I. Подготовка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 N 83)
В планы подлежат включению нормативные правовые акты, разработка которых относится к компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти, но срок на издание которых прямо не предусмотрен актами законодательства Российской Федерации, поручениями или указаниями Президента Российской Федерации, а также поручениями Председателя Правительства Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 N 83; в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200, от 14.02.2023 N 218)
(см. текст в предыдущей редакции)
Внесение изменений в указанные планы осуществляется федеральными органами исполнительной власти по согласованию с заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, в обязанности которых входит координация вопросов деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 N 83 (ред. 27.08.2015))
Указанные планы, а также информация о внесении в них изменений подлежат размещению на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 дней со дня внесения изменений.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 N 83 (ред. 27.08.2015); в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2453; в ред. Постановления Правительства РФ от 18.03.2021 N 412)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 890)
Согласование проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в рамках реализации федеральных проектов, по решению проектного комитета по национальному проекту или федеральному проекту, утверждаемому президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, осуществляется с учетом особенностей, установленных Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации".
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.12.2012 N 1334)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 N 546)
Проект нормативного правового акта, устанавливающего требования пожарной безопасности, подлежит согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1104)
Проекты нормативных правовых актов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, предусматривающих мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее - мероприятия по информатизации), подлежат направлению в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на заключение, в котором дается оценка целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования. К проекту акта, направляемому на заключение об оценке целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, прилагается технико-экономическое обоснование, содержащее необходимые расчеты, обоснования, перечень мероприятий по информатизации, описание ожидаемых конечных результатов мероприятий по информатизации, информацию о соответствии указанных мероприятий по информатизации документам стратегического планирования Российской Федерации и информацию о включении мероприятия по информатизации в ведомственную программу цифровой трансформации, а в случае, если мероприятия по информатизации направлены на создание или развитие государственных информационных систем, также прилагается проект концепции создания соответствующей государственной информационной системы, предусмотренной требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.10.2020 N 1646)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Проект нормативного правового акта, созданный на бумажном носителе, визируется собственноручно руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем, а созданный в форме электронного документа, в том числе проект административного регламента предоставления государственных услуг, который разрабатывается в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее соответственно - проект административного регламента, реестр услуг), - указанным руководителем (его заместителем) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, направляется на согласование и для получения заключения в случаях, установленных настоящим пунктом.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 890; в ред. Постановления Правительства РФ от 20.07.2021 N 1228)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2016 N 392, от 25.09.2018 N 1138, от 20.07.2021 N 1228, от 14.02.2023 N 218)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае непредставления по истечении указанного срока федеральным органом исполнительной власти документа, подтверждающего согласование проекта нормативного правового акта или содержащего замечания к этому проекту, проект нормативного правового акта или нормативного документа федерального органа исполнительной власти считается согласованным.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2012 N 1318)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае представления федеральным органом исполнительной власти замечаний и возражений, выходящих за пределы установленной сферы деятельности федерального органа исполнительной власти, представившего их, такие замечания и возражения могут не учитываться федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2016 N 392, от 20.07.2021 N 1228, от 14.02.2023 N 218, от 19.02.2024 N 186)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 N 890)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 N 890)
(см. текст в предыдущей редакции)
При наличии разногласий по проекту нормативного правового акта, в том числе выявленных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, предусмотренной пунктом 3(1) настоящих Правил, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку проекта нормативного правового акта, обеспечивает обсуждение указанного проекта и выявленных разногласий с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с целью поиска взаимоприемлемого решения. В случае если в заключении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на проект нормативного правового акта или проект нормативного документа федерального органа исполнительной власти сделан вывод о нецелесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования, федеральный орган исполнительной власти проводит с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации согласительное совещание. При недостижении согласия федеральные органы исполнительной власти оформляют протоколы согласительных совещаний, которые подписываются соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти или по указанию руководителей их заместителями, имеющими разногласия. Протоколы, созданные в форме электронных документов, указанные руководители (их заместители) подписывают с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Протоколы согласительных совещаний подписываются в течение 5 рабочих дней со дня их поступления в федеральный орган исполнительной власти. В случае неподписания протокола или ненаправления замечаний по нему в течение указанного срока такой протокол считается подписанным.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.02.2011 N 94, от 25.04.2012 N 394, от 06.09.2012 N 890, от 17.12.2012 N 1318, от 25.09.2018 N 1138, от 14.02.2023 N 218)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2022 N 2000)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае принятия руководителем федерального органа исполнительной власти решения о подписании (об утверждении) проекта нормативного правового акта, по которому имеются не урегулированные по результатам проведенных согласительных совещаний разногласия, этот федеральный орган исполнительной власти уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти, замечания которого не были учтены в ходе согласительных совещаний.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.03.2021 N 412)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2012 N 394, от 22.11.2013 N 1056, от 02.02.2019 N 77, от 01.07.2021 N 1106, от 07.11.2022 N 2000)
(см. текст в предыдущей редакции)
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей) может дать поручение Министерству юстиции Российской Федерации о приостановке регистрации акта до принятия соответствующего решения.
Рассмотрение разногласий может проводиться на заседании соответствующего правительственного координационного или совещательного органа.
В случае если в соответствии с решением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей) либо в случае, установленном настоящим пунктом, решением Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности проект нормативного правового акта требует доработки, такой проект подлежит доработке и согласованию с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящими Правилами.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2012 N 394, от 22.11.2013 N 1056, от 02.02.2019 N 77, от 01.07.2021 N 1106, от 07.11.2022 N 2000)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае если в соответствии с указанным решением проект нормативного правового акта не требует доработки, такой проект не нуждается в повторном согласовании с федеральными органами исполнительной власти, а нормативный правовой акт после подписания (утверждения) направляется на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации с приложением соответствующего решения.
В случае если после государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации нормативного правового акта, по которому имеются не урегулированные по результатам проведенных согласительных совещаний разногласия, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей) либо Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности рассмотрено обращение в отношении указанных разногласий и принято решение о целесообразности доработки нормативного правового акта с учетом замечаний соответствующего федерального органа исполнительной власти, руководитель федерального органа исполнительной власти, которым подписан (утвержден) такой нормативный правовой акт, вносит в соответствии с настоящими Правилами изменения в указанный нормативный правовой акт.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2010 N 336, от 25.04.2012 N 394, от 22.11.2013 N 1056, от 02.02.2019 N 77, от 01.07.2021 N 1106, от 07.11.2022 N 2000)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2020 N 2453, от 18.03.2021 N 412, от 01.07.2021 N 1106)
(см. текст в предыдущей редакции)
3(2). Проект нормативного правового акта, оказывающего влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, подлежит направлению с финансово-экономическим обоснованием решений, предлагаемых к принятию указанным проектом нормативного правового акта, в Министерство финансов Российской Федерации на заключение, в котором дается оценка финансовых последствий принятия соответствующих решений для соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
К проектам нормативных правовых актов, подлежащим направлению на заключение, указанным в абзаце первом настоящего пункта, относятся проекты нормативных правовых актов:
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1319)
устанавливающие новые расходные обязательства публично-правовых образований;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1319)
приводящие к изменению поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1319)
приводящие к увеличению (уменьшению) объемов бюджетных ассигнований, необходимых для реализации принятых расходных обязательств.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1319)
Указанное заключение готовится в течение 30 дней со дня поступления проекта нормативного правового акта.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1319)
В случае возникновения сомнений относительно соответствия проектов нормативных правовых актов критериям, предусмотренным настоящим пунктом, такие проекты также подлежат направлению на заключение в Министерство финансов Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1319)
(п. 3(2) введен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 N 819)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.11.2024 N 1557)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) расходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией нормативного правового акта, прекращением (отменой) действия других нормативных правовых актов с установлением объема финансового обеспечения, в том числе:
бюджетных ассигнований с указанием направлений расходов (с их обоснованием) на реализацию решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта, сведений об источниках финансового обеспечения в текущем финансовом году, в очередном финансовом году и плановом периоде, а также за пределами планового периода в случае, если срок реализации решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта, выходит за пределы планового периода;
дополнительных расходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на реализацию решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта, с указанием источников их финансового обеспечения;
б) финансового обеспечения расходов из иных источников;
в) расходов юридических и физических лиц по исполнению решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта (при реализации нормативного правового акта, прекращении (отмене) его действия);
г) доходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в случае, если решения, предлагаемые к принятию проектом нормативного правового акта, повлекут сокращение (увеличение) доходов (расходов) соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
д) увеличения (уменьшения) поступлений налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации;
е) увеличения (уменьшения) доходов физических лиц при реализации решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта (рассчитывается суммарно и в виде денежной суммы, процента роста (снижения) к среднему доходу);
ж) дополнительных доходов юридических и физических лиц, выраженных в снижении налогового бремени в связи с реализацией решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта.
(п. 3(3) введен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 N 819)
В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти.
(см. текст в предыдущей редакции)
Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.2010 N 72)
(см. текст в предыдущей редакции)
В нормативном правовом акте дается вступительная часть - преамбула для разъяснения оснований, целей и мотивов принятия нормативного правового акта. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)
(см. текст в предыдущей редакции)
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты.
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзацы шестой - седьмой утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 14.02.2023 N 218.
(см. текст в предыдущей редакции)
Если в соответствии с федеральным законом разработка проекта нормативного правового акта влечет за собой необходимость признания утратившим силу акта Правительства Российской Федерации, одновременно с проектом нормативного правового акта должен быть разработан в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу акта Правительства Российской Федерации. В этом случае проект нормативного правового акта должен предусматривать положение о порядке его вступления в силу, согласно которому он вступает в силу с даты вступления в силу акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу акта Правительства Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются или признаются утратившими силу совместно или по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти. Нормативные правовые акты, изданные по согласованию с несколькими федеральными органами исполнительной власти, изменяются или признаются утратившими силу (не подлежащими применению) по согласованию с теми федеральными органами исполнительной власти, интересы которых затрагивают такие изменения или признание утратившими силу (не подлежащими применению).
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральным органом исполнительной власти может быть издан нормативный правовой акт о приостановлении действия (неприменении) нормативного правового акта или его отдельных положений с указанием срока, на который осуществляется такое приостановление (устанавливается неприменение).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2023 N 218)
(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1048)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае передачи полномочий по осуществлению нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности реорганизованного (преобразованного), упраздненного федерального органа исполнительной власти одному федеральному органу исполнительной власти федеральный орган исполнительной власти, которому переданы указанные полномочия, утверждает новый нормативный правовой акт в пределах таких полномочий и признает нормативный правовой акт реорганизованного (преобразованного), упраздненного федерального органа исполнительной власти не подлежащим применению, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов реорганизованного (преобразованного), упраздненного федерального органа исполнительной власти федеральным органом исполнительной власти, которому переданы указанные полномочия.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.03.2016 N 222)
В случае передачи полномочий по осуществлению нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности федерального органа исполнительной власти без его реорганизации (преобразования), упразднения другому (другим) федеральному органу исполнительной власти одновременно с утверждением федеральным органом исполнительной власти, которому переданы указанные полномочия, в пределах таких полномочий нового нормативного правового акта федеральный орган исполнительной власти, полномочия по осуществлению нормативно-правового регулирования которого переданы, признает утратившим силу ранее изданный им в пределах таких полномочий нормативный правовой акт.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.03.2016 N 222)
Нормативный правовой акт переименованного федерального органа исполнительной власти изменяется или признается утратившим силу нормативным правовым актом, издаваемым этим федеральным органом исполнительной власти.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)
(п. 7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29.11.2012 N 1235)
(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2019 N 1200)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 N 890)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
наименование органа (органов), издавшего акт;
наименование вида акта и его название;
дата подписания (утверждения) акта и его номер;
наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 11.02.1999 N 154)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей