Запрет на принятие ответственности за выполнение функций руководства клиента по заданию, обеспечивающему уверенность

Запрет на принятие ответственности за выполнение функций

руководства клиента по заданию, обеспечивающему уверенность

14.10.Т. При выполнении задания, обеспечивающего уверенность, аудиторская организация не должна принимать на себя ответственность за выполнение функций руководства клиента по указанному заданию, которые относятся к оцениваемому предмету задания или, в случае задания по подтверждению - к информации о предмете задания, обеспечивающего уверенность. Если аудиторская организация принимает на себя ответственность за выполнение функций руководства клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, при оказании данному клиенту каких-либо иных услуг, то аудиторская организация должна убедиться в отсутствии связи между такой ответственностью и оцениваемым предметом задания или в случае задания по подтверждению - информацией о предмете задания, обеспечивающего уверенность.

14.10.П1. К функциям руководства клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, относятся направление, управление и контроль деятельности этого лица, включая принятие решений о приобретении, использовании и контроле человеческих, финансовых, технологических, материальных и нематериальных ресурсов.

14.10.П2. Если аудиторская организация оказывает клиенту по заданию, обеспечивающему уверенность, какую-либо услугу, не обеспечивающую уверенность, и при этом принимает на себя функции руководства указанного клиента, возникают угрозы самоконтроля, личной заинтересованности. Если аудиторская организация оказывает клиенту по заданию, обеспечивающему уверенность, какую-либо услугу, связанную с оцениваемым предметом задания, или в случае задания по подтверждению - информацией о предмете указанного задания, то принятие ответственности за выполнение функций руководства данного клиента также создает угрозу близкого знакомства и может создать угрозу заступничества, поскольку аудиторская организация сверх меры проникается взглядами и интересами руководства данного клиента.

14.10.П3. Вопрос о том, является ли какая-либо деятельность функцией руководства клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, зависит от конкретных обстоятельств и требует профессионального суждения. Примерами функций руководства являются:

а) разработка стратегии и выбор направления развития;

б) прием на работу и увольнение работников;

в) руководство и принятие ответственности за действия работников при исполнении ими трудовых (служебных, должностных) обязанностей;

г) санкционирование хозяйственных операций;

д) контроль банковских счетов и инвестиций, а также управление ими;

е) принятие решения о том, какие рекомендации аудиторской организации или иных третьих сторон следует выполнять;

ж) подготовка отчетов для лиц, отвечающих за корпоративное управление клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, от имени его руководства;

з) разработка, внедрение, мониторинг и поддержание системы внутреннего контроля.

14.10.П4. Примерами услуг, связанных с информационными системами, которые приводят к принятию ответственности за выполнение функций руководства клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, которые относятся к оцениваемому предмету задания или, в случае задания по подтверждению - к информации о предмете указанного задания, являются случаи, когда аудиторская организация:

а) хранит, управляет (прямо или косвенно) размещением данных, записей клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, которые относятся к оцениваемому предмету задания или к информации о предмете задания, в частности:

- выступая в качестве единственного источника доступа к указанным данным, записям;

- осуществляя хранение указанных данных, записей в таком объеме, что (без учета таких хранимых данных, записей) данные, записи клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, были бы неполными;

- оказывая услуги в области информационной безопасности, резервного копирования указанных данных, записей такие, как выполнение соответствующих функций в рамках управления непрерывностью деятельности организации или аварийного восстановления;

б) осуществляет эксплуатацию, сопровождение, мониторинг информационных систем, сетей, сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", которые относятся к оцениваемому предмету задания или к информации о предмете задания.

14.10.П5. Сбор, получение, хранение, передача данных, предоставленных клиентом по заданию, обеспечивающему уверенность, для целей выполнения задания, обеспечивающего уверенность, или оказания данному клиенту услуги, не являющейся запрещенной согласно Правилам, не приводят к принятию ответственности за выполнение функций руководства аудируемого лица.

14.10.П6. При условии соблюдения требований, установленных в пункте 14.11.Т Правил, предоставление консультаций и рекомендаций для содействия руководству клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, в выполнении его функций не считается принятием ответственности за выполнение функций руководства клиента по заданию, обеспечивающему уверенность.

14.11.Т. При оказании услуг, связанных с оцениваемым предметом задания, или в случае задания по подтверждению - информацией о предмете задания, обеспечивающего уверенность, аудиторская организация должна убедиться в том, что руководство клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, формирует все суждения и принимает все решения, относящиеся к сфере его ответственности. Для этого необходимо убедиться, что руководство клиента по заданию, обеспечивающему уверенность:

а) назначает обладающее соответствующими навыками, знаниями и опытом лицо, которое на постоянной основе несет ответственность за решения, принимаемые данным клиентом, и контролирует соответствующее направление деятельности клиента по заданию, обеспечивающему уверенность. Такое лицо, предпочтительно из числа высшего руководства, должно понимать:

- цели и характер деятельности клиента по заданию, обеспечивающему уверенность;

- соответствующие обязанности данного клиента и аудиторской организации.

Назначенное лицо не обязано обладать опытом или навыками, необходимыми для оказания (участия в оказании) услуг;

б) обеспечивает контроль оказания услуг и оценивает соответствие их цели клиента;

в) принимает на себя ответственность за действия (при наличии таковых), которые необходимо предпринять в связи с оказанными услугами.

14.11.П1. В случае использования технологий при оказании услуг клиенту по заданию, обеспечивающему уверенность, пункты 14.10.Т и 14.11.Т Правил подлежат применению независимо от характера и масштаба использования технологий.