4.1 Первичная медико-санитарная помощь

В соответствии с Федеральным законом N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Программой предусмотрена приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи.

4.1.1. Для первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, раздельно по источникам финансового обеспечения, устанавливаются нормативы объема медицинской помощи, оказываемой:

с профилактической и иными целями (посещений, комплексных посещений)

за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов:

- территориальный норматив посещений с профилактической и иными целями, включающий в том числе разовые посещения при заболеваниях, в том числе доврачебные и врачебные, посещения по паллиативной медицинской помощи без учета посещений на дому патронажными бригадами и посещения на дому выездными патронажными бригадами);

за счет средств ОМС в рамках базовой программы:

- территориальный норматив комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров (включающий первое посещение в году для проведения диспансерного наблюдения);

- территориальный норматив комплексных посещений для проведения диспансеризации, в том числе территориальный норматив комплексных посещений для проведения углубленной диспансеризации;

- территориальный норматив посещений с иными целями;

по поводу заболевания (обращений):

за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов:

- территориальный норматив обращений в связи с заболеваниями;

за счет средств ОМС в рамках базовой программы:

- территориальный норматив обращений в связи с заболеваниями, включая:

территориальные нормативы в связи с проведением отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвуковых исследований сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний, патолого-анатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии, на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

- диспансерное наблюдение (комплексных посещений):

за счет средств ОМС в рамках базовой программы:

- территориальный норматив комплексных посещений в целях осуществления диспансерного наблюдения, в том числе по поводу онкологических заболеваний, сахарного диабета, болезней системы кровообращения;

Норматив распространяется на онкологических пациентов после завершения лечения, исключая контингент лиц, получающих консультативные и диагностические услуги:

- при подозрении на онкологическое заболевание,

- с подтвержденным диагнозом, находящихся на этапе обследования, получающих лечение и обследующихся в рамках межкурсового лечения при проведении противоопухолевой лекарственной терапии (далее - ПЛТ) или в рамках комплексного лечения после завершения хирургического или лучевого этапа лечения и начала ПЛТ,

- пациентов с паллиативным статусом.

в неотложной форме (посещений)

за счет средств ОМС в рамках базовой программы:

- территориальный норматив посещений в неотложной форме.

Учет посещений и обращений осуществляется на основе учетной формы N 025-1/у "Талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях", утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н (далее - Талон).

Профилактические мероприятия (посещения с профилактической целью, комплексные посещения для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации) проводятся, в том числе для выявления болезней системы кровообращения и онкологических заболеваний, формирующих основные причины смертности населения, для выявления болезней эндокринной системы, органов пищеварения и других заболеваний, а также для оценки репродуктивного здоровья женщин и мужчин.

Территориальные нормативы посещений с профилактической и иными целями за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов включают в себя:

- профилактические посещения, включая посещения в рамках диспансеризации, при социально значимых заболеваниях (заболеваниях, передаваемыех половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдроме приобретенного иммунодефицита, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, связанных в том числе с употреблением психоактивных веществ); посещения в рамках профилактических мероприятий, в том числе при проведении профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования (включая посещения, связанные с проведением медико-психологического тестирования) в целях раннего (своевременного) выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также консультации (осмотры) врачами-психиатрами, наркологами при проведении профилактического медицинского осмотра;

- посещения с иными целями, в том числе консультации пациентов врачами-психиатрами и врачами-фтизиатрами при заболеваниях, включенных в базовую программу, а также лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, включая медицинскую помощь, оказываемую выездными психиатрическими бригадами; посещения для проведения медико-психологического консультирования и получения психологических рекомендаций при заболеваниях, не входящих в базовую программу; посещения с целью медико-психологического консультирования и предоставления психологических рекомендаций по вопросам, связанным с терминальной стадией заболевания, характером и особенностями паллиативной медицинской помощи, оказываемой пациентам в хосписах и больницах сестринского ухода, и их родственникам.

Субъекты Российской Федерации вправе включать в территориальные нормативы посещений с профилактической и иными целями за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов объемы профилактической медицинской помощи в перечисленных целях, предусмотренные для лиц, не застрахованных по ОМС.

Территориальные нормативы комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации за счет средств ОМС устанавливаются с учетом приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации:

от 27 апреля 2021 г. N 404н "Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения" (зарегистрировано в Минюсте России 30 июня 2021 г. N 64042);

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду приказ Минздрава России N 514н от 10.08.2017, а не от 10.09.2017.

от 10 сентября 2017 г. N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних" (зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2017 г. N 47855);

от 15 февраля 2013 г. N 72н "О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" (зарегистрировано в Минюсте России 2 апреля 2013 г. N 27964) (далее - приказ Минздрава России N 72н);

от 21 апреля 2022 г. N 275н "Об утверждении Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью" (зарегистрировано в Минюсте России 29 апреля 2022 г. N 68366);

от 16 мая 2019 г. N 302н "Об утверждении порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях" (зарегистрировано в Минюсте России 7 июня 2019 г. N 54887) (далее - приказ Минздрава России N 302н).

Территориальный норматив комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров за счет средств ОМС устанавливается с учетом планового показателя федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" по субъекту Российской Федерации и не включает объемы обязательных предварительных (при поступлении на работу и заключении трудового договора) и периодических (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, других обязательных медицинских осмотров для отдельных категорий работников, в том числе связанных с движением транспорта, занятых на подземных работах (предсменные/предрейсовые, послесменные/послерейсовые медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня/смены, а также медицинские осмотры перед выполнением отдельных видов работ), предусмотренных статьями 69, 220, 266, 328, 330.3 Трудового Кодекса Российской Федерации, иными законодательными и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и осуществляемых за счет средств работодателя.

Обоснование территориальных нормативов объема комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации на 2024 год приводится в таблице согласно приложению 5 к настоящим разъяснениям и представляется в Федеральный фонд.

Средний норматив объема комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних учитывает 1,58 посещения. При установлении территориального норматива комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров учитывают сложившуюся в субъекте Российской Федерации кратность посещений при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, отражаемую в указанной таблице.

Субъект Российской Федерации вправе в соответствии с рекомендациями Минздрава России выделять в структуре территориального норматива объема медицинской помощи для проведения профилактических медицинских осмотров (комплексных посещений) за счет средств ОМС отдельных нормативов для диагностических (лабораторных) исследований с целью выявления вирусного гепатита C (скрининг на выявление вирусного гепатита C).

Территориальный норматив комплексных посещений для проведения диспансеризации включает комплексные посещения в рамках первого этапа диспансеризации. Объем медицинской помощи второго этапа диспансеризации включен в норматив объема медицинской помощи по обращениям в связи с заболеваниями.

В отношении лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, диспансеризация проводится с привлечением медицинских специалистов близлежащих медицинских организаций.

Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определено понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации". К этой категории отнесены: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Пунктом 1.4 Комплекса мер по повышению качества жизни и соблюдению прав и законных интересов детей с психическими расстройствами, проживающих в организациях социального обслуживания (детских домах-интернатах), предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, на 2023 - 2025 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 15.02.2023 N 1644п-П45 (далее соответственно - Комплекс мер, организации, дети, проживающие в организациях), на высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации возложены функции по обеспечению проведения ежегодной диспансеризации и диспансерного наблюдения детей, проживающих в организации.

Во исполнение пункта 1.5 Комплекса мер в приложении N 2 к Программе (сноска "7") предусмотрены отдельные средние нормативы объема медицинской помощи для детей, проживающих в организациях, по диспансеризации (не менее 0,000078 комплексного посещения на 1 такого ребенка) и диспансерному наблюдению (не менее 0,000157 комплексного посещения на 1 такого ребенка), которые субъект Российской Федерации вправе корректировать при установлении размера соответствующего территориального норматива объема с учетом реальной потребности населения.

Территориальный норматив финансовых затрат на единицу указанного объема профилактической медицинской помощи на 2024 - 2026 годы субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно на основе Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Минздрава России и N 302н) и Порядка проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденного приказом Минздрава России N 72н, с учетом возраста детей, проживающих в организациях

Кроме того, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 сентября 2023 г. N 515н "О внесении изменений в порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. N 404н" (далее - Приказ Минздрава России N 515н), предусмотрена возможность проведения профилактического медицинского осмотра и (или) диспансеризации застрахованному по ОМС лицу в медицинской организации, в которой гражданин получает первичную медико-санитарную помощь, а также в иной медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы ОМС, по согласованию с работодателем и (или) руководителем образовательной организации, в том числе по месту нахождения мобильной медицинской бригады, организованной в структуре медицинской организации (включая место работы и учебы).

Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации (далее - Комиссия) распределяет медицинским организациям объемы профилактических медицинских осмотров и (или) диспансеризации исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям с учетом положений, установленных Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 108н (Зарегистрировано в Минюсте России 17 мая 2019 г. N 54643) (далее - Правила).

В случае проведения профилактических медицинских осмотров и (или) диспансеризации в иной медицинской организации перераспределение объемов медицинской помощи между ней и медицинской организацией, в которой гражданин получает первичную медико-санитарную помощь, не требуется.

При этом, согласно положениям пункта 10.1 Приказа N 515н, иная медицинская организация по согласованию с работодателем и (или) руководителем образовательной организации формирует и направляет в Территориальный фонд предварительный перечень граждан для прохождения профилактических медицинских осмотров и (или) диспансеризации в иной медицинской организации, в том числе по месту нахождения мобильной медицинской бригады, организованной в структуре иной медицинской организации (включая место работы и учебы), предусматривающий адрес, дату и время проведения профилактических медицинских осмотров и (или) диспансеризации, фамилию, имя, отчество (при наличии), возраст (дату рождения), номер полиса ОМС, страховой номер индивидуального лицевого счета работника и (или) обучающегося.

Территориальный фонд проводит сверку полученных сведений от иной медицинской организации, в том числе на предмет исключения повторного в текущем году проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, а также доводит список граждан до страховых медицинских организаций путем размещения в единой государственной информационной системе обязательного медицинского страхования (далее - ГИС ОМС).

Результаты приемов (осмотров, консультаций) медицинскими работниками, исследований и иных медицинских вмешательств, входящих в объем профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, включая сведения о медицинской документации, сформированной в форме электронных документов, представляются иной медицинской организацией в единую ГИС ОМС.

Иная медицинская организация обеспечивает передачу информации между медицинскими организациями, в которых граждане получают первичную медико-санитарную помощь, в том числе расположенными в других субъектах Российской Федерации, предусмотренной в карте учета профилактического медицинского осмотра (диспансеризации) по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. N 1207н "Об утверждении учетной формы медицинской документации N 131/у "Карта учета профилактического медицинского осмотра (диспансеризации)", порядка ее ведения и формы отраслевой статистической отчетности N 131/о N Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения", порядка ее заполнения и сроков представления".

Оплата профилактических медицинских осмотров и (или) диспансеризации осуществляется в соответствии с установленным Программой способом оплаты - за единицу объема медицинской помощи (комплексное посещение), а также порядками оплаты, предусмотренными Главами IX и X Правил, и Методическими рекомендациями.

Объемы и стоимость указанных случаев должны быть учтены в соответствующих отчетах субъекта Российской Федерации, в котором лицо застраховано.

С 2024 года для женщин и мужчин репродуктивного возраста предусмотрено одновременно с прохождением профилактического осмотра или диспансеризации проведение поэтапно (в зависимости от возрастных групп) диспансеризации, направленной на оценку их репродуктивного здоровья (далее - диспансеризация для оценки репродуктивного здоровья), включающей исследования и иные медицинские вмешательства по перечню согласно приложению N 6 к Программе.

При невозможности проведения в медицинской организации, к которой прикреплен гражданин, осмотров врача акушера-гинеколога, врача-уролога (врача-хирурга, прошедшего подготовку по вопросам репродуктивного здоровья) и диагностических (лабораторный и инструментальных) исследований по перечню приложения N 6 к Программе, к проведению диспансеризации для оценки репродуктивного здоровья привлекаются соответствующие врачи иных медицинских организаций (в том числе на основе выездных форм работы), а также их диагностические подразделения (для проведение микроскопических, бактериологических и цитологических исследований мазков, ультразвуковых исследований органов малого таза и наружных половых органов, молочных желез), в том числе врачи-специалисты и медицинское оборудование федеральных медицинских организаций, с последующим возмещением затрат иных медицинских организаций в рамках межучрежденческих взаиморасчетов.

Территориальные нормативы объема комплексных посещений в целях проведения диспансеризации для оценки репродуктивного здоровья за счет средств ОМС устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с порядком проведения диспансеризации для оценки репродуктивного здоровья отдельных групп населения, и перечнем исследований и иных медицинских вмешательств, дифференцированных по полу и возрасту фертильных граждан, иным критериям, установленным Минздравом России, исходя из численности населения, подлежащей обследованию и оценке состояния репродуктивного здоровья.

Приложением N 2 к Программе (сноска "7") предусмотрены средние нормативы финансовых затрат на одно комплексное посещение в рамках диспансеризации граждан репродуктивного возраста по оценке репродуктивного здоровья: в 2024 году - 3 650,1 рубля, в 2025 году - 3 876,1 рубля, в 2026 году - 4 104 рубля, которые учитываются при формировании соответствующих территориальных нормативов.

На 2024 - 2026 год в Программе предусмотрено финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по ОМС, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) (далее - углубленная диспансеризация).

Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 июля 2021 г. N 698н (зарегистрировано в Минюсте России 7 июля 2021 г. N 64157).

Проведение углубленной диспансеризации планируется и учитывается в общем объеме и стоимости диспансеризации. Единицей измерения первого этапа углубленной диспансеризации является комплексное посещение, включающее в себя перечень исследований в соответствии с приложением N 2 к Программе.

При этом проведение углубленной диспансеризации осуществляется вне зависимости от факта прохождения гражданами профилактических медицинских осмотров или диспансеризации.

В норматив комплексных посещений для проведения диспансеризации территориальной программы ОМС в рамках базовой программы не включают посещения по диспансеризации государственных гражданских служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, обязательность которой для замещения должности федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации установлена пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а для замещения должности муниципальной службы - пунктом 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 984н (зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2009 г. N 15878).

При этом комплексные посещения по диспансеризации федеральных государственных гражданских служащих, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, не включаются в соответствующие нормативы территориальной программы.

Посещения по диспансеризации государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, могут быть включены в территориальные нормативы:

- посещений с профилактической и иными целями при условии выделения дополнительных средств на реализацию территориальной программы сверх среднего подушевого норматива ее финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, определенного Программой, с учетом региональных особенностей;

- комплексных посещений для проведения диспансеризации в случае направления целевых межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации в бюджет Территориального фонда на финансовое обеспечение соответствующих объемов профилактической медицинской помощи в дополнение к установленным в территориальной программе ОМС в рамках базовой программы.

Территориальные фонды осуществляют мониторинг данных о количестве лиц, прошедших профилактические медицинские осмотры, диспансеризацию, углубленную диспансеризацию и диспансеризацию для оценки репродуктивного здоровья женщин и мужчин, результатах проведенных мероприятий и передают агрегированные сведения Федеральному фонду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Посещения с иными целями включают:

- разовые посещения в связи с заболеваниями;

- посещения центров здоровья;

- посещения медицинских работников, имеющих среднее медицинское образование, ведущих самостоятельный прием;

- посещения центров амбулаторной онкологической помощи;

- посещения для получения справок и иных медицинских документов, в связи с другими причинами.

Объем комплексных посещений для проведения диспансерного наблюдения рассчитывается с учетом уровня и структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации на основе численности лиц, состоящих под диспансерным наблюдением при отдельных заболеваниях и состояниях в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации В отношении лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, при наличии хронических заболеваний проводится диспансерное наблюдение в соответствии с утвержденными Минздравом России порядками оказания медицинской помощи.

При планировании объемов медицинской помощи по диспансерному наблюдению на 2024 год следует руководствоваться приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации:

- от 15 марта 2022 г. N 168н "Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми" (зарегистрировано в Минюсте России 21 апреля 2022 г. N 68288);

- от 16 мая 2019 г. N 302н "Об утверждении порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях" (зарегистрировано в Минюсте России 7 июня 2019 г. N 54887);

- от 4 июня 2020 г. N 548н "Об утверждении порядка диспансерного наблюдения за взрослыми с онкологическими заболеваниями" (зарегистрировано в Минюсте России 26 июня 2020 г. N 58786).

Территориальный норматив объема медицинской помощи по диспансерному наблюдению включает в себя объемы медицинской помощи застрахованным по ОМС лицам от 18 лет и старше, а также детей (рекомендуется не менее 0,000157), проживающих в организациях социального обслуживания (детских домах-интернатах), предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и не включает в себя первое посещение в году, которое оплачивается в рамках профилактических осмотров.

Объем медицинской помощи по диспансерному наблюдению детей, за исключением проживающих в организациях социального обслуживания (детских домах-интернатах), предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, включен в норматив объема медицинской помощи по обращениям в связи с заболеваниями.

При этом, при планировании территориальных нормативов объема следует учитывать реальную потребность в диспансерном наблюдении застрахованных лиц с онкологическими заболеваниями, болезнями системы кровообращения и сахарным диабетом.

В норматив финансовых затрат на комплексное посещение по диспансерному наблюдению не включаются расходы, связанные с проведением тех диагностических исследований, по которым установлены отдельные нормативы финансовых затрат.

В целях профилактики развития профессиональных заболеваний или осложнений, обострений, имеющихся хронических неинфекционных заболеваний у работающих лиц, застрахованных по ОМС, Программой предусмотрена возможность организации проведения диспансерного наблюдения работников по месту осуществления служебной деятельности в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Приложением N 2 к Программе (сноска "7") предусмотрены средние нормативы финансовых затрат на одно комплексное посещение в рамках проведения диспансерного наблюдения работающих граждан: в 2024 году - 2 288,8 рубля, в 2025 году - 2 430,7 рубля, в 2026 году - 2 574,1 рубля, которые учитываются при формировании соответствующих территориальных нормативов.

Объем медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями, на 2024 год рекомендуется обосновать в разрезе видов посещений и включить обоснование в виде приложения к территориальной программе в соответствии с формами, представленными в приложениях 6 к настоящим разъяснениям.

Субъекты Российской Федерации до 15 февраля 2024 г. представляют в Минздрав России сведения о числе лиц, состоящих на диспансерном наблюдении с онкологическими заболеваниями, болезнями системы кровообращения, сахарным диабетом раздельно, взятых за основу расчета территориального норматива объема диспансерного наблюдения в регионе на 2023 год. Информацию следует разместить в информационной системе Министерства здравоохранения Российской Федерации "Система мониторинга и ресурсного обеспечения здравоохранения", размещенной на Интернет-портале по адресу: http://62.minzdrav.gov.ru отдельным файлом к Приложению 15.

Для медицинских организаций, в составе которых на функциональной основе созданы центры здоровья, единицей объема первичной медико-санитарной помощи является посещение:

- впервые обратившихся граждан в отчетном году для проведения комплексного обследования;

- обратившихся граждан для динамического наблюдения в соответствии с рекомендациями врача центра здоровья, а также граждан, направленных медицинской организацией по месту прикрепления, медицинскими работниками образовательных организаций.

Медицинские организации, в которых созданы центры здоровья, участвуют в реализации территориальной программы ОМС в части оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи в этих структурных подразделениях.

Объем первичной медико-санитарной помощи, оказанной в центрах здоровья, в том числе являющихся структурными подразделениями врачебно-физкультурных диспансеров, центров охраны здоровья семьи и репродукции, центров охраны репродуктивного здоровья подростков и центров медицинской профилактики, формируется на основе реестров счетов, заполненных в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (далее - МКБ-10) по классу XXI "Факторы, влияющие на состояние здоровья и обращения в учреждения здравоохранения" (Z00 - Z99).

Средний норматив объема медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме за счет средств ОМС, включает в том числе посещения на дому.

Обращение по поводу заболевания и комплексное посещение по профилю "Медицинская реабилитация" - это законченный случай лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью не менее двух посещений по поводу одного заболевания (складывается из первичных и повторных посещений), включающий лечебно-диагностические, а также реабилитационные мероприятия, в результате которых наступает выздоровление, улучшение, направление пациента в дневной стационар, на госпитализацию в круглосуточный стационар. Результат обращения отмечается в соответствующих позициях Талона только при последнем посещении больного по данному поводу.

Территориальные нормативы объема первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях по поводу социально значимых заболеваний за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, включают в себя также медицинскую помощь в экстренной форме (обращения в связи с заболеваниями, включенными в базовую программу), оказанную лицам, не застрахованным по ОМС.

Согласно сноске "3" приложения N 2 к Программе в нормативы обращений за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов включаются законченные случаи лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью посещений по поводу одного заболевания не менее 2, а также медико-психологическое консультирование и медико-психологическая помощь при заболеваниях, не входящих в базовую программу.

На 2024 год средняя кратность посещений в связи с заболеванием в одном обращении за счет средств ОМС составляет 2,6 посещения.

Субъекты Российской Федерации устанавливают территориальные нормативы объема и финансовых затрат на единицу объема в связи с проведением отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвуковых исследований сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии) с учетом применения различных видов и методов исследований систем, органов и тканей человека в зависимости от заболеваемости населения, а также тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с чем эти нормативы могут быть обоснованно ниже или выше средних нормативов, установленных Программой, в пределах подушевого норматива финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования на одно застрахованное лицо.

Средний норматив объема молекулярно-генетических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний (0,00112 исследования на одно застрахованное лицо) - это исследование биопсийного (операционного и диагностического) материала с применением одного теста для данного вида опухоли в соответствии с клиническими рекомендациями по лечению онкологических заболеваний.

Средний норматив объема молекулярно-генетических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний, предусмотренный Программой, включает в том числе исследования с применением следующих маркеров: BRAF, EGFR, KRAS, NRAS, MSI, FISH ALK, FISH HER2, ПЦР BRCA 1/BRCA 2, NGS BRCA 1/BRCA 2, FISH (биопсийный с уточнением).

Средний норматив патолого-анатомических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии (0,015192 исследования на одно застрахованное лицо) - это средняя частота выполнения прижизненных патолого-анатомических исследований биопсийного (операционного) материала, в том числе с применением дополнительных методов окрасок (постановок реакций, определений: гистохимического, иммуногистохимического и иных методов) при оказании медицинской помощи с целью диагностики онкологических заболеваний.

Патолого-анатомические исследования биопсийного (операционного) материала осуществляются в целях диагностики заболеваний, в том числе онкологических, а также в целях подтверждения или уточнения диагноза заболевания (состояния) с учетом требований стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Средний норматив финансовых затрат на одно молекулярно-генетическое исследование с целью диагностики онкологических заболеваний (9 091,4 рубля) рассчитан как средневзвешенная стоимость одной реакции (теста) для данного вида опухоли, выполненного в соответствии с клиническими рекомендациями по лечению онкологических заболеваний, и включает в том числе расходы на оплату транспортных услуг в целях доставки диагностического материала к месту исследования и расходы на хранение образца.

Средний норматив финансовых затрат на одно патолого-анатомическое исследование с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии (2 242,1 рубля) рассчитан как средневзвешенная стоимость одного случая прижизненного патологоанатомического исследования биопсийного (операционного) материала и может быть дифференцирован с учетом категории сложности прижизненного патолого-анатомического исследования биопсийного (операционного) материала, средневзвешенной стоимости патолого-анатомического исследования одного тканевого образца без применения дополнительных окрасок (постановок реакций, определений), средневзвешенной стоимости одной дополнительной окраски (постановки реакции, определения), расходов на оплату транспортных услуг в целях доставки биопсийного (операционного) материала к месту исследования и расходов на хранение биопсийного (операционного) материала.

При определении нормативов финансовых затрат на проведение лабораторных и диагностических исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвуковых исследований сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний, патолого-анатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии, тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19)) учитываются различия в стоимости медицинских услуг, связанные с уровнем заболеваемости застрахованных лиц, в том числе по профилям оказания медицинской помощи, необходимостью применения выездных форм оказания медицинской помощи, применением расходных материалов и медицинского оборудования, особенности маршрутизации пациентов в субъекте Российской Федерации, а также за его пределами. При этом Программой субъектам Российской Федерации дано право устанавливать нормативы финансовых затрат на указанные исследования с учетом вышеназванных особенностей, в том числе оплаты исследований в рамках межтерриториальных расчетов. Обоснование установленных в территориальной программе государственных гарантий нормативов финансовых затрат на отдельные диагностические и лабораторные исследования за счет средств ОМС приводится в таблице согласно приложению 7 к настоящим разъяснениям и представляется в Федеральный фонд.

Назначение отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патолого-анатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии) осуществляется врачом, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную специализированную, при наличии медицинских показаний.

При установлении объема медицинской помощи, оказываемой врачами-педиатрами участковыми, врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами), следует учитывать дифференциацию потребления медицинской помощи прикрепленным населением в зависимости от пола, возраста, уровня общей заболеваемости, а также климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций и плотности населения в субъекте Российской Федерации.

В случае установления государственного (муниципального) задания врачебно-физкультурным диспансерам и другим медицинским организациям, предоставляющим медицинские и иные услуги в рамках территориальной программы, измеряемого в посещениях с профилактической и иными целями, выполненный этими медицинскими организациями объем медицинской помощи может включаться в объем медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях за счет средств соответствующих бюджетов в целом по субъекту Российской Федерации.

Установленные Программой средние нормативы финансовых затрат на 2024 год на одно комплексное посещение для проведения профилактических медицинских осмотров (2 240,2 рубля), на одно комплексное посещение для проведения диспансеризации (2 735,2 рубля) включают в том числе расходы на проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации мобильными медицинскими бригадами, а также проведение указанных мероприятий в выходные дни.

Средний норматив финансовых затрат на проведение углубленной диспансеризации устанавливается отдельно.

Подушевой норматив финансирования на прикрепившихся лиц в амбулаторных условиях включает в том числе расходы на оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, включая дистанционное наблюдение за показателями артериального давления у пациентов с артериальной гипертензией высокого риска развития сердечно-сосудистых осложнений.

Субъект Российской Федерации может устанавливать территориальные нормативы финансовых затрат на одно комплексное посещение для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации как без учета расходов на оказание медицинской помощи мобильными медицинскими бригадами, так и с учетом указанных расходов.

В рамках подушевых нормативов финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета и средств ОМС субъект Российской Федерации может устанавливать дифференцированные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в амбулаторных условиях с учетом особенностей половозрастного состава уровня и структуры заболеваемости населения, плотности населения, транспортной доступности медицинских организаций, а также климатических и географических особенностей регионов.

Особенности оплаты первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за счет средств ОМС представлены в Методических рекомендациях.

Для определения стоимости единиц объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, рекомендуется использовать поправочные коэффициенты по основным специальностям, представленные в приложении 8 к настоящим разъяснениям.

Медицинская помощь, оказываемая несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях, осуществляется за счет средств ОМС в рамках подушевого норматива финансирования в медицинских организациях, определенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При планировании и учете объема гарантируемой стоматологической помощи застрахованным лицам по территориальной программе ОМС учитываются как посещения с профилактической и иными целями, так и обращения в связи с заболеваниями. При этом учитывается кратность условных единиц трудоемкости (далее - УЕТ) в одном посещении, которая в среднем по Российской Федерации составляет 4,2, число УЕТ в одном посещении с профилактической целью - 4,0, в одном обращении в связи с заболеванием (законченном случае лечения) - 9,4.

При оказании стоматологической помощи необходимо соблюдать принцип максимальной санации полости рта за одно посещение.

Финансовое обеспечение проведения медицинского осмотра и, при необходимости, медицинского обследования перед профилактическими прививками при осуществлении иммунопрофилактики, а также оказания медицинской помощи в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в системе ОМС, при возникновении поствакцинальных осложнений осуществляется за счет средств ОМС.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду приказ Минздрава России N 543н от 15.05.2012, а не от 15.05.2021.

В территориальной программе ОМС устанавливается размер финансового обеспечения фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, соответствующих требованиям, установленным положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2021 г. N 543н "Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (зарегистрировано в Минюсте России 27 июня 2012 г. N 24726), в зависимости от численности обслуживаемого ими населения: до 100 человек, от 101 человек до 900 человек, от 901 до 1 500 человек, от 1 501 человек до 2 000 человек и свыше 2 000 человек (информация согласно приложению 9 к настоящим разъяснениям представляется в Федеральный фонд).

Предусмотренный Программой на 2024 год средний размер финансового обеспечения составляет для фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, обслуживающих:

от 101 до 900 жителей, - 1 230,5 тыс. рублей;

от 901 до 1500 жителей, - 2 460,9 тыс. рублей;

от 1501 до 2000 жителей, - 2 907,1 тыс. рублей.

При установлении в территориальной программе ОМС размеров финансового обеспечения для конкретных фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов указанные средние размеры финансового обеспечения необходимо умножить на коэффициенты дифференциации региона с учетом их месторасположения.

При определении размера финансового обеспечения фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, обслуживающих до 100 человек и свыше 2 000 человек, учитывается решение субъекта Российской Федерации о необходимости организации таких фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, а размер их финансового обеспечения устанавливается в зависимости от численности обслуживаемого населения с учетом понижающего или повышающего коэффициента к размеру финансового обеспечения фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта, обслуживающего от 101 до 900 жителей и обслуживающего от 1501 до 2000 жителей.

В случае оказания фельдшерскими здравпунктами и фельдшерско-акушерскими пунктами медицинской помощи женщинам репродуктивного возраста, но при отсутствии в указанных пунктах акушеров, полномочия по работе с такими женщинами осуществляются фельдшером или медицинской сестрой (в части проведения санитарно-гигиенического обучения женщин по вопросам грудного вскармливания, предупреждения заболеваний репродуктивной системы, абортов и инфекций, передаваемых половым путем), а размер их финансового обеспечения устанавливается с учетом отдельного повышающего коэффициента, рассчитываемого с учетом доли женщин репродуктивного возраста в численности прикрепленного населения.

При этом размер финансового обеспечения фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов должен обеспечивать сохранение достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", и уровнем средней заработной платы в соответствующем регионе.

Размер финансового обеспечения медицинской организации, в составе которой имеются фельдшерские здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты, определяется исходя из подушевого норматива финансирования и количества лиц, прикрепленных к ней, а также расходов на фельдшерские здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты исходя из их количества в составе медицинской организации и вышеуказанного среднего размера их финансового обеспечения. Источником указанных расходов могут служить в том числе средства ОМС, полученные в составе субвенции из ФОМС по коэффициенту доступности.

4.1.2. Статьей 33 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что первичная медико-санитарная помощь, включающая в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения, оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Специализированная медицинская помощь в соответствии с нормами статьи 34 этого же закона включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию и оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в дневном стационаре, являющемся структурным подразделением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь преимущественно амбулаторно.

В целях планирования первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, рекомендуется вести раздельный учет объема и финансового обеспечения медицинской помощи в условиях дневного стационара при оказании первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи с учетом источников ее финансового обеспечения.

С 2024 года приложением N 2 к Программе установлены средние нормативы объема и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов раздельно для первичной медико-санитарной помощи (0,00098 случаев лечения на 1 жителя со средней стоимостью одного случая лечения 13 777 рублей) и для специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (0,00302 случаев лечения на 1 жителя со средней стоимостью одного случая лечения 17 650,8 рубля). В сноске "4" приложения N 2 к Программе указан суммарный объем первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара (0,004 случая лечения на 1 жителя в 2024 - 2026 годах).

Вышеуказанные нормативы включают также случаи оказания паллиативной медицинской помощи в условиях дневного стационара.

С учетом уровня и структуры заболеваемости туберкулезом, психическими расстройствами и расстройствами поведения, в том числе связанными с употреблением психоактивных веществ, болезнями, передаваемыми половым путем, вызванными вирусом иммунодефицита человека, включая синдром приобретенного иммунодефицита, а также демографических показателей и плотности населения, климатических и географических особенностей региона, уровня развития транспортных путей постоянного действия и транспортной доступности медицинских организаций, а также других факторов субъект Российской Федерации вправе при установлении территориальных нормативов для всех видов медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета использовать понижающий коэффициент к объемам медицинской помощи, представленные в приложении 4 к настоящим разъяснениям.

Субъект Российской Федерации вправе устанавливать в территориальной программе отдельные нормативы объема и финансовых затрат для первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в условиях дневного стационара за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, для чего предлагается взять за основу соответствующие фактические показатели объема и стоимости указанной медицинской помощи в субъекте Российской Федерации по данным форм федерального статистического наблюдения за прошедшие 3 года.

Установление средних нормативов объема и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара за счет ОМС раздельно для первичной медико-санитарной помощи и для специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи приложением N 2 к Программе предусмотрено с 2025 года, на 2024 год установлен общий средний норматив объема и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара за счет ОМС.

При принятии регионом решения об установлении в территориальной программе уже в 2024 году отдельных нормативов объема и финансовых затрат раздельно для первичной медико-санитарной помощи и для специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара за счет средств ОМС, за основу предлагается взять соответствующие фактические показатели объема и стоимости указанной медицинской помощи в субъекте Российской Федерации по данным форм федерального статистического наблюдения за прошедшие 3 года.

В случае, когда дневные стационары амбулаторно-поликлинических учреждений оказывают медицинскую помощь пациентам, страдающим хронической почечной недостаточностью, всех форм заместительной почечной терапии, в том числе методом гемодиализа, а также пациентам с онкологическими заболеваниями с применением специальных методов диагностики и лечения, то данная медицинская помощь относится к первичной специализированной медицинской помощи.

Средний норматив объема медицинской помощи в условиях дневного стационара, установленный Программой, включает средний норматив медицинской помощи при экстракорпоральном оплодотворении (далее - ЭКО), который в свою очередь включает полный цикл ЭКО с криоконсервацией эмбрионов, размораживание криоконсервированных эмбрионов с последующим переносом эмбрионов в полость матки. При этом хранение криоконсервированных эмбрионов не включается в стоимость медицинской помощи при ЭКО за счет средств ОМС.

Установленный в территориальной программе ЭКО норматив объема медицинской помощи с учетом реальной потребности, обусловленной в том числе количеством женщин фертильного возраста, может быть обоснованно ниже или выше соответствующего среднего норматива, предусмотренного Программой.

Средний норматив финансовых затрат на один случай ЭКО, утвержденный Программой, соответствует стоимости полного цикла экстракорпорального оплодотворения без применения криоконсервации эмбрионов и представляет собой усредненную стоимость случая экстракорпорального оплодотворения с учетом проведения у части пациентов неполных циклов и проведения в отдельных случаях полного цикла с криоконсервацией эмбрионов без их хранения.

Установленные в территориальной программе отдельные нормативы объема и финансовых затрат для оказываемой в условиях дневного стационара первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, указываются раздельно по источникам финансового обеспечения в соответствующих строках раздела I. "Медицинская помощь, предоставляемая за счет консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации" и раздела III. "Медицинская помощь в рамках территориальной программы ОМС" таблицы, представленной в приложении 2 к настоящим разъяснениям.

4.1.3. Подушевые расходы на оказание первичной медико-санитарной помощи включают подушевые расходы на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях для каждого из установленных нормативов объема.

Указанные подушевые расходы для медицинской помощи, оказываемой амбулаторно, рассчитываются как произведение соответствующего норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и норматива объема медицинской помощи.

4.1.4. Финансовое обеспечение оказания первичной медико-санитарной помощи включает расходы на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях и расходы на оказание медицинской помощи в условиях дневного стационара, указанные расходы рассчитываются раздельно по источникам финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий в соответствии со следующим алгоритмом:

а) в амбулаторных условиях:

- расчет планируемого (абсолютного) числа единиц объема (посещений с профилактической и иными целями, комплексных посещений для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, посещений с иными целями; посещений в неотложной форме; обращений в связи с заболеваниями, комплексных посещений для проведения диспансерного наблюдения, комплексных посещений по профилю "Медицинская реабилитация") как произведение соответствующего норматива объема на численность жителей/застрахованных лиц;

- расчет расходов для выполнения планируемых объемов медицинской помощи как произведение нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на планируемое (абсолютное) число единиц объема медицинской помощи в разрезе установленных нормативов объема;

- суммирование расходов.

Расходы на оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях также могут быть рассчитаны как произведение соответствующего показателя подушевых расходов на численность жителей/застрахованных лиц.

б) в условиях дневного стационара:

расчет расходов на оказание первичной медико-санитарной помощи определяется как произведение стоимости одного случая лечения в дневном стационаре при оказании первичной медико-санитарной помощи на планируемое абсолютное число случаев лечения.

Расходы на оказание первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара также могут быть рассчитаны как произведение соответствующего показателя подушевых расходов на численность жителей/застрахованных лиц.

На заключительном этапе осуществляется расчет и оценка доли расходов на оказание первичной медико-санитарной помощи (в том числе в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара), в общих расходах на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы (в разрезе источников финансового обеспечения (бюджетные ассигнования соответствующих бюджетов и средства ОМС) и в целом по территориальной программе).