Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 21 февраля 2024 г. N 201

ПОЛОЖЕНИЕ

О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

1. Настоящее Положение устанавливает порядок реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" (далее - мероприятия по обучению).

Реализация мероприятий по обучению осуществляется в целях приобретения или развития гражданами имеющихся знаний, компетенций и навыков для обеспечения их занятости.

2. К гражданам, имеющим право принять участие в мероприятиях по обучению, относятся следующие категории:

а) граждане в возрасте 50 лет и старше, граждане предпенсионного возраста;

б) граждане, фактически осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

в) женщины, не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей дошкольного возраста в возрасте от 0 до 7 лет включительно;

г) инвалиды;

д) граждане, обратившиеся в органы службы занятости в целях поиска работы;

е) безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости;

ж) работники, находящиеся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников;

з) граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Украины, которые получили удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;

и) ветераны боевых действий, принимавшие участие (содействовавшие выполнению задач) в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 г., на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 г., уволенные с военной службы (службы, работы);

к) лица, принимавшие в соответствии с решениями органов публичной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 г.;

л) члены семей лиц, указанных в подпунктах "и" и "к" настоящего пункта, погибших (умерших) при выполнении задач в ходе специальной военной операции (боевых действий), члены семей лиц, указанных в подпунктах "и" и "к" настоящего пункта, умерших после увольнения с военной службы (службы, работы), если смерть таких лиц наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного ими при выполнении задач в ходе специальной военной операции (боевых действий);

м) молодежь в возрасте до 35 лет включительно, относящаяся к категориям:

граждан, которые со дня окончания военной службы по призыву не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более;

граждан, не имеющих среднего профессионального образования, высшего образования и не обучающихся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования (в случае обучения по основным программам профессионального обучения);

граждан, которые со дня выдачи им документа об образовании и (или) о квалификации не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более;

граждан, находящихся под риском увольнения (планируемых к увольнению в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможным расторжением трудовых договоров);

граждан, завершающих обучение по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования в текущем календарном году (за исключением получивших грант на обучение или обучающихся по договорам о целевом обучении), обратившихся в органы службы занятости, для которых отсутствует подходящая работа по получаемой профессии (специальности).

3. Гражданин может принять участие в мероприятиях по обучению один раз в период реализации федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография".

Гражданин, отчисленный за неуспеваемость или нерегулярное посещение занятий без уважительной причины, а также отчисленный по собственному желанию более одного раза, лишается права участия в мероприятиях по обучению.

Гражданин может принять участие в мероприятиях по обучению, если он не являлся участником мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2023 г. N 2021 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2024 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

4. Организация мероприятий по обучению осуществляется получателями грантов в форме субсидий, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации (далее - федеральные операторы).

5. Реализация мероприятий по обучению осуществляется путем обучения отдельных категорий граждан, указанных в пункте 2 настоящего Положения, по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки) и основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих, служащих) (далее - образовательные программы) и завершается итоговой аттестацией в форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и выдачей документа о квалификации не позднее 15 рабочих дней после итоговой аттестации.

Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере занятости населения, в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, определяют представителя (представителей) работодателей и (или) объединений работодателей (общественных деловых организаций), подлежащих включению в состав аттестационных (экзаменационных) комиссий по проведению итоговой аттестации.

6. Условиями участия гражданина в мероприятиях по обучению являются:

а) отнесение его к одной из категорий граждан, установленных пунктом 2 настоящего Положения (далее - участник мероприятий по обучению);

б) получение предусмотренной пунктом 13 настоящего Положения рекомендации государственного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации в целях осуществления полномочий в сфере занятости населения (далее - государственные учреждения службы занятости);

в) заключение с использованием единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - портал "Работа в России") одного из договоров, указанных в пункте 19 настоящего Положения.

7. Граждане из числа молодежи в возрасте до 30 лет имеют приоритетное право на участие в мероприятиях по обучению.

8. К освоению дополнительных профессиональных программ при получении дополнительного профессионального образования допускаются:

а) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

б) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

9. Для участия в мероприятиях по обучению граждане подают с использованием портала "Работа в России" заявление о прохождении профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (далее - заявление) и дают согласие государственному учреждению службы занятости на получение государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (далее - государственная услуга по профессиональной ориентации).

При подаче заявления гражданин выбирает образовательную программу и организацию, осуществляющую образовательную деятельность, а также период обучения.

Выбор образовательной программы осуществляется из перечня образовательных программ, востребованных в субъекте Российской Федерации, в государственное учреждение службы занятости которого гражданин обратился в целях получения государственной услуги по профессиональной ориентации.

Гражданину, желающему принять участие в мероприятиях по обучению, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления необходимо обратиться в государственное учреждение службы занятости для представления документов, подтверждающих соответствие его категориям граждан, установленным пунктом 2 настоящего Положения.

В случае если обучение начинается позднее 10 рабочих дней с даты принятия государственным учреждением службы занятости решения о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования, гражданин повторно представляет документы, подтверждающие соответствие его категориям граждан, установленным пунктом 2 настоящего Положения, в государственное учреждение службы занятости не позднее 15 рабочих дней до начала обучения.

10. Прием, учет, хранение, распределение, маршрутизация и изменение заявления осуществляются с использованием портала "Работа в России".

Федеральные операторы и организации, осуществляющие образовательную деятельность, вносят сведения, касающиеся мероприятий по обучению, с использованием личных кабинетов портала "Работа в России" и несут ответственность за достоверность представленной информации.

11. Государственные учреждения службы занятости оказывают содействие гражданам в подаче заявления путем предоставления доступа к техническим средствам связи, а также оказания консультационных услуг.

Государственные учреждения службы занятости вправе запрашивать у граждан, подавших заявление, документы, подтверждающие их соответствие категориям граждан, установленным пунктом 2 настоящего Положения, а также запрашивать сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Перечень рекомендуемых документов, подтверждающих отнесение граждан к категориям участников мероприятий по обучению, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

12. Государственное учреждение службы занятости уведомляет гражданина, подавшего заявление, о ходе рассмотрения заявления с использованием портала "Работа в России" путем автоматизированного формирования и передачи текстовых сообщений на адрес его электронной почты.

13. Государственное учреждение службы занятости оказывает государственную услугу по профессиональной ориентации в соответствии со стандартом процесса осуществления полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

По итогам предоставления государственной услуги по профессиональной ориентации государственное учреждение службы занятости формирует заключение для гражданина, подавшего заявление, содержащее одну из следующих рекомендаций:

а) целесообразность прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по выбранной образовательной программе;

б) нецелесообразность прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;

в) целесообразность прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования при условии изменения выбранной в соответствии с абзацем вторым пункта 9 настоящего Положения образовательной программы.

14. В случае согласия гражданина на изменение выбранной образовательной программы в соответствии с рекомендацией, указанной в подпункте "в" пункта 13 настоящего Положения, гражданин отзывает заявление и подает новое заявление.

15. Государственные учреждения службы занятости в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты направления гражданином заявления, принимают решение о прохождении профессионального обучения, или получении дополнительного профессионального образования гражданином, или об отказе от прохождения профессионального обучения или получения им дополнительного профессионального образования.

16. Федеральные операторы заключают с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере занятости населения, соглашения, определяющие условия и порядок их взаимодействия по организации мероприятий по обучению, а также при реализации мероприятий по содействию занятости граждан, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, по типовой форме, утверждаемой Федеральной службой по труду и занятости.

17. В случае направления государственными учреждениями службы занятости безработных граждан на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования в рамках соглашений, указанных в пункте 16 настоящего Положения, на таких безработных граждан распространяются гарантии и меры поддержки, предусмотренные законодательством в сфере занятости населения, в том числе право на получение пособия по безработице.

По запросу государственных учреждений службы занятости организации, осуществляющие образовательную деятельность, представляют необходимые документы и сведения для выплаты пособия по безработице участникам мероприятий по обучению, а также для предоставления им иных гарантий и мер поддержки, предусмотренных законодательством в сфере занятости населения.

18. Федеральные операторы совместно с государственными учреждениями службы занятости содействуют занятости участников мероприятий по обучению по итогам прохождения ими профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

19. В целях организации обучения и содействия занятости участников мероприятий по обучению заключается с использованием портала "Работа в России" один из следующих договоров:

а) трехсторонний договор между участником мероприятий по обучению, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и работодателем;

б) трехсторонний договор между участником мероприятий по обучению, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и государственным учреждением службы занятости;

в) двусторонний договор между участником мероприятий по обучению и работодателем, являющимся организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

20. Договор, указанный в подпункте "б" пункта 19 настоящего Положения, заключается в случае, если участник мероприятия по обучению относится к категории граждан, указанной в подпункте "е" пункта 2 настоящего Положения, и с ним не заключены договоры, указанные в подпунктах "а" и "в" пункта 19 настоящего Положения.

21. Государственное учреждение службы занятости не позднее 10 рабочих дней до начала обучения формирует с использованием портала "Работа в России" проект одного из договоров, указанных в пункте 19 настоящего Положения, и направляет его на подписание:

договор, указанный в подпунктах "а" и "в" пункта 19 настоящего Положения, - работодателю и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность;

договор, указанный в подпункте "б" пункта 19 настоящего Положения, - организации, осуществляющей образовательную деятельность, и государственному учреждению службы занятости.

Лица и организации, указанные в настоящем пункте, подписывают или отказываются от подписания одного из договоров, указанных в пункте 19 настоящего Положения, не позднее 4 рабочих дней до начала обучения.

22. После подписания одного из договоров, указанных в пункте 19 настоящего Положения, государственное учреждение службы занятости направляет гражданину с использованием портала "Работа в России" такой договор с соответствующим уведомлением.

Гражданин подписывает или отказывается от подписания договора, направленного ему государственным учреждением службы занятости, не позднее 2 рабочих дней до начала обучения.

23. Основаниями для отказа государственным учреждением службы занятости гражданину в прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования являются:

а) несоответствие гражданина, желающего принять участие в мероприятиях по обучению, категории, указанной в пункте 2 настоящего Положения;

б) отказ гражданина, желающего принять участие в мероприятиях по обучению, от представления документов (непредставление документов), подтверждающих соответствие категории, указанной в пункте 2 настоящего Положения, участника мероприятий по обучению;

в) представление гражданином, желающим принять участие в мероприятиях по обучению, недостоверной информации для участия в мероприятиях по обучению;

г) наличие заключения с рекомендацией, указанной в подпункте "б" пункта 13 настоящего Положения;

д) наличие заключения с рекомендацией, указанной в подпункте "в" пункта 13 настоящего Положения, и одновременный отказ гражданина от изменения выбранной образовательной программы;

е) несоответствие выбранной гражданином, желающим принять участие в мероприятиях по обучению, образовательной программы перечню образовательных программ субъекта Российской Федерации, в государственное учреждение службы занятости которого гражданин обратился в целях получения государственной услуги по профессиональной ориентации;

ж) незаключение одного из договоров, указанных в пункте 19 настоящего Положения.

24. Основанием для отказа федеральными операторами гражданину в прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования является несоответствие уровня образования гражданина выбранной образовательной программе.

В случае принятия такого решения федеральные операторы уведомляют об этом гражданина с использованием портала "Работа в России".

25. Организация профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования осуществляются непосредственно федеральными операторами или на основании договоров (контрактов), заключаемых федеральными операторами с организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Оплата обязательств, определенных договором (контрактом), осуществляется федеральными операторами в следующем порядке:

70 процентов суммы, предусмотренной договором (контрактом), - при предоставлении акта выполненных работ (услуг) по профессиональному обучению и (или) дополнительному профессиональному образованию;

30 процентов суммы, предусмотренной договором (контрактом), - при подтверждении занятости участника мероприятий по обучению.

Выполнение обязательств по договорам (контрактам) подтверждается актом выполненных работ (услуг), который должен содержать информацию о документах о квалификации, выдаваемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участникам мероприятий по обучению в соответствии с законодательством об образовании в Российской Федерации, а также сроках их направления участникам мероприятий по обучению, прошедшим профессиональное обучение и получившим дополнительное профессиональное образование.

26. Федеральные операторы проводят предварительный квалификационный отбор организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в субъектах Российской Федерации для реализации образовательных программ. При организации отбора учитываются материально-технические и кадровые условия, имеющиеся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для реализации образовательных программ, а также наличие опыта реализации аналогичных программ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. По итогам отбора федеральные операторы по согласованию с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и (или) Министерством просвещения Российской Федерации утверждают перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и образовательных программ в субъектах Российской Федерации и размещают указанные перечни на официальных сайтах федеральных операторов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

27. В целях обеспечения организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования Федеральная служба по труду и занятости формирует (по субъектам Российской Федерации, в том числе по федеральным операторам, по отдельным категориям участников мероприятий по обучению) квоты на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование с учетом численности экономически активного населения субъекта Российской Федерации и корректирующего коэффициента, отражающего напряженность ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации (отношение численности незанятых граждан к количеству свободных рабочих мест и вакантных должностей, имеющихся в базах данных государственных учреждений службы занятости), а также на основании предложений исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере занятости населения.

28. На основании оценки ситуации на рынке труда, в том числе качественного состава граждан, ищущих работу, структурного и отраслевого соотношения свободных рабочих мест и вакантных должностей, имеющихся в базах данных государственных учреждений службы занятости, потенциала обеспечения занятости граждан по итогам обучения, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере занятости населения, направляют федеральным операторам предложения о распределении указанной в пункте 27 настоящего Положения квоты, установленной субъекту Российской Федерации, по образовательным программам.

29. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование осуществляются по образовательным программам, входящим в перечень востребованных в субъекте Российской Федерации образовательных программ, сформированный федеральными операторами на основании предложений исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере содействия занятости населения.

Для категории граждан, указанной в подпункте "д" пункта 2 настоящего Положения, обучение организуется в соответствии с перечнем приоритетных направлений подготовки, специальностей, профессий для организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография", утвержденным решением межведомственной рабочей группы по восстановлению рынка труда, образованной в соответствии с решением Председателя Правительства Российской Федерации.

30. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, формирует аннотацию образовательной программы, включенной в перечни, указанные в пункте 29 настоящего Положения, направляет ее на согласование федеральному оператору и после согласования с федеральным оператором с использованием портала "Работа в России" направляет ее на согласование в исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере занятости населения.

Исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере занятости населения, не позднее 3 рабочих дней со дня направления аннотации образовательной программы согласовывает ее или отказывает в ее согласовании.

31. Основаниями для отказа в согласовании аннотации образовательной программы являются:

а) наличие противоречий законодательству Российской Федерации;

б) наличие признаков дискриминации (по национальному, половому, возрастному признакам);

в) наличие грамматических, орфографических и логических ошибок;

г) несоответствие образовательной программы актуальным потребностям регионального рынка труда субъекта Российской Федерации;

д) наличие в сведениях информации, не относящейся к образовательной программе.

32. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, в установленных ими порядках и формах осуществляют внутренний мониторинг качества профессионального обучения и дополнительного профессионального образования участников мероприятий по обучению.

Федеральные операторы осуществляют оценку качества профессионального обучения и дополнительного профессионального образования участников мероприятий по обучению на основании разработанной ими риск-ориентированной модели, которая может включать в себя сбор данных фото- и (или) видеофиксации оказания образовательных услуг или данных, получаемых посредством смс-опросов участников мероприятий по обучению, использования систем автоматизированных процедур наблюдения и контроля за дистанционным испытанием, а также иных данных, необходимых для осуществления мониторинга.

Отчет о проведении указанной оценки качества образования федеральные операторы направляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации 2 раза в год (не позднее 1 июня и не позднее 1 декабря).

КонсультантПлюс: примечание.

П. 33 вступает в силу с 01.01.2025.

33. Участники мероприятий по обучению после завершения мероприятий по обучению могут оценить с использованием портала "Работа в России" выбранную ими образовательную программу и организацию, осуществляющую образовательную деятельность.