Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 28 декабря 2006 г. N 817

ПРАВИЛА

ЗАПОЛНЕНИЯ, ЗАМЕНЫ, УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ

СВИДЕТЕЛЬСТВА УЧАСТНИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ

В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ,

ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.06.2007 N 403,

от 15.07.2010 N 528, от 12.03.2013 N 203, от 07.08.2014 N 780,

от 15.06.2016 N 543, от 10.07.2018 N 803, от 15.10.2021 N 1757,

от 14.02.2024 N 169)

1. Настоящие Правила определяют порядок заполнения, замены, учета и хранения свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее соответственно - свидетельство, Государственная программа).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.06.2007 N 403)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Уполномоченными органами, осуществляющими деятельность по заполнению, выдаче (замене), учету и хранению свидетельств, являются:

а) представители или представительства Министерства внутренних дел Российской Федерации за рубежом;

б) дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации;

в) временные группы, создаваемые в установленном порядке из специалистов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации (в части деятельности по заполнению и учету свидетельств);

г) территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2016 N 543)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Исключен. - Постановление Правительства РФ от 25.06.2007 N 403.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Бланк свидетельства изготавливается и оформляется по единой для Российской Федерации форме.

Бланк свидетельства является документом строгой отчетности, имеющим соответствующие степени защиты.

5 - 10. Исключены. - Постановление Правительства РФ от 25.06.2007 N 403.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Свидетельство содержит следующие сведения:

а) сведения об участнике Государственной программы - фамилия, имя, отчество (при наличии), число, месяц и год рождения, место рождения, пол, семейное положение, гражданство, сведения о членах семьи (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения);

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2021 N 1757)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) наименование уполномоченного органа, выдавшего свидетельство;

в) наименование субъекта Российской Федерации, выбранного для постоянного места жительства;

г) дата выдачи и дата окончания срока действия свидетельства;

(пп. "г" в ред. Постановления Правительства РФ от 12.03.2013 N 203)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) подпись участника Государственной программы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2021 N 1757)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) подпись руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа, выдавшего свидетельство.

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 15.10.2021 N 1757)

12. В свидетельстве проставляются следующие отметки:

а) о постановке на учет в качестве участника Государственной программы и (или) члена семьи участника Государственной программы в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации;

б) утратил силу с 1 апреля 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 15.10.2021 N 1757;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) об участии в Государственной программе в качестве репатрианта;

(пп. "в" введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2024 N 169)

г) о ранее выданных свидетельствах участника Государственной программы;

(пп. "г" введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2024 N 169)

д) о расторжении брака между супругами, один из которых является участником Государственной программы, а другой - членом семьи участника Государственной программы;

(пп. "д" введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2024 N 169)

е) об утрате статуса участника Государственной программы (в случае сохранения статуса члена семьи участника Государственной программы хотя бы одним лицом из числа лиц, указанных в свидетельстве).

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2024 N 169)

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2016 N 543)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Свидетельство должно заполняться аккуратно, без исправлений, помарок и неустановленных сокращений.

14. Записи на страницах свидетельства производятся с помощью пригодных для этих целей печатающих устройств, а при их отсутствии - от руки.

Отметки в свидетельстве, предусмотренные пунктом 12 настоящих Правил, производятся путем проставления оттиска штампа с использованием штемпельной краски либо путем внесения записи с применением фиолетовой, синей или черной пасты (чернил).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 169)

(см. текст в предыдущей редакции)

Отметка на шестой странице свидетельства производится путем проставления оттиска штампа либо путем внесения записи с указанием даты постановки на учет и наименования территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации. Отметки заверяются подписью должностного лица (в случае внесения записи - также оттиском печати).

В случае если записи о членах семьи участника Государственной программы вносятся также на восьмую страницу свидетельства, внизу седьмой страницы размещается надпись "см. стр. 8".

(п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2021 N 1757)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. В свидетельстве запрещается производить отметки и записи, не предусмотренные настоящими Правилами.

16. Свидетельство подписывается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, выдавшего свидетельство.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2016 N 543)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Свидетельство выдается участнику Государственной программы под расписку.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2021 N 1757)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Свидетельство действительно только при наличии документа, удостоверяющего личность лица, указанного в свидетельстве.

(п. 18 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 169)

(см. текст в предыдущей редакции)

18(1). Свидетельство признается уполномоченным органом недействительным в следующих случаях:

а) утрата свидетельства;

б) изменение фамилии, имени, отчества участника Государственной программы или члена его семьи, указанного в свидетельстве;

в) утрата статуса участника (члена семьи участника) Государственной программы при условии сохранения соответствующего статуса остальными лицами, указанными в свидетельстве;

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 169)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) установление неточностей или ошибок в отметках и записях либо отсутствие необходимых записей, печатей и штампов;

д) непригодность свидетельства для пользования по причине повреждений, нарушающих целостность свидетельства или его частей;

е) наличие исправлений, подчисток и т.д., отсутствие или переклейка фотографии участника Государственной программы, наличие отметок и записей, не предусмотренных настоящими Правилами;

ж) аннулирование свидетельства;

з) истечение срока действия свидетельства.

Свидетельство подлежит замене в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "е" настоящего пункта, в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящими Правилами.

(п. 18(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.10.2021 N 1757)

19. Замена свидетельства производится на основании письменного заявления о замене свидетельства, поданного соотечественником (в случае утраты им статуса участника Государственной программы - членом его семьи, указанным в свидетельстве и сохранившим статус члена семьи участника Государственной программы), в котором обосновывается необходимость замены.

Заявление о замене свидетельства и копии документов, удостоверяющих личность лиц, сохранивших статус участника (члена семьи участника) Государственной программы, с предъявлением оригиналов этих документов представляются в уполномоченный орган в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "е" пункта 18(1) настоящих Правил.

В случае сохранения соотечественником статуса участника Государственной программы к заявлению о замене свидетельства также прилагаются 2 фотографии соотечественника в черно-белом или цветном исполнении размером 35 x 45 мм с четким изображением лица строго анфас без головного убора.

(п. 19 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 169)

(см. текст в предыдущей редакции)

19(1). В случае расторжения брака между супругами, один из которых является участником Государственной программы, а другой - членом семьи участника Государственной программы, и восстановления участником (членом семьи участника) Государственной программы добрачной фамилии для замены свидетельства он дополнительно к документам, указанным в пункте 19 настоящих Правил, представляет копию свидетельства о расторжении брака с предъявлением оригинала документа.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2021 N 1757, от 14.02.2024 N 169)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом членам семьи участника Государственной программы по их обращению выдается копия свидетельства, заверенная уполномоченным органом.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2021 N 1757)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 19(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 803)

19(2). В случаях вступления соотечественника в брак либо рождения (усыновления), принятия под опеку или попечительство ребенка соотечественником или его супругой (супругом) после подачи соотечественником заявления об участии в Государственной программе запись о его супруге, детях, в том числе о детях супруги (супруга), являющихся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом, или иностранными гражданами, вносится в соответствующее свидетельство.

Внесение указанных записей осуществляется уполномоченным органом по решению территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, выбранному для переселения, принятому по итогам рассмотрения составленного в произвольной форме личного заявления соотечественника о предоставлении статуса члена семьи участника Государственной программы его супруге (супругу) либо ребенку, рожденному (усыновленному), принятому под опеку или попечительство им или его супругой (супругом).

(п. 19(2) в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 169)

(см. текст в предыдущей редакции)

19(3). В случае утраты соотечественником статуса участника Государственной программы при сохранении членами его семьи статуса члена семьи участника Государственной программы в новом свидетельстве:

на второй странице свидетельства подпись участника Государственной программы не проставляется;

на третьей странице свидетельства фотография участника Государственной программы не вклеивается, при этом сведения об участнике Государственной программы, предусмотренные подпунктом "а" пункта 11 настоящих Правил, вносятся в соответствующие графы;

на четвертой странице свидетельства проставляется отметка об утрате соотечественником статуса участника Государственной программы.

Новое свидетельство хранится в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, выбранному для переселения, до окончания срока действия, по истечении которого подлежит уничтожению.

Членам семьи соотечественника, сохранившим статус члена семьи участника Государственной программы, по их обращению выдается копия свидетельства, заверенная уполномоченным органом.

(п. 19(3) введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2024 N 169)

20. Заявление о замене свидетельства подается в течение 30 дней с даты возникновения одного из обстоятельств, указанных в подпунктах "б" - "е" пункта 18(1) и пункте 19(1) настоящих Правил.

В случае утраты свидетельства участник Государственной программы или член его семьи обязан незамедлительно сообщить об этом в уполномоченный орган.

(п. 20 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 169)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Новое свидетельство выдается на основании решения уполномоченного органа после выяснения причин и обстоятельств, повлекших необходимость его замены, в течение 10 рабочих дней с даты представления заявления о замене свидетельства.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2024 N 169)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае выдачи нового свидетельства в связи с его заменой срок действия ранее выданного свидетельства не продлевается, за исключением установления в судебном порядке иного срока.

(п. 21 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2021 N 1757)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Исключен. - Постановление Правительства РФ от 25.06.2007 N 403.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Утратил силу с 1 апреля 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 15.10.2021 N 1757.

(см. текст в предыдущей редакции)

24. Свидетельство, признанное недействительным, подлежит изъятию, списанию и уничтожению уполномоченным органом (кроме случая утраты свидетельства).

(п. 24 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2021 N 1757)

(см. текст в предыдущей редакции)

25. В случае смерти, признания в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим участника Государственной программы свидетельство сдается членом семьи участника Государственной программы в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, выбранному для переселения, и хранится до окончания срока действия, по истечении которого подлежит уничтожению. При этом членам семьи участника Государственной программы по их обращению выдается копия свидетельства, заверенная указанным территориальным органом.

(п. 25 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2021 N 1757)

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Замененное свидетельство (кроме случая его утраты) погашается путем перечеркивания второй страницы бланка свидетельства и пробивания всех остальных страниц.

(п. 26 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2021 N 1757)

(см. текст в предыдущей редакции)

27. Уничтожение недействительного свидетельства производится по акту об уничтожении недействительных свидетельств.

28. При уничтожении недействительного свидетельства из второй страницы бланка свидетельства вырезается часть страницы с серией и номером свидетельства и наклеивается в соответствующей графе акта об уничтожении недействительных свидетельств.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.03.2013 N 203, от 15.10.2021 N 1757)

(см. текст в предыдущей редакции)

29. При уничтожении свидетельства на заявлении о замене свидетельства делается запись с указанием номера акта об уничтожении недействительных свидетельств, даты (число, месяц, год) и причины уничтожения, после чего заявление помещается в архивную картотеку.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2021 N 1757)

(см. текст в предыдущей редакции)

30. При уничтожении бланков свидетельства, испорченных при оформлении, из второй страницы бланка свидетельства вырезается часть страницы с серией и номером свидетельства и наклеивается в графе 3 журнала учета поступления свидетельств и выдачи их гражданам по форме согласно приложению, а в графе 5 этого журнала указываются номера и даты актов об их уничтожении.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.03.2013 N 203, от 15.10.2021 N 1757)

(см. текст в предыдущей редакции)

31. Сведения о выдаче, а также об аннулировании свидетельства заносятся в единый централизованный информационный ресурс (банк данных), формируемый в целях информационно-аналитического обеспечения управления Государственной программой.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.03.2013 N 203, от 15.10.2021 N 1757)

(см. текст в предыдущей редакции)

32. Учет и хранение бланков свидетельства организуются в порядке, обеспечивающем их надежную сохранность.

33. В уполномоченных органах бланки свидетельства должны храниться в отдельных сейфах или несгораемых шкафах (ящиках) в специально оборудованных защищенных помещениях.

34. Помещения и сейфы (шкафы, ящики) с бланками свидетельства опечатываются.

35. Персональную ответственность за хранение и учет бланков свидетельства несут руководители уполномоченных органов, а также сотрудники, непосредственно осуществляющие функции их учета и хранения.

36. При получении бланков свидетельства сотрудниками, осуществляющими функции их учета и хранения, проверяются состояние и целость упаковки и маркировочных этикеток (ярлыков) предприятия-изготовителя, имеющего лицензию на производство и реализацию защищенной от подделок полиграфической продукции, соответствие количества полученных бланков количеству, указанному на этих маркировочных этикетках (ярлыках), а также соответствие серий и номеров бланков - сериям и номерам, указанным в сопроводительных документах.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.03.2013 N 203)

(см. текст в предыдущей редакции)

37. В журнале учета поступления свидетельств и выдачи их гражданам учитываются бланки свидетельства при их поступлении в уполномоченный орган, а также проставляются соответствующие отметки об израсходованных бланках свидетельства.

38. Отпуск Министерством внутренних дел Российской Федерации бланков свидетельства уполномоченным органам производится по накладным при предъявлении требований и (или) доверенностей, оформленных в установленном порядке.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.03.2013 N 203, от 15.06.2016 N 543)

(см. текст в предыдущей редакции)

39. Вскрытие упаковок с бланками свидетельства в уполномоченных органах производится в присутствии членов комиссии, создаваемой в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил. Члены комиссии пересчитывают и просматривают все поступившие бланки свидетельства.

В случае недостачи, излишков бланков или обнаружения дефектных бланков свидетельства (отсутствие или повреждение печатного текста, наличие дублированных номеров, непрошитых или неправильно сброшюрованных страниц, страниц со скошенным шрифтом в тексте, несоответствие номерам, указанным в сопроводительных документах или на размещенных на пачках маркировочных этикетках (ярлыках) предприятия-изготовителя, имеющего лицензию на производство и реализацию защищенной от подделок полиграфической продукции) составляется акт в 2 экземплярах. Первый экземпляр акта с приложением упаковок и маркировочных этикеток (ярлыков) предприятия-изготовителя, имеющего лицензию на производство и реализацию защищенной от подделок полиграфической продукции, а также дефектных бланков свидетельства направляется в Министерство внутренних дел Российской Федерации, второй экземпляр служит основанием для списания бланков свидетельства по журналу учета поступления свидетельств и выдачи их гражданам.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.03.2013 N 203, от 15.06.2016 N 543)

(см. текст в предыдущей редакции)

40. В случае утраты или хищения бланков свидетельства проводится служебная проверка для установления причин и обстоятельств случившегося.

41. Проверка обеспечения учета и хранения свидетельств, своевременности их погашения в уполномоченных органах, правильности оформления заявлений осуществляется не реже 1 раза в квартал комиссиями, ежегодно назначаемыми руководителем уполномоченного органа.

По результатам проверки составляется акт, утверждаемый руководителем уполномоченного органа.

42. Руководители уполномоченных органов обязаны своевременно информировать Министерство внутренних дел Российской Федерации о наличии бланков свидетельства.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2016 N 543)

(см. текст в предыдущей редакции)