Правила, утвержденные данным документом, действуют до 1 сентября 2030 года.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 2 февраля 2024 г. N 99

ПРАВИЛА

РАЗРАБОТКИ И УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМЫХ

ВЫБРОСОВ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМЫХ

СБРОСОВ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, А ТАКЖЕ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЙ

НА ВЫБРОСЫ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, РАЗРЕШЕНИЙ НА СБРОСЫ

РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

1. Настоящие Правила определяют порядок разработки и установления нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (далее - нормативы выбросов), нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты (далее - нормативы сбросов), а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух (далее - разрешение на выбросы), разрешений на сбросы радиоактивных веществ в водные объекты (далее - разрешение на сбросы).

2. Разработка нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов осуществляется юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими стационарные источники выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и (или) стационарные источники сбросов радиоактивных веществ в водные объекты (далее соответственно - соискатель разрешения, стационарные источники выбросов, стационарные источники сбросов).

3. При разработке нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов применяются методики и (или) методы разработки нормативов выбросов и нормативов сбросов, утверждаемые Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган).

4. Нормативы выбросов и (или) нормативы сбросов разрабатываются в отношении радиоактивных изотопов в элементной форме и в виде соединений, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2023 г. N 2909-р.

5. Разработка нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов осуществляется:

а) в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности - на основе проектной документации на объекты со стационарными источниками выбросов и (или) стационарными источниками сбросов;

б) в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности - на основе данных инвентаризации выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и (или) сбросов радиоактивных веществ в водные объекты.

6. Нормативы выбросов и (или) нормативы сбросов устанавливаются выданными уполномоченным органом разрешениями на выбросы и (или) разрешениями на сбросы.

7. За выдачу разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы уплачиваются государственные пошлины в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

8. Уполномоченный орган ведет реестр выданных разрешений на выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух и разрешений на сбросы радиоактивных веществ в водные объекты (далее - реестр разрешений) с возможностью формирования выписок из реестра разрешений в электронной форме. На выписку из реестра разрешений наносится двухмерный штриховой код (QR-код), посредством которого обеспечивается переход на страницу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащую сведения из реестра разрешений.

Форма и порядок ведения реестра разрешений устанавливаются уполномоченным органом.

9. Внесение записи о выданном разрешении на выбросы и (или) разрешении на сбросы в реестр разрешений является подтверждением факта выдачи разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы. Разрешение на выбросы и (или) разрешение на сбросы считаются выданными со дня внесения записи в реестр разрешений. В состав указанной записи включаются сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, которому выданы разрешение на выбросы и (или) разрешение на сбросы (далее - владелец разрешения), месте нахождения стационарных источников выбросов и (или) стационарных источников сбросов, дате регистрации разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы, дате истечения срока действия разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы, условиях действия разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы и об установленных нормативах выбросов или нормативах сбросов, а также иные сведения и документы, на основе которых принято решение о выдаче разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы.

10. Уполномоченный орган устанавливает формы заявления об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов, заявления о получении выписки из реестра разрешений, заявления о внесении изменения в реестр разрешений, заявления об устранении допущенных опечаток и (или) ошибок в реестре разрешений, решения об отказе в выдаче разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы, выписки из реестра разрешений.

11. Для установления нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов соискатель разрешения представляет в уполномоченный орган заявление об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов.

12. В заявлении об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов указываются:

а) для юридического лица - полное и сокращенное (если имеется) наименование, адрес юридического лица в пределах места нахождения, реквизиты документа о постановке на учет в налоговом органе, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, идентификационный номер налогоплательщика, контактные данные (номер телефона и адрес электронной почты (если имеется);

б) место нахождения эксплуатируемых стационарных источников выбросов и (или) стационарных источников сбросов либо планируемых к строительству стационарных источников выбросов и (или) стационарных источников сбросов, адрес объекта хозяйственной и иной деятельности, на котором эксплуатируются стационарные источники выбросов и (или) стационарные источники сбросов либо планируется их строительство.

13. К заявлению об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов прилагаются:

а) доверенность на осуществление действий от имени соискателя разрешения - в случае подачи заявления представителем соискателя разрешения, если указанный документ не может быть получен уполномоченным органом с использованием единой информационной системы нотариата или функционала платформы полномочий федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал);

б) данные инвентаризации выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и (или) сбросов радиоактивных веществ в водные объекты в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности либо данные проектной документации в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;

в) проект нормативов выбросов и (или) проект нормативов сбросов.

14. По выбору соискателя разрешения заявление об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов и документы, предусмотренные пунктом 13 настоящих Правил, представляются в уполномоченный орган на бумажном носителе непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронной форме посредством использования единого портала.

15. Заявление об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов регистрируется в порядке, установленном уполномоченным органом, в день обращения.

16. Не подлежит регистрации заявление об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов в случае, если:

а) заявление об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов и (или) прилагаемые к нему в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документы не поддаются прочтению;

б) отсутствует доверенность на осуществление действий от имени соискателя разрешения.

17. Уполномоченный орган не вправе требовать от соискателя разрешения представление документов и сведений, не предусмотренных пунктами 12 и 13 настоящих Правил.

18. Проект нормативов выбросов и (или) проект нормативов сбросов должны содержать:

а) описание используемых моделей миграции радиоактивных веществ в окружающей среде и исходных данных;

б) сведения об использованных для расчета нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов ограничениях по радиационному воздействию на человека и окружающую среду, в том числе о нормативах качества окружающей среды;

в) описание методов оценки и (или) методов измерения значений выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и (или) сбросов радиоактивных веществ в водные объекты, используемых при расчете проекта нормативов выбросов и (или) проекта нормативов сбросов;

г) значения разработанных соискателем разрешения нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов, а также перечень и количество радиоактивных веществ, допустимых к выбросу в атмосферный воздух или сбросу в водные объекты стационарными источниками выбросов и (или) стационарными источниками сбросов;

д) список использованной литературы;

е) перечень и количество радиоактивных веществ, допустимых к выбросу в атмосферный воздух и (или) сбросу в водные объекты для каждого стационарного источника выбросов и (или) сбросов, установленные в ранее выданном разрешении на выбросы и (или) разрешении на сбросы, с указанием их реквизитов (при наличии).

19. Общая продолжительность административных действий уполномоченного органа, предусмотренных пунктом 20, абзацем первым пункта 21, пунктами 29 и 31 настоящих Правил, в сумме не должна превышать 6 рабочих дней со дня регистрации заявления об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов уполномоченным органом.

20. Продолжительность предварительной проверки заявления об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов, полноты перечня прилагаемых к этому заявлению документов, отсутствия в таких документах недостоверной информации (за исключением информации, представленной в проекте нормативов выбросов и (или) проекте нормативов сбросов), а также соответствия содержания проекта нормативов выбросов и (или) проекта нормативов сбросов требованиям пункта 18 настоящих Правил (далее - предварительная проверка) не должна превышать 3 рабочих дней со дня регистрации заявления об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов уполномоченным органом.

21. Мотивированное уведомление о решении, принятом по результатам предварительной проверки (далее - уведомление о решении), направляется уполномоченным органом соискателю разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы в форме и способом, которые соответствуют способу подачи заявления, предусмотренному пунктом 14 настоящих Правил, в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения по результатам предварительной проверки.

При необходимости в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о решении соискатель разрешения обязан представить недостающие документы и (или) устранить нарушения, допущенные при оформлении заявления об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов и прилагаемых к нему документов, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил.

22. При отказе в рассмотрении заявления об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов и документов, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, в уведомлении о решении указывается обоснованная причина отказа. Указанное заявление и документы, предусмотренные пунктом 13 настоящих Правил (в случае их представления соискателем разрешения на бумажном носителе), хранятся в уполномоченном органе в течение одного года и до истечения указанного срока возвращаются соискателю разрешения на основании его письменного обращения.

23. По инициативе соискателя разрешения рассмотрение заявления об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов и документов, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, приостанавливается на срок, указанный в письменном обращении соискателя разрешения, но не более чем на 20 рабочих дней, или прекращается при отзыве соискателем разрешения указанного заявления.

24. По результатам предварительной проверки уполномоченным органом принимается решение о рассмотрении заявления об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов и документов, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, или об отказе в рассмотрении таких заявления и документов.

25. Основаниями для принятия решения об отказе в рассмотрении заявления об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов и документов, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, являются:

а) представление недостоверных сведений;

б) непредставление в течение 10 рабочих дней со дня получения соискателем разрешения уведомления о решении недостающих документов и (или) сведений, указанных в пунктах 12 и 13 настоящих Правил;

в) неустранение недостоверной информации, указанной в заявлении об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов и документах, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня получения соискателем разрешения уведомления о решении;

г) несоответствие содержания представленных проекта нормативов выбросов и (или) проекта нормативов сбросов требованиям пункта 18 настоящих Правил;

д) неуплата государственной пошлины за выдачу разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы;

е) отзыв соискателем разрешения заявления об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов.

26. После принятия решения о рассмотрении заявления об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов и документов, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, уполномоченный орган организует в установленном им порядке проведение экспертизы проекта нормативов выбросов и (или) проекта нормативов сбросов в организации научно-технической поддержки уполномоченного органа, предусмотренной статьей 37.1 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", в целях определения отсутствия в проекте нормативов выбросов и (или) проекте нормативов сбросов недостоверных сведений и информации и (или) необоснованных исходных данных, а также на предмет их разработки в соответствии с:

а) методиками и (или) методами разработки нормативов выбросов и нормативов сбросов, указанными в пункте 3 настоящих Правил;

б) требованиями пункта 18 настоящих Правил;

в) нормативами качества окружающей среды (в случае если нормативы качества окружающей среды в отношении компонента или компонентов окружающей среды установлены).

27. По результатам проведения экспертизы проекта нормативов выбросов и (или) проекта нормативов сбросов организация научно-технической поддержки уполномоченного органа, указанная в абзаце первом пункта 26 настоящих Правил, представляет в уполномоченный орган экспертное заключение на проект нормативов выбросов и (или) проект нормативов сбросов соответственно, содержащее мотивированные выводы о соответствии или несоответствии таких проекта нормативов выбросов и (или) проекта нормативов сбросов положениям пункта 26 настоящих Правил.

28. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы принимается уполномоченным органом на основании результатов рассмотрения экспертного заключения на проект нормативов выбросов и (или) проект нормативов сбросов.

29. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы принимается в течение 2 рабочих дней со дня представления в уполномоченный орган экспертного заключения на проект нормативов выбросов и (или) проект нормативов сбросов.

Решение об отказе в выдаче разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы направляется в форме и способом, которые соответствуют способу подачи заявления, предусмотренному пунктом 14 настоящих Правил, соискателю разрешения вместе с экспертным заключением на проект нормативов выбросов и (или) проект нормативов сбросов в день принятия решения об отказе в выдаче разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы.

30. В выдаче разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы отказывается в случае, если экспертное заключение на проект нормативов выбросов и (или) проект нормативов сбросов содержит мотивированные выводы о необоснованности проекта нормативов выбросов и (или) проекта нормативов сбросов.

31. Внесение записи в реестр разрешений (регистрация разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы) об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов, включающей перечень условий действия разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы и установленные нормативы выбросов и (или) нормативы сбросов, осуществляется уполномоченным органом в день принятия решения о выдаче разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы. Выписка из реестра разрешений, включающая условия действия разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы и установленные нормативы выбросов и (или) нормативы сбросов, направляется уполномоченным органом соискателю разрешения в форме и способом, которые соответствуют способу подачи заявления об установлении нормативов выбросов и (или) нормативов сбросов, предусмотренному пунктом 14 настоящих Правил, в день регистрации разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы.

32. Владелец разрешения вправе подать в уполномоченный орган заявление о получении выписки из реестра разрешений.

33. В заявлении о получении выписки из реестра разрешений указываются:

а) для юридического лица - полное и сокращенное (если имеется) наименование, адрес юридического лица в пределах места нахождения, реквизиты документа о постановке на учет в налоговом органе, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, идентификационный номер налогоплательщика, контактные данные (номер телефона и адрес электронной почты (если имеется);

б) реквизиты выданного ранее разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы.

34. В случае подачи заявления о получении выписки из реестра разрешений представителем владельца разрешения к такому заявлению прилагается доверенность на осуществление действий от имени владельца разрешения, если указанная доверенность не может быть получена уполномоченным органом с использованием единой информационной системы нотариата или единого портала.

35. По выбору владельца разрешения заявление о получении выписки из реестра разрешений и доверенность, предусмотренная пунктом 34 настоящих Правил, представляются в уполномоченный орган на бумажном носителе непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронной форме посредством использования единого портала.

36. Заявление о получении выписки из реестра разрешений регистрируется в порядке, установленном уполномоченным органом, в день обращения.

37. Выписка из реестра разрешений, включающая условия действия разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы и установленные нормативы выбросов и (или) нормативы сбросов, направляется уполномоченным органом владельцу разрешения в форме и способом, которые соответствуют способу подачи заявления о получении выписки из реестра разрешений, предусмотренному пунктом 35 настоящих Правил, в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления о получении выписки из реестра разрешений.

38. В случае реорганизации юридического лица - владельца разрешения в форме преобразования, а также при изменении его наименования или места нахождения, а для индивидуального предпринимателя - адреса регистрации по месту жительства уполномоченный орган самостоятельно обеспечивает актуализацию таких сведений в реестре разрешений.

При выявлении в реестре разрешений неактуальной информации о владельце разрешения такой владелец разрешения вправе подать в уполномоченный орган заявление о внесении изменений в реестр разрешений.

39. В заявлении о внесении изменений в реестр разрешений указываются:

а) для юридического лица - полное и сокращенное (если имеется) наименование, адрес юридического лица в пределах места нахождения, реквизиты документа о постановке на учет в налоговом органе, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, идентификационный номер налогоплательщика, контактные данные (номер телефона и адрес электронной почты (если имеется);

б) место нахождения эксплуатируемых стационарных источников выбросов и (или) стационарных источников сбросов либо планируемых к строительству стационарных источников выбросов и (или) стационарных источников сбросов, адрес объекта хозяйственной и иной деятельности, на котором эксплуатируются стационарные источники выбросов и (или) стационарные источники сбросов либо планируется их строительство;

в) реквизиты выданного ранее разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы.

40. В случае подачи заявления о внесении изменений в реестр разрешений представителем владельца разрешения к такому заявлению прилагается доверенность на осуществление действий от имени владельца разрешения, если указанная доверенность не может быть получена уполномоченным органом с использованием единой информационной системы нотариата или единого портала.

41. По выбору владельца разрешения заявление о внесении изменений в реестр разрешений и доверенность, предусмотренная пунктом 40 настоящих Правил, представляются в уполномоченный орган на бумажном носителе непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронной форме посредством использования единого портала.

42. Заявление о внесении изменений в реестр разрешений регистрируется в порядке, установленном уполномоченным органом, в день обращения.

43. Заявление о внесении изменений в реестр разрешений рассматривается уполномоченным органом в течение 2 рабочих дней со дня регистрации такого заявления.

В день окончания рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр разрешений уполномоченный орган в форме и способом, которые соответствуют способу подачи заявления, предусмотренному пунктом 41 настоящих Правил, направляет владельцу разрешения выписку из реестра разрешений, включающую условия действия разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы и установленные нормативы выбросов и (или) нормативы сбросов.

44. В случае обнаружения опечаток и (или) ошибок в реестре разрешений владелец разрешения вправе подать в уполномоченный орган заявление об устранении допущенных опечаток и (или) ошибок в реестре разрешений.

45. В заявлении об устранении допущенных опечаток и (или) ошибок в реестре разрешений указываются:

а) для юридического лица - полное и сокращенное (если имеется) наименование, адрес юридического лица в пределах места нахождения, реквизиты документа о постановке на учет в налоговом органе, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, идентификационный номер налогоплательщика, контактные данные (номер телефона и адрес электронной почты (если имеется);

б) реквизиты разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы;

в) допущенные опечатки и (или) ошибки.

46. В случае подачи заявления об устранении допущенных опечаток и (или) ошибок в реестре разрешений представителем владельца разрешения к такому заявлению прилагается доверенность на осуществление действий от имени владельца разрешения, если указанная доверенность не может быть получена уполномоченным органом с использованием единой информационной системы нотариата или единого портала.

47. По выбору владельца разрешения заявление об устранении допущенных опечаток и (или) ошибок в реестре разрешений и доверенность, предусмотренная пунктом 46 настоящих Правил, представляются в уполномоченный орган на бумажном носителе непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронной форме посредством использования единого портала.

48. Заявление об устранении допущенных опечаток и (или) ошибок в реестре разрешений регистрируется в порядке, установленном уполномоченным органом, в день обращения.

49. Выписка из реестра разрешений, включающая условия действия разрешения на выбросы и (или) разрешения на сбросы и установленные нормативы выбросов и (или) нормативы сбросов, направляется уполномоченным органом владельцу разрешения в форме и способом, которые соответствуют способу подачи заявления об устранении допущенных опечаток и (или) ошибок в реестре разрешений, предусмотренному пунктом 47 настоящих Правил, в течение 2 рабочих дней со дня регистрации такого заявления.