минюсте России 12 ноября 2020 г. N 60869) (далее - приказ Минздрава России N 1130н) распределение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным, осуществляется по группам.
Приложением к территориальной программе устанавливается полный пронумерованный перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, в том числе территориальной программы ОМС в соответствии с реестром медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, с указанием медицинских организаций, проводящих профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию, в том числе углубленную и для оценки репродуктивного здоровья женщин и мужчин, а также диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию согласно приложению 3 к настоящим разъяснениям.
Федеральная медицинская организация включается в указанный перечень медицинских организаций в случае распределения ей объема предоставления медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств ОМС в рамках территориальной программы ОМС.
При формировании и экономическом обосновании территориальной программы и территориальной программы ОМС следует учитывать и включать в нее объемы скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и первичной медико-санитарной и первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемые федеральными медицинскими организациями, в том числе подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1156-р (далее соответственно - ФМБА России, территории, подлежащие обслуживанию ФМБА России, работники организаций с особо опасными условиями труда).
Федеральные медицинские организации также вправе осуществлять медицинскую эвакуацию в рамках оказания скорой медицинской помощи:
- при наличии в их структуре станции (отделения) скорой медицинской помощи с выездными бригадами скорой медицинской помощи, санитарного автотранспорта, оснащенного медицинским оборудованием в соответствии со стандартом, установленным приложением N 5 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н, в случае распределения им объемов предоставления скорой медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию, в рамках территориальной программы ОМС;
- в рамках выполнения государственного задания на организацию и оказание медицинской помощи (лечебно-эвакуационное обеспечение) пострадавшим при чрезвычайной ситуации, в том числе при массовых случаях инфекционных заболеваний, предусмотренных Порядком организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 ноября 2020 г. N 1202н, а также в рамках выполнения государственного задания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматривающего лечебно-эвакуационное обеспечение пациентов, установленного иным федеральным медицинским организациям и являющегося одним из основных направлений их уставной деятельности.
Предоставление дополнительных видов и объемов медицинской помощи, предусмотренных законодательством Российской Федерации, населению территорий, подлежащих обслуживанию федеральными медицинскими организациями ФМБА России, и работников организаций с особо опасными условиями труда), в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и не включается в объемы медицинской помощи по видам и условиям ее оказания, утвержденные территориальной программой ОМС.
В случаях, когда потребность вышеуказанных категорий населения в специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного и круглосуточного стационара, не обеспечивается в полной мере за счет объемов такой медицинской помощи, распределенных Минздравом России совместно с Федеральным фондом в рамках базовой программы федеральной медицинской организации, расположенной в ЗАТО, необходимые объемы специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, соответствующие объемы финансового обеспечения также следует учитывать при формировании и экономическом обосновании территориальной программы и предоставлять в рамках территориальной программы ОМС.
Объемы специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного и круглосуточного стационаров в экстренной форме федеральными медицинскими организациями, при условии их включения в маршрутизацию, соответствующие объемы финансового обеспечения учитываются при формировании и экономическом обосновании территориальной программы ОМС, за исключением случаев оказания медицинской помощи в экстренной форме пациентам во время получения специализированной медицинской помощи в плановой форме в федеральной медицинской организации, оплата которой осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по тарифам, устанавливаемым в соответствии с разделами I и III приложения N 1 и приложениями N 3 и 4 к Программе.
Вместе с тем в целях недопущения ограничения доступности для населения специализированной, преимущественно высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневного стационара иными федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы за счет обособленных средств бюджета Федерального фонда, в территориальной программе необходимо отразить информацию о прогнозном объеме на 2024 год такой медицинской помощи в разрезе условий оказания и профилей медицинской помощи, которая может быть оказана федеральными медицинскими организациями. Объем указанной медицинской помощи принимается во внимание субъектом Российской Федерации при формировании территориальной программы ОМС в соответствии с установленными Программой средними нормативами, однако указанные нормативы не включаются в территориальную программу и не учитываются при определении объема ее финансового обеспечения.
На основе распределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в разрезе источников финансового обеспечения территориальной программы субъектом Российской Федерации устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на одного жителя и нормативы объема медицинской помощи на одно застрахованное лицо и дифференцированные нормативы финансовых затрат на единицу соответствующего объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи и уровней/групп медицинских организаций, которые могут быть обоснованно выше или ниже средних нормативов Программы.
2. Финансовое обеспечение проведения осмотров врачами и диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования лиц, желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, входящим в базовую программу, застрахованным лицам осуществляется за счет средств ОМС, в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, не входящим в базовую программу, - за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
Проведение обязательных диагностических исследований и оказание медицинской помощи по поводу заболеваний и состояний, включенных в перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно в рамках территориальной программы, при постановке граждан на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса, либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, не входящим в базовую программу) и средств ОМС (в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, входящим в базовую программу).
При проведении обязательных диагностических исследований учитываются результаты таких исследований, проведенных застрахованным лицам, в том числе в рамках диспансеризации и профилактических медицинских осмотров.
За счет средств ОМС осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи в случае выявления заболевания, включенного в базовую программу, в рамках проведения обязательных диагностических исследований при постановке граждан на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса, либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу.
Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и не включено в средние нормативы, установленные Программой.
В рамках базовой программы осуществляется финансовое обеспечение медицинских осмотров несовершеннолетних, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом. При этом проведение медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья лиц, занимающихся спортом и выступающих на соревнованиях в составе сборных команд, оценка уровня их физического развития, выявление состояний и заболеваний, являющихся противопоказаниями к занятиям спортом, не подлежат оплате за счет средств ОМС.
3. Территориальная программа должна быть сбалансирована по видам, формам и условиям оказания медицинской помощи:
сокращение объема специализированной медицинской помощи в стационарных условиях должно сопровождаться увеличением объема медицинской помощи в условиях дневного стационара;
сокращение объема скорой медицинской помощи вне медицинской организации должно сопровождаться увеличением объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в неотложной форме.
Территориальная программа ОМС должна содержать перечень нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется маршрутизация застрахованных лиц при наступлении страхового случая, в разрезе условий, уровней и профилей оказания медицинской помощи, в том числе застрахованных лиц, проживающих в малонаселенных, отдаленных и (или) труднодоступных населенных пунктах, а также в сельской местности.
- 4. Методические подходы к формированию территориальной программы, в том числе к установлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации дифференцированных нормативов объема и финансового обеспечения медицинской помощи с учетом региональных особенностей
- 5. Особенности формирования территориальной программы государственных гарантий за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов
- 6. Особенности формирования территориальной программы ОМС
- Приложение 1. Стоимость территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи по источникам финансового обеспечения на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
- Приложение 2. Утвержденная стоимость территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи по условиям ее оказания на 2024 год
- Приложение 3. Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, и перечень медицинских организаций, проводящих профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию, в том числе углубленную диспансеризацию в 2024 году
- Приложение 4. Рекомендуемые дифференцированные нормативы объема медицинской помощи, оказываемой за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, на 2024 год
- Приложение 5. Объем медицинской помощи по профилактическим медицинским осмотрам и диспансеризации на 2024 год
- Приложение 6. Объем медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями, на 1 жителя/застрахованное лицо на 2024 год
- Приложение 7. Объем и финансовое обеспечение отдельных диагностических и лабораторных исследований на 2024 год
- Приложение 8. Рекомендуемые поправочные коэффициенты стоимости обращения с учетом кратности посещений по поводу заболеваний по основным специальностям
- Приложение 9. Количество и финансовое обеспечение фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов на 2024 год
- Приложение 10. Плановые и фактические объемы оказания и финансирования медицинской помощи, оказанной по профилю "Медицинская реабилитация"
- Приложение 11. Рекомендуемые объемы специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по профилям медицинской помощи
- Приложение 12. Планирование объемов оказания медицинской помощи и их финансирования в рамках территориальных программ ОМС на территории страхования и за ее пределами на 2024 год
- Методика планирования ресурсов при оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий
- Методика оценки эффективности использования ресурсов медицинских организаций на основе выполнения функции врачебной должности, показателей использования коечного фонда
- Приложение 15. Планируемое распределение числа посещений при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях на 2024 год
- Приложение 16. Количество посещений при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях на 2024 год
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей