3. Критерии экспертизы учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий

3. Критерии экспертизы учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий.

N п/п

Критерии экспертизы учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий

Экспертная оценка по критерию в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка

Примечание

3.1.

Обеспечение соответствия содержания учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию федеральных основных общеобразовательных программ.

3.2.

Принадлежность учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (далее - завершенная предметная линия учебников) (за исключением специального учебника).

3.3.

Соответствие наименования учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.

3.4.

Соответствие учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий предметной концепции соответствующего учебного предмета или предметной области (при ее наличии).

3.5.

Полнота представления в содержании учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету.

3.6.

Использование в содержании учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания.

3.7.

Наличие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642.

3.8.

Изложение материалов учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования).

3.9.

Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в изложении предметного материала.

3.10.

Проработанность методического аппарата учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной, проектной и творческой деятельности обучающихся;

3.11.

Проработанность методического аппарата учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему;

3.12.

Проработанность методического аппарата учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности;

3.13.

Проработанность методического аппарата учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения.

3.14.

Обеспечение возможности использования учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений.

3.15.

Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий.

3.16.

Изложение материалов учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся.

3.17.

Соответствие формы подачи материалов учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий федеральным адаптированным основным общеобразовательным программам (для специальных учебников).

3.18.

Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, федеральной основной общеобразовательной программе.

3.19.

Отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронных форм учебника.

3.20.

Отражение в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития.

3.21.

Наличие в тексте учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующих обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации.

3.22.

Направленность содержания учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности.

3.23.

Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, содержащих картографический материал).

3.24.

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям).

3.25.

Соответствие текста учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором изданы учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия, а также отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях ненормативной лексики.

3.26.

Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях, целям достижения образовательных результатов по образовательным программам соответствующего уровня общего образования и направленности.

3.27

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение.

3.28.

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам.

3.29.

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству).

3.30.

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических.

3.31.

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции.

3.32.

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным.

3.33.

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

3.34.

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

3.35.

Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны.