Данный документ подлежит обязательному применению с 1 января 2024 года (Информационное сообщение Минфина России от 11.01.2024 N ИС-аудит-69, Информация СРО ААС).

Поощрения без цели оказать ненадлежащее влияние

9.8.П1. В случаях, если аудитор сделал вывод об отсутствии фактического или воспринимаемого (третьими сторонами) намерения оказать ненадлежащее влияние на поведение получателя или иного лица, применяются требования и пояснения концептуального подхода к соблюдению принципов этики.

9.8.П2. Если такое поощрение является незначительным и не имеет последствий, то связанные с ним угрозы будут на приемлемом уровне.

9.8.П3. Примерами обстоятельств, при которых предложение или принятие поощрения может привести к возникновению угроз нарушения принципов этики, даже если аудитор сделал вывод об отсутствии фактического или воспринимаемого (третьими сторонами) намерения оказать ненадлежащее влияние на поведение, являются:

а) угрозы личной заинтересованности возникают, если аудитору предлагает знаки внимания потенциальный покупатель клиента в ходе оказания (участия в оказании) клиенту услуг по корпоративным финансам;

б) угрозы близкого знакомства возникают, если аудитор регулярно посещает спортивные мероприятия с текущим или потенциальным клиентами;

в) угрозы шантажа возникают, если аудитор принимает знаки делового гостеприимства от клиента, характер которых был бы расценен как ненадлежащий в случае публичного раскрытия.

9.8.П4. При оценке уровня угроз, возникающих в связи с предложением или принятием таких поощрений, принимаются во внимание факторы, указанные в пункте 9.6.П3 Кодекса.

9.8.П5. Примерами действий, которые могут исключить угрозы, возникающие в связи с предложением или принятием таких поощрений, являются:

а) поощрение не принимается и не предлагается;

б) ответственность за оказание (участие в оказании) услуг клиенту передается другому лицу, при условии, что у аудитора нет оснований считать, что это при оказании (участии в оказании) соответствующих услуг данное лицо находится под фактическим или воспринимаемым (третьими сторонами) ненадлежащим влиянием.

9.8.П6. Примерами действий, которые могут быть предприняты в качестве мер предосторожности в ответ на угрозы, возникающие в связи с предложением или принятием таких поощрений, являются:

а) раскрытие информации высшему руководству аудиторской организации или клиенту в отношении предложения или принятия поощрения;

б) документирование факта поощрения в соответствующем журнале записей, который контролируется высшим руководством аудиторской организации или иным лицом, ответственным в аудиторской организации за вопросы этики, или который ведет клиент;

в) привлечение надлежащего проверяющего лица, которое не было вовлечено в оказание соответствующей услуги, для проверки принятых аудитором решений или выполненной им в рамках задания работы для клиента, от которого данный аудитор принял поощрение;

г) пожертвование денежных средств в благотворительный фонд после получения поощрения в форме денежных средств и надлежащее раскрытие информации о данном пожертвовании, например, члену высшего руководства аудиторской организации или лицу, которое предложило поощрение в форме денежных средств;

д) возмещение стоимости полученного поощрения, такого как знаки делового гостеприимства;

е) возврат, в кратчайшие возможные сроки, поощрения после его получения, например, подарка.