II. Характеристика текущего состояния развития плавания среди различных возрастных и социальных групп населения Российской Федерации

II. Характеристика текущего состояния развития плавания

среди различных возрастных и социальных групп населения

Российской Федерации

По данным федерального статистического наблюдения (формы N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" и N 5-ФК "Сведения по подготовке спортивного резерва"), за последние 5 лет численность занимающихся плаванием увеличилась более чем на 600 тыс. человек и составила 2,6 млн. человек.

По данным ведомственного учета Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на водных объектах в 2021 году количество зарегистрированных происшествий увеличилось на 4,3 процента по сравнению с 2020 годом, в том числе количество погибших людей увеличилось на 1,9 процента.

При этом отсутствие навыков передвижения в воде является существенным фактором риска возникновения происшествий на водных объектах, в том числе с летальным исходом.

Количество погибших детей на водных объектах по причине отсутствия умения плавать в 2021 году по отношению к общему числу погибших составило 10,8 процента, а в сравнении с 2020 годом увеличилось на 1,3 процента.

Отправной точкой для снижения числа несчастных случаев на водных объектах является создание условий для обучения плаванию в первую очередь детей, поскольку плавание является базовым сохраняющимся на всю жизнь жизнеобеспечивающим навыком, который будет способствовать безопасности нахождения человека в водной среде.

По данным мониторинга, проведенного Министерством спорта Российской Федерации, в 2022 году 7549 организаций организовывали обучение детей плаванию. Численность инструкторов по спорту, тренеров, тренеров-преподавателей, учителей физической культуры, задействованных в обучении плаванию, составила 10720 человек. В обучении плаванию задействовано 4455 плавательных бассейнов. Численность обученных плаванию - 1334751 человек (из них инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - 38950 человек), из них детей в возрасте 3 - 5 лет - 206986 человек (из них с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов - 9103 человека), в возрасте 6 - 17 лет - 906523 человека (из них с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов - 25015 человек).

В 2022 году в субъектах Российской Федерации проведено 1156 физкультурных и спортивных мероприятий по плаванию среди детей и подростков, в том числе ежегодных фестивалей "День пловца" и спортивных соревнований "Умею плавать". Объем финансовых средств, израсходованных на реализацию региональных программ "Плавание для всех", составил свыше 2,1 млрд. рублей, из них за счет внебюджетных источников - свыше 1,5 млрд. рублей.

Согласно статистическим данным, в Российской Федерации 7,3 млн. детей обучаются в 47,9 тыс. дошкольных образовательных организациях, из них только в 3,8 тыс. таких организациях имеются плавательные бассейны. В связи с этим существующая материально-техническая база дошкольных образовательных организаций ввиду практического отсутствия детских плавательных бассейнов при них не позволяет целенаправленно приучать детей к регулярным занятиям плаванием и требует в среднесрочной перспективе принять меры по развитию на уровне субъектов Российской Федерации материально-технической базы дошкольных образовательных организаций в части создания условий для занятий детей плаванием.

Кроме того, необходима разработка унифицированных учебно-методических и программных материалов для использования на подготовительном этапе обучения плаванию в дошкольных образовательных организациях. Подготовительный этап обучения плаванию в дошкольных образовательных организациях является переходным к базовому уровню обучения жизнеобеспечивающему навыку плавания обучающихся в общеобразовательных организациях.

Наиболее восприимчивыми к обучению плаванию являются дети в возрасте 7 - 10 лет, то есть в периоде развития, в котором закладываются основы физического благополучия и дальнейшего совершенствования способностей умения плавать.

Именно с этого возраста у детей формируются устойчивые навыки к восприятию информации и точному выполнению команд тренера, достигается необходимый уровень психологической устойчивости и концентрации для систематического обучения плаванию, наступает тот этап физического развития ребенка, который способствует достижению максимально положительного эффекта для здоровья и сохранности жизни.

В 2020 году Министерством спорта Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации разработана примерная рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" (модуль "Плавание") для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательные программы начального общего и основного общего образования, включающая 36-часовую программу обучения плаванию (далее - модуль "Плавание"). Модуль "Плавание" одобрен на заседании федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

В 2022 году мониторинг оценки готовности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу 2022/23 учебного года, проведенный Министерством просвещения Российской Федерации, показал, что в 39,2 тыс. общеобразовательных организациях обучается 17,6 млн. человек. Количество плавательных бассейнов в государственных общеобразовательных организациях составляет 1981 единицу. На базе этих плавательных бассейнов уже в настоящее время существует возможность для внедрения методики 36-часовой программы обучения плаванию в образовательные программы, включая внеурочную деятельность, в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

На базе общеобразовательной организации, имеющей на балансе плавательный бассейн, ежегодно могут быть обучены плаванию в соответствии с модулем "Плавание" не менее 400 обучающихся. Таким образом, только на базе существующих плавательных бассейнов общеобразовательных организаций ежегодно в рамках Программы имеется возможность обучения не менее 670 тыс. детей. Также плавательные бассейны в общеобразовательных организациях могут быть использованы для обучения плаванию детей из других образовательных организаций, в том числе и других населенных пунктов данного муниципального образования или других муниципальных образований, при обеспечении норм доступности.

Программный материал модуля "Плавание" предполагает его внедрение, начиная со вторых классов.

В младшем школьном возрасте закладывается основа двигательных и психологических качеств, на которую ребенок будет опираться в более старшем возрасте. Именно на возраст 7 - 10 лет приходится наиболее высокий уровень восприимчивости к физическим нагрузкам и владение базовым жизнеобеспечивающим навыком плавания, приобретенным в младшем школьном возрасте, который сохраняется на всю жизнь.

Таким образом, при реализации Программы в части организации всеобщего обучения детей плаванию как базовому жизнеобеспечивающему навыку необходимо сделать акцент на обучающихся вторых классов, поскольку именно с этой категорией детей целесообразно начинать занятия по обучению плаванию.

В течение всего периода реализации Программы (по 2030 год включительно) численность обучающихся общеобразовательных организаций, прошедших обучение базовому жизнеобеспечивающему навыку плавания, будет ежегодно увеличиваться за счет количества обучающихся, начиная со вторых классов.

Целенаправленная и поступательная реализация мероприятий по обучению учащихся, начиная со вторых классов, базовому жизнеобеспечивающему навыку плавания обеспечит наибольшую эффективность Программы и позволит к 2030 году довести долю обучающихся в общеобразовательных организациях, прошедших обучение плаванию как базовому жизнеобеспечивающему навыку, до 80 процентов общей численности обучающихся общеобразовательных организаций.

Согласно данным мониторинга ежегодный охват обучающихся вторых классов общеобразовательных организаций уже в 2023 - 2025 годах составит 40 - 50 процентов общей численности обучающихся вторых классов.

При обеспеченности субъектов Российской Федерации достаточным количеством плавательных бассейнов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности обучающиеся образовательных организаций всех уровней образования будут иметь возможность проходить обучение плаванию в рамках Программы в их максимальном количестве.

Кроме того, для обучения первичным навыкам плавания могут быть использованы бассейны организаций, организующих круглогодичный и летний отдых детей и их оздоровление, а также открытые водоемы, предназначенные для купания детей и занятий плаванием в данных организациях и в организациях отдыха детей и их оздоровления субъектов Российской Федерации, расположенных на берегах и вблизи таких водоемов.

Для включения в программы деятельности лагерей отдыха детей и их оздоровления занятий и мероприятий по обучению первичным навыкам плавания в пределах каждой смены федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" Министерства просвещения Российской Федерации совместно с общественной организацией "Всероссийская федерация плавания" в 2021 году была разработана краткосрочная образовательная программа, рассчитанная на 16 часов учебных занятий.

Стимулом для обучения плаванию в том числе является соревновательная деятельность. Так, в спортивную программу Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры" входят соревнования по плаванию, эстафета 4 00000001.wmz 50 м вольным стилем.

Кроме того, в спортивные программы Всероссийских спортивных игр, школьных спортивных клубов и Спартакиады молодежи России допризывного возраста также включен вид спорта "плавание".

Эти мероприятия проводятся совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при непосредственном участии общественной организации "Всероссийская федерация плавания".

В настоящее время развитие студенческого спорта реализуется как в части массового спорта, так и спорта высших достижений. Так, показатель используемой площади плавательного бассейна для организации физкультурно-спортивной работы со студентами является одним из основных индикаторов ежегодно проводимого Министерством науки и высшего образования Российской Федерации смотра-конкурса на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди образовательных организаций высшего образования.

В основе стабильно высоких спортивных результатов на международной арене традиционно лежит система студенческого спорта, обеспечивающая спортсменам высокого класса в процессе их подготовки эффективное сочетание образовательной деятельности и тренировочного процесса, выстроенная федеральными органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта и в сфере образования совместно с общероссийскими спортивными федерациями и Общероссийской общественной организацией "Российский студенческий спортивный союз".

В этой связи развитие студенческого спорта как одного из приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта выступает эффективным инструментом вовлечения студентов в систематические занятия физической культурой и спортом, а также повышения конкурентоспособности российского спорта. Плавание является одним из приоритетных видов спорта не только по причине традиционно большого количества завоеванных наград на всемирных летних универсиадах, но и по причине сложившейся всероссийской системы массовых студенческих соревнований по плаванию в рамках Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.

На основании части 1 статьи 31.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" Министерством спорта Российской Федерации утверждены государственные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" (далее - комплекс "Готов к труду и обороне"), включающие в себя нормативы испытаний (тестов) комплекса "Готов к труду и обороне". Плавание, плавание на 25 метров, плавание на 50 метров, плавание без учета времени как виды испытаний (тестов) представлены на всех ступенях комплекса "Готов к труду и обороне", в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

По данным федерального статистического наблюдения (форма N 3-АФК "Сведения об адаптивной физической культуре и спорте"), на 31 декабря 2022 г. общее количество инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся плаванием в Российской Федерации, составляет 26463 человека (что составляет 1,6 процента общего количества инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которым разрешено заниматься физической культурой и спортом по медицинским показаниям), из них:

лица с интеллектуальными нарушениями - 8526 человек;

лица с нарушением зрения - 3270 человек;

лица с нарушением слуха - 4647 человек;

лица с поражением опорно-двигательного аппарата - 9449 человек.

Занятия плаванием для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов являются эффективным средством коррекции отклонений в развитии и здоровье, восстановлении нарушенных двигательных и интеллектуальных функций, а также средством значительного улучшения физического состояния, освоения широкого спектра двигательных навыков и развития физических качеств. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, обучающиеся плаванию, более успешно осваивают адаптированную образовательную программу и индивидуальную программу реабилитации инвалида, обучение в общеобразовательных организациях становится для них более успешным.

Кроме того, плавание - наиболее доступный и возможный вид физических упражнений, рекомендуемый взрослому населению, имеющему существенные ограничения для занятий физической культурой на суше (излишний вес, нарушения опорно-двигательного аппарата и другие заболевания), а также при реабилитации после тяжелых болезней или травм.

Занятия оздоровительным плаванием для населения среднего и старшего возраста позволяют избавиться от стресса, получить положительные эмоции, а также расслабить организм после тяжелого трудового дня с пользой для здоровья. Во время нахождения в воде тело человека расслабляется, снижается нагрузка на позвоночник. Кроме того, плавание способствует улучшению работы всех систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной, оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы (устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах).

Набирающие популярность плавание, триатлон, пятиборье, а также специальные тренинги по аквааэробике, водной йоге, аквашейпингу, корпоративные программы по занятиям командными играми в воде становятся важными компонентами современной культуры спорта и отдыха для взрослого работающего человека.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют 6575 плавательных бассейнов, в том числе 5875 крытых плавательных бассейнов. Несмотря на положительную динамику увеличения количества плавательных бассейнов, пригодных для обучения плаванию как базовому жизнеобеспечивающему навыку, в соответствии с установленными нормативами дефицит крытых бассейнов в Российской Федерации на данный момент составляет 1466 бассейнов.

Анализ обеспеченности субъектов Российской Федерации плавательными бассейнами по территориальному и демографическому принципу показал их крайне неравномерное распределение на территориях субъектов Российской Федерации. Большинство плавательных бассейнов расположены в крупных городах. В 47 процентах муниципальных образований Российской Федерации на сегодняшний день нет ни одного действующего плавательного бассейна. При этом на этих территориях проживает свыше 17,5 млн. человек.

Для создания условий реализации Программы в субъектах Российской Федерации необходимо равномерное распределение инфраструктуры плавательных бассейнов.

По данным федерального статистического наблюдения (форма N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте"), в сельской местности функционируют 12,3 процента общего числа плавательных бассейнов.

Несмотря на недостаточный уровень обеспеченности регионов водноспортивными объектами, отмечается неполная загрузка уже существующих плавательных бассейнов. Проблема неполной загрузки особенно остро стоит и в сельской местности.

Строительство стационарных плавательных бассейнов в муниципальных образованиях с численностью менее 30 тыс. человек экономически невыгодно из-за низкой фактической посещаемости и загруженности плавательных бассейнов. В этой связи более эффективно и экономически целесообразно создание в сельской местности быстровозводимых и малобюджетных малых отечественных модульных плавательных бассейнов (в том числе мобильных), требующих в разы меньше финансовых затрат на их создание и эксплуатационные расходы.

Необходимо отметить, что за период 2019 - 2022 годов в 85 субъектах Российской Федерации (за исключением Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области) приняты и реализуются региональные программы "Плавание для всех". Министерством спорта Российской Федерации определен перечень субъектов Российской Федерации - модельных площадок по обобщению и распространению опыта по вовлечению различных категорий населения (фокус-групп) в занятия физической культурой и спортом, согласно которому Республика Крым, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Хабаровский край, Архангельская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Московская область, Ростовская область и Свердловская область стали модельными площадками (фокус-группами) "Плавание для всех" по обобщению и распространению опыта вовлечения различных категорий населения в занятия плаванием. Указанные субъекты Российской Федерации приступят к реализации Программы на этапе апробации в качестве пилотных субъектов Российской Федерации.