Утвержден

приказом Росстата

от 21.02.2024 N 67

ПОРЯДОК

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ

СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Росстата от 29.07.2024 N 328)

1. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля в Федеральной службе государственной статистики (далее - Порядок) устанавливает правила организации и осуществления Росстатом и его территориальными органами внутреннего финансового контроля.

2. Внутренний финансовый контроль является внутренним непрерывным процессом, направленным на:

соблюдение установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий;

повышение экономности и результативности использования бюджетных средств, а также достижение целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств (качества финансового менеджмента), характеризующих результаты выполнения бюджетных процедур путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.

3. Внутренний финансовый контроль осуществляется должностными лицами Росстата, выполняющими операции (действия) по выполнению бюджетных процедур.

4. Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении следующих бюджетных процедур.

4.1. В Росстате:

составление и представление документов в Министерство финансов Российской Федерации, необходимых для составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;

составление и представление документов в Федеральное казначейство, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам и расходам федерального бюджета;

составление и представление документов в Министерство финансов Российской Федерации, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам федерального бюджета;

составление, утверждение и ведение бюджетной росписи Росстата;

составление, утверждение и ведение бюджетной сметы;

исполнение бюджетной сметы;

принятие в пределах, доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;

осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);

принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);

принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в федеральный бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);

формирование первичных учетных документов, необходимых для ведения бюджетного учета;

исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации в лице Федеральной службы государственной статистики, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения, подведомственного Росстату;

формирование и утверждение государственного задания в отношении подведомственных Росстату федеральных государственных бюджетных учреждений;

распределение лимитов бюджетных обязательств по территориальным органам Росстата;

осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

(абзац введен Приказом Росстата от 29.07.2024 N 328)

4.2. В территориальных органах Росстата:

составление и представление в Росстат документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта федерального бюджета;

составление, утверждение и ведение бюджетных смет;

исполнение бюджетной сметы;

принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;

осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);

принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);

принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в федеральный бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);

формирование первичных учетных документов, необходимых для ведения бюджетного учета;

исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации в лице Федеральной службы государственной статистики;

осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

(абзац введен Приказом Росстата от 29.07.2024 N 328)

5. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем проведения контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, обеспечению достоверности бюджетной отчетности.

6. К контрольным действиям относятся:

проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения;

подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур);

сверка данных;

сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур.

7. К способам осуществления контрольных действий (способ контроля) относятся:

сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры);

выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры).

8. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы внутреннего финансового контроля (метод контроля) - самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности.

Самоконтроль осуществляется сплошным способом, путем контроля должностными лицами структурных подразделений Росстата и отделов территориальных органов Росстата, выполняющих бюджетные процедуры, при проведении проверки выполняемых ими бюджетных операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур) на соответствие бюджетному законодательству и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения и (или) обусловливающим расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, требованиям внутренних стандартов и процедур.

Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным и (или) выборочным способом путем подтверждения (согласования) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами:

в Росстате - заместителями руководителя, начальниками управлений (заместителями начальников управлений), начальниками отделов (заместителями начальников отделов), выполняющими бюджетные процедуры;

в территориальных органах Росстата - руководителями (заместителями руководителя), начальниками отделов (заместителями начальников отделов), выполняющими бюджетные процедуры.

Контроль по уровню подведомственности осуществляется Росстатом в целях реализации бюджетных полномочий сплошным и (или) выборочным способом заместителями руководителя, начальниками управлений (заместителями начальников управлений), начальниками отделов (заместителями начальников отделов) Росстата в отношении процедур и операций, совершенных территориальными органами Росстата, федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Росстату, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки (мониторинга) Росстатом информации об организации и результатах выполнения бюджетных процедур территориальными органами Росстата, федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Росстату.

9. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях Росстата, территориальных органах Росстата, осуществляется с соблюдением периодичности, методов и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля, сформированных по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

10. Карты внутреннего финансового контроля утверждаются до начала очередного финансового года:

в Росстате заместителем руководителя Росстата, координирующим и контролирующим деятельность управления Росстата, ответственного за результат бюджетной процедуры;

в территориальном органе Росстата - руководителем территориального органа Росстата.

11. Процесс формирования (актуализация) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:

а) оценка операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур) с точки зрения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение бюджетных процедур (далее - бюджетные риски), в целях определения применяемых к ним методов контроля, контрольных действий и способов их осуществления;

б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости осуществления контрольных действий, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в ней предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры), периодичности выполнения операций, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля, контрольные действия, способах проведения контрольных действий и периодичности контрольных действий, а также подпись лиц, осуществляющих контрольные действия.

12. Формирование карты внутреннего финансового контроля осуществляется начальниками структурных подразделений Росстата и начальниками отделов территориальных органов Росстата, ответственных за результаты выполнения бюджетных процедур.

13. Карта внутреннего финансового контроля и перечень операций могут актуализироваться в течение финансового года.

14. Актуализация карт внутреннего финансового контроля и перечня операций проводится:

при принятии заместителем руководителя Росстата, координирующим и контролирующим деятельность структурного подразделения Росстата, ответственного за результат бюджетной процедуры, руководителем территориального органа Росстата решения о внесении изменений в карту внутреннего финансового контроля;

в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения бюджетных процедур;

в случае смены должностных лиц, ответственных за выполнение операции, и (или) должностных лиц, осуществляющих контрольное действие.

15. Хранение карт внутреннего финансового контроля и перечня операций осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность.

16. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в Журналах учета результатов внутреннего финансового контроля на отчетную дату (далее - Журнал) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.

17. Ведение Журнала осуществляется в каждом структурном подразделении Росстата, отделе территориального органа Росстата, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур, в том числе с применением автоматизированных информационных систем (при наличии).

18. Записи в Журнал вносятся по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке. Журналы формируются и брошюруются в хронологическом порядке.

19. Хранение Журналов осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность.

20. Журналы в структурных подразделениях Росстата, ответственных за выполнение бюджетных процедур, отделах территориальных органов Росстата, формируются ежеквартально и подписываются начальником соответствующего структурного подразделения.

21. Структурные подразделения Росстата, ответственные за выполнение бюджетных процедур, на основании данных Журналов, представляют служебную записку с информацией о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Информация) заместителям руководителя Росстата, координирующим и контролирующим деятельность соответствующих структурных подразделений Росстата, ответственных за результат бюджетных процедур.

Отделы территориальных органов Росстата, ответственные за выполнение бюджетных процедур, представляют Информацию руководителю (заместителю руководителя) соответствующего территориального органа Росстата.

Информация представляется ежеквартально в срок, не превышающий десяти рабочих дней после завершения отчетного периода.

22. Заместители руководителя Росстата, координирующие и контролирующие деятельность структурных подразделений Росстата, ответственные за результаты бюджетных процедур, руководители (заместители руководителя) территориальных органов Росстата по итогам рассмотрения Информации могут принимать решения с указанием сроков их выполнения, направленные:

на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;

на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;

на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий Росстата, территориальных органов Росстата;

на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

на изменение внутренних стандартов и процедур;

на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;

на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих бюджетные процедуры;

на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;

на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Росстата, территориальных органов Росстата.

23. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля в Росстате, территориальных органах Росстата учитывается поступившая в Росстат, территориальные органы Росстата информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, информация о нарушениях, выявленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, а также размещенные в текущем календарном году и в течение предыдущего календарного года на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" квартальные (годовые) отчеты указанного Министерства о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого Росстатом (в части главного администратора бюджетных средств).

24. Оценка надежности внутреннего финансового контроля в структурных подразделениях Росстата осуществляется структурным подразделением Росстата, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита в рамках проведения аудиторского мероприятия. В территориальных органах Росстата - руководителями территориальных органов Росстата.