Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 N 509-О "По запросу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности статей 4, 13, 14, 15 и 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статьи 18 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 декабря 2003 г. N 509-О

ПО ЗАПРОСУ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ

(ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О ПРОВЕРКЕ

КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЕЙ 4, 13, 14, 15 И 34 ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ

И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ

КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ", СТАТЬИ 18

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ

СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПОЛОЖЕНИЯ

О ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи М.И. Клеандрова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия),

установил:

1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) просит признать не соответствующими статьям 1 (часть 1), 2, 7, 18, 39 (части 1 и 2), 41, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации статьи 4, 13, 14, 15 и 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в системном единстве со статьей 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года).

Обращение заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации было вызвано тем, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с 27 ноября 2001 года прекратил оплату пенсионерам, проживающим в Республике Саха (Якутия), стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации на том основании, что законодательные акты Российской Федерации, регулирующие систему обязательного пенсионного страхования, исключают возможность финансирования соответствующих расходов.

Статьи 4, 13, 14, 15 и 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", конституционность которых оспаривается в запросе, закрепляют право пенсионеров по старости, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеров по инвалидности, проживающих и получивших инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно; определяют для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер ежегодного оплачиваемого отпуска, дополнительного отпуска и порядок соединения отпусков; устанавливают, что источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Законом, являются республиканский бюджет Российской Федерации, а для лиц, получающих государственные пенсии, - Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, и что порядок возмещения затрат на эти государственные гарантии и компенсации из республиканского бюджета Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

Статьей 18 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" закрепляется, что средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют строго целевое назначение, а расходы, не предусмотренные этим бюджетом на соответствующий год, осуществляются только после внесения в него изменений в установленном федеральным законом порядке. Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации определяются статус этого органа, его функции, порядок формирования и расходования его средств, компетенция управленческих и контролирующих органов.

2. Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" - исходя из цели предоставления государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула), учитывая право каждого на охрану здоровья и поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (статья 41, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, - предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту названной категории граждан, в том числе закрепляет право определенных им лиц на бесплатный проезд в пределах Российской Федерации к месту отдыха и обратно один раз в два года.

По своей правовой природе данный вид государственной поддержки является льготой, носящей компенсаторный характер. Право на такого рода льготу непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому определение оснований ее предоставления, круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее финансирования входит в компетенцию законодателя, который был вправе поручить решение этих вопросов Правительству Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, обязано обеспечить адекватную реализацию названного Закона в соответствии с его смыслом (статья 10; статья 18; статья 114, пункты "е" и "ж" части 1; статья 115, часть 1, Конституции Российской Федерации).

В частности, на Правительство Российской Федерации частью третьей статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" возложено установление порядка возмещения затрат на указанную льготу. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Правительство Российской Федерации обязывалось до 1 сентября 1993 года привести свои решения в соответствие с названным Законом, разработать и принять вытекающие из него нормативные акты (пункт 5). Однако данные требования не исполнены до сих пор.

3. Разрешая вопрос о принятии обращения к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации с учетом требований части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" должен проверить, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемой нормы, либо такая неопределенность является мнимой.

Оспариваемые заявителем положения Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" определяют, что источниками финансирования затрат на цели обеспечения указанной льготы являются республиканский бюджет Российской Федерации, а также Пенсионный фонд Российской Федерации, а потому сами по себе они не могут расцениваться как нарушающие предписания статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 39 (части 1 и 2), 41, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Ни один действующий нормативный правовой акт, в том числе законодательный акт Российской Федерации, не содержит прямого запрета на предоставление названной льготы, при том что оспариваемые законоположения в их взаимосвязи предполагают обязанность федеральных органов законодательной и исполнительной власти предусмотреть соответствующие расходы при формировании федерального бюджета и (или) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и эффективный механизм своевременного и полного перечисления денежных средств для возмещения затрат на обеспечение названной льготы. Надлежащее выполнение указанной обязанности призвано обеспечить права и законные интересы как льготополучателей, так и уполномоченных органов публичной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемых в запросе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) положений отсутствует, в связи с чем данный запрос не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения признаются допустимыми.

2. Правительству Российской Федерации надлежит незамедлительно определить источник и порядок финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", касающиеся права пенсионеров по старости, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеров по инвалидности, проживающих и получивших инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ