Данный документ подлежит обязательному применению с 1 января 2024 года (Информационное сообщение Минфина России от 11.01.2024 N ИС-аудит-69, Информация СРО ААС).

Поощрения с целью оказать ненадлежащее влияние

9.5.Т. Аудитор не должен предлагать или поддерживать иных лиц в предложении любого поощрения, которое осуществляется с целью оказания ненадлежащего влияния на поведение получателя такого поощрения или иного лица, либо которое, по мнению аудитора, действующее рационально и осведомленное третье лицо, скорее всего, сочтет осуществляющимся с указанной целью.

9.6.Т. Аудитор не должен принимать или поддерживать иных лиц в принятии любого поощрения, которое, по мнению аудитора, осуществляется с целью оказания ненадлежащего влияния на поведение получателя такого поощрения или иного лица, либо которое, по мнению аудитора, действующее рационально и осведомленное третье лицо, скорее всего, сочтет осуществляющимся с указанной целью.

9.6.П.1. Поощрение считается оказывающим ненадлежащее влияние на поведение лица, если поощрение становится причиной неэтичного поведения указанного лица. Такое ненадлежащее влияние может быть направлено как на получателя, так и на лицо, с которым у получателя имеются взаимоотношения. Принципы этики представляют собой надлежащий комплекс положений, которые аудитор может использовать при рассмотрении вопроса об этичности своего поведения, а также при необходимости и по аналогии иных лиц.

9.6.П2. В случае, если аудитор предлагает или принимает, либо поддерживает иных лиц в предложении или принятии любого поощрения с целью оказания ненадлежащего влияния на поведение получателя такого поощрения или иного лица, возникает нарушение принципа честности.

9.6.П3. Решение вопроса о том, существует ли фактическое или видимое намерение оказать ненадлежащее влияние, требует использования профессионального суждения. При этом могут быть приняты во внимание следующие факторы:

а) характер, частота, ценность и общее воздействие поощрения;

б) время предложения поощрения по отношению к действию или решению, на которое это поощрение могло повлиять;

в) является ли соответствующее поощрение традиционной или культурной практикой в существующих обстоятельствах, например, предложение подарка по случаю религиозного праздника или свадьбы;

г) является ли соответствующее поощрение вспомогательной частью услуги, например, приглашение или принятие приглашения на обед в связи с деловой встречей;

д) предлагается ли поощрение только отдельному лицу или категориям других лиц. Категории других лиц могут быть внутренние или внешние по отношению к аудиторской организации, например, другие поставщики услуг клиенту;

е) функции и должности лиц в аудиторской организации или в организации клиента, которые предлагают или которым предлагают поощрение;

ж) знает ли аудитор либо имеет основания полагать, что принятие поощрения может нарушить правила и процедуры клиента;

з) насколько открыто предлагается поощрение;

и) выдвигал ли получатель требование или просьбу о поощрении;

к) известная предыдущая практика поведения или репутация лица, предлагающего поощрение.