VII. Осуществление организаторами торговли контроля
7.1. Положение о внутреннем контроле организатора торговли должно предусматривать порядок взаимодействия контрольного подразделения организатора торговли с Федеральной комиссией.
7.2. Организатор торговли обязан осуществлять ежедневный контроль за деятельностью маркет-мейкеров по следующим показателям:
соблюдение предельного спрэда ценового коридора маркет-мейкера;
соблюдение времени возобновления подачи заявок маркет-мейкером.
Организатор торговли обязан не реже одного раза в полгода осуществлять проверку деятельности маркет-мейкера по всем совершенным им через организатора торговли сделкам, в том числе и в связи с выполнением обязательств маркет-мейкера.
7.3. В случае включения ценных бумаг эмитента в котировальный список фондовой биржи фондовая биржа обязана осуществлять мониторинг и контроль за соблюдением указанными эмитентами требований, изложенных в Приложениях 1 и 2 к настоящему Положению.
7.3.1. Мониторинг и контроль за соблюдением эмитентами требований, указанных в Приложениях 1 и 2 к настоящему Положению, должны быть возложены на отдел по листингу фондовой биржи.
7.3.2. Мониторинг и контроль за соблюдением эмитентами требований, указанных в Приложениях 1 и 2 к настоящему Положению, осуществляются на основе представляемых эмитентами фондовой бирже информации и документов (устава, внутренних документов, ежеквартальных отчетов, годовых отчетов, сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, информации о проведении заседаний совета директоров и т.д.), а также на основе сообщений в средствах массовой информации и другой информации, поступившей фондовой бирже.
7.3.3. Фондовая биржа устанавливает процедуры осуществления мониторинга и контроля за соблюдением эмитентами требований, указанных в Приложениях 1 и 2 к настоящему Положению, в том числе порядок и сроки представления эмитентами фондовой бирже необходимой информации и документов.
Фондовая биржа обязана немедленно уведомлять эмитента о несоответствиях, выявленных при осуществлении мониторинга и контроля.
7.4. Организаторы торговли обязаны осуществлять контроль за сделками с ценными бумагами, совершаемыми через организаторов торговли, а также участниками торгов.
7.4.1. Организатор торговли формирует отдельное подразделение (назначает уполномоченных сотрудников) и создает автоматизированную систему, обеспечивающую непрерывное в течение торгового дня отслеживание организатором торговли цен, объемов и иных характеристик регистрируемых заявок и сделок (далее именуется - мониторинг).
Целью мониторинга является выявление сделок, включая срочные сделки, а также заявок, цена и объем которых или иные условия, в том числе с учетом предыдущих заявок и сделок, соответствующих установленным настоящим Положением критериям или их сочетаниям (нестандартные сделки (заявки)).
7.4.2. Мониторинг и контроль в процессе торгов ведутся организатором торговли по критериям нестандартных сделок, указанным в Приложении 3 к настоящему Положению, сочетаниям критериев с учетом установленных параметров. Сочетания критериев и их параметры определяются организатором торговли.
Нестандартные сделки проверяются организатором торговли на предмет совершения участником (участниками) торгов действия, в том числе подача заявки, совершения сделки, распространения ложной информации, создающего видимость или способствующего действительному повышению или понижению цен и (или) торговой активности на рынке ценных бумаг, которое вводит в заблуждение участников рынка ценных бумаг, инвесторов, эмитентов относительно уровня цен и (или) ликвидности рынка (далее - манипулирование ценами), на предмет нарушения требований об обязательных действиях в случае возникновения конфликта интересов или на предмет использования при совершении сделок служебной информации.
7.4.3. Контроль за участниками торгов и эмитентами осуществляется путем сбора и анализа финансовой и иной отчетности, информации об обязательствах, существенных фактах и событиях, указанных в настоящем Положении и иных нормативных правовых актах Федеральной комиссии.
7.5. Система мониторинга и контроля подаваемых заявок и совершаемых сделок должна технически обеспечивать:
7.5.1. Ведение мониторинга и контроля по следующим критериям:
отклонение цены сделки (заявки) от цены открытия на установленную величину;
отклонение цены сделки (заявки) от цены закрытия предыдущих торгов на установленную величину;
отклонение цены сделки (заявки) от цены последней сделки на установленную величину;
отклонение цены сделки от средневзвешенной цены на установленную величину;
отклонение технического индекса на установленную величину;
совершение участником торгов ряда сделок, ведущих к изменению цены в одном направлении;
совершение участником торгов за свой счет сделки, в которой этот участник одновременно является продавцом и покупателем ценных бумаг (кросс-сделка);
совершение между участниками торгов сделок, в которых эти участники торгов попеременно выступают продавцами и покупателями (взаимные сделки);
неоднократное изменение и удаление заявок одним участником торгов;
превышение суммы сделок, совершенных участником торгов за торговый день, установленного процента от общего объема торгов по ценной бумаге;
отклонение суммы сделок, совершенных участником торгов по ценной бумаге за торговый день, от среднего значения такой суммы сделок, совершаемых этим участником торгов, на установленную величину;
изменение объема торгов по ценной бумаге за определенный период на установленную величину;
количество поданных участником торгов заявок и совершенных им сделок за установленный период времени;
совершение участником торгов за установленный период времени сделок в своих интересах по лучшим ценам (более низким при покупке и более высоким при продаже ценных бумаг), чем по сделкам с этими же ценными бумагами в интересах клиентов.
7.5.2. Непрерывное поступление информации о ходе торгов и нестандартных сделках (заявках) на удаленный терминал, устанавливаемый в Федеральной комиссии, а также возможность передачи организаторам торговли информации о принятых Федеральной комиссией распоряжениях в отношении организаторов торговли, участников торгов, ценных бумаг, допущенных к торгам, и их эмитентов (паевых инвестиционных фондов и их управляющих компаний).
Указанная в настоящем пункте информация о распоряжениях Федеральной комиссии передается всем организаторам торговли одновременно согласно установленной между Федеральной комиссией и организатором торговли процедуре.
7.6. Параметры вышеназванных критериев устанавливаются в зависимости от:
периода торгового дня (открытия, торговли, закрытия);
статуса ценной бумаги (допущенные к торгам без прохождения процедуры листинга, включенные в котировальный список соответствующего уровня).
Параметры могут устанавливаться организатором торговли также по различным группам ценных бумаг, определенным организатором торговли и включенным в таблицу критериев нестандартных сделок.
7.7. Организатор торговли вправе включить в таблицу критериев нестандартных сделок дополнительные критерии или сочетания критериев, при которых сделки (заявки) квалифицируются как нестандартные.
7.8. Контроль за участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные списки фондовой биржи, осуществляется на основе анализа предоставляемых ими сведений и документов в установленные организатором торговли сроки.
7.8.1. Участники торгов обязаны в дополнение к документам, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии, предоставлять организатору торговли следующие сведения и документы:
установленную нормативными актами Федеральной комиссии отчетность и сведения в отношении совершенных сделок;
еженедельно - расчет собственных средств (капитала);
ежеквартально - установленную законодательством Российской Федерации бухгалтерскую отчетность с приложениями;
копию аудиторского заключения, подготавливаемого в установленных законодательством случаях, - в установленный организатором торговли срок;
документы, запрошенные организатором торговли в ходе проведения проверки нестандартных сделок (заявок), прямо или косвенно касающиеся таких сделок (заявок), - в установленный организатором торговли срок;
заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц участника торгов на подписание от его имени любых документов, а также документы, подтверждающие образцы подписей таких должностных лиц;
иные документы и сведения, установленные правилами организатора торговли.
7.8.2. Эмитенты, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, обязаны в дополнение к установленным законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии предоставлять фондовой бирже следующие документы и сведения:
ежеквартально - установленную законодательством о ценных бумагах отчетность и бухгалтерскую отчетность с приложениями;
документы, запрошенные в ходе проведения проверки нестандартных сделок (заявок), прямо или косвенно касающиеся таких сделок (заявок), - в установленный фондовой биржей срок;
иные документы и сведения, предоставление которых предусмотрено внутренними документами фондовой биржи или договором между фондовой биржей и эмитентом.
7.9. Организатор торговли обязан:
выявлять в ходе торгового дня все нестандартные сделки (заявки);
проверять нестандартные сделки (заявки) на предмет манипулирования ценами, использования служебной информации и нарушения требований об обязательных действиях в случае возникновения конфликта интересов;
проверять нестандартные сделки (заявки) на предмет нарушения внутренних документов организатора торговли;
контролировать соблюдение участниками торгов установленных нормативными правовыми актами Федеральной комиссии показателей и нормативов.
7.10. Организатор торговли обязан представлять в Федеральную комиссию:
ежедневно - сведения о всех выявленных в ходе торгового дня нестандартных сделках (заявках);
ежедневно - сведения о нарушениях участниками торгов установленных нормативными правовыми актами Федеральной комиссии показателей и нормативов;
не позднее следующего дня после окончания проверки нестандартной сделки - отчет о результатах проверки;
в тот же день - сведения о приостановлении или прекращении допуска участника к торгам.
Указанные сведения представляются по средствам электронной связи, а по требованию Федеральной комиссии - в документарном виде.
7.11. Если в ходе проверки нестандартной сделки (заявки) выявляется, что полномочий организатора торговли для установления правомерности действий сторон по сделке недостаточно либо ему оказывается противодействие в проведении проверки, организатор торговли направляет все имеющиеся материалы по нестандартной сделке (заявке) в Федеральную комиссию.
7.12. При наличии оснований квалифицировать нестандартную сделку (заявку) как нарушение внутренних документов организатора торговли материалы проверки направляются в дисциплинарный комитет (комиссию) организатора торговли для вынесения решения и принятия мер к участникам торгов, являющимся сторонами такой сделки или подавшим заявку.
Организатор торговли извещает Федеральную комиссию о принятых мерах воздействия к участникам торгов за нарушения положений внутренних документов организатора торговли не позднее следующего дня после принятия решения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей