Данный документ подлежит обязательному применению с 1 января 2024 года (Информационное сообщение Минфина России от 11.01.2024 N ИС-аудит-69, Информация СРО ААС).

Установление необходимости предоставления информации соответствующим уполномоченным органам

Установление необходимости предоставления информации

соответствующим уполномоченным органам

11.24.П1. См. пункты 11.5.П1 и 11.5.П2 Кодекса о соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации.

11.24.П2. Информация о несоблюдении или подозреваемом несоблюдении НПА не предоставляется соответствующим уполномоченным органам, если это противоречит нормативным правовым актам <8>. В ином случае цель предоставления информации состоит в том, чтобы у соответствующего уполномоченного органа была возможность инициировать расследование вопроса и принять необходимые меры.

--------------------------------

<8> В случае оказания услуги в соответствии с законодательством иностранных государств.

11.24.П3. За исключением случаев, когда информирование соответствующих уполномоченных органов требуется нормативными правовыми актами, решение вопроса о необходимости предоставления им информации зависит, в частности, от характера и масштаба фактического или потенциального ущерба, который может быть нанесен в результате возникновения данной ситуации инвесторам, кредиторам, работникам клиента или общественности. Например, аудитор может решить, что раскрытие информации соответствующим уполномоченным органам является надлежащим действием, если:

а) клиент вовлечен в коррупционные правонарушения (например, дача взятки государственным или муниципальным служащим, подкуп иностранных должностных лиц для получения крупных контрактов);

б) деятельность клиента является регулируемой, и ситуация настолько значима, что может поставить под угрозу сохранение лицензии на осуществление деятельности;

в) ценные бумаги клиента допущены к организованным торгам, и возникшая ситуация может привести к неблагоприятным последствиям для справедливого и упорядоченного публичного обращения ценных бумаг клиента или создать системный риск для финансовых рынков;

г) существует вероятность продажи клиентом товаров (работ, услуг), которые являются вредными для здоровья населения или общественной безопасности;

д) клиент реализует для своих заказчиков схемы, позволяющие им избежать уплаты налогов.

11.24.П4. Кроме того, вопрос о предоставлении информации зависит также от ряда внешних факторов, например:

а) существует ли соответствующий уполномоченный орган для целей получения информации, расследования ситуации, совершения необходимых действий в соответствии с его компетенцией. Выбор соответствующего уполномоченного органа обусловлен характером ситуации. Например, в случае нарушения порядка раскрытия информации эмитентом соответствующим уполномоченным органом будет Банк России, в случае нарушения требований в области охраны окружающей среды - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

б) существуют ли продуманные и надежные средства защиты от наступления гражданской, уголовной или профессиональной ответственности, либо соответствующие ответные меры, предусмотренные нормативными правовыми актами, например, согласно установленному порядку рассмотрения обращений граждан;

в) существуют ли фактические или потенциальные угрозы для физической безопасности аудитора или иных лиц.

11.25.Т. Если аудитор установит, что предоставление информации о несоблюдении или подозрениях в несоблюдении НПА в соответствующие уполномоченные органы является надлежащим действием в сложившихся обстоятельствах, то данное действие считается разрешенным раскрытием информации согласно подпункту "г" пункта 2.11.Т Кодекса. При предоставлении такой информации аудитор должен действовать добросовестно и проявлять осмотрительность при высказывании заявлений и суждений. Кроме того, аудитор должен оценить уместность информирования клиента о своем намерении предоставить информацию о ситуации.