17. Рекомендуемый подход к организации подготовки наземных служб (аэродромной, спецтранспорта, электросветотехнического обеспечения полетов, эксплуатации зданий и сооружений) к работе в ОЗП (ВЛП)

17.1. В приоритетные направления подготовки наземных служб к ОЗП (ВЛП) целесообразно включать:

планирование мероприятий по подготовке наземных служб к ОЗП (ВЛП);

теоретическую подготовку работников наземных служб к предстоящему периоду;

практические мероприятия по подготовке к предстоящему периоду аэродромов, аэродромных зданий и сооружений, спецтранспорта и средств механизации, электросветотехнического оборудования, систем тепло-, водо-, энергоснабжения и канализации, водосточно-дренажных систем аэродромов, аварийных источников энергоснабжения аэродрома;

проверку знаний персоналом наземных служб:

требований нормативных документов, регламентирующих их деятельность;

особенностей эксплуатации аэродромов;

спецтранспорта;

аэродромных средств механизации;

зданий и сооружений;

электросветотехнического оборудования;

систем тепло-, водо-, энергоснабжения и канализации;

водосточно-дренажных систем аэродромов;

аварийных источников энергоснабжения аэродрома;

проверку технического состояния спецтранспорта и средств механизации наземных служб, в том числе работоспособности средств внутриаэропортовой радиосвязи с органом ОВД, диспетчерами служб, с должностным лицом службы, ответственным за производство работ;

планирование мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов и снижению риска столкновения ВС с животными;

контроль и анализ хода подготовки наземных служб к работе в ОЗП (ВЛП);

допуск работников наземных служб и спецтранспорта к работе в предстоящий период.

17.2. Рекомендуется разрабатывать план подготовки наземных служб к работе в ОЗП (ВЛП), при составлении которого необходимо предусматривать мероприятия, направленные на исключение ранее имевших место недостатков.

17.3. Теоретическая подготовка работников наземных служб к работе в ОЗП (ВЛП) может совмещаться с теоретической подготовкой, проводимой в службах с целью поддержания уровня профессиональной подготовленности специалистов.

Занятия рекомендовано проводить руководящим составом и наиболее подготовленными специалистами наземных служб.

17.4. В процессе проведения теоретической подготовки, как правило, изучаются особенности эксплуатации и содержания в ОЗП (ВЛП) аэродромов, спецтранспорта, аэродромных средств механизации, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций.

Рекомендуется повторить положения документов, таких как:

технология взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полеты ВС (с произошедшими изменениями);

руководство по аэродрому в части, касающейся деятельности конкретного подразделения организации;

инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на аэродроме;

правила подъезда (отъезда) спецтранспорта к ВС;

схема расстановки и организации движения на аэродроме ВС, спецтранспорта и средств механизации;

анализы состояния обеспечения безопасности полетов ВС, обстоятельства и причины авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений ВС на земле, задержек вылетов ВС по вине наземных служб в предшествующие аналогичные периоды.

Проводится разбор причин характерных отказов и неисправностей средств аэродромного и электросветотехнического обеспечения полетов ВС;

причин, связанных с нарушениями правил эксплуатации аэродромов, спецтранспорта, средств механизации, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, электроустановок и аварийных источников энергоснабжения в ОЗП (ВЛП).

17.5. По окончании теоретической подготовки у работников наземных служб рекомендуется проверять знания особенностей работы в предстоящий период и нормативных документов, регламентирующих их деятельность.

Результаты проверки знаний, как правило, оформляются протоколами.

17.6. С работниками наземных служб, своевременно не прошедшими подготовку к работе в ОЗП (ВЛП) по уважительной причине, рекомендовано проводить дополнительные мероприятия по подготовке к работе в предстоящий период.

17.7. Как правило, работники наземных служб (подразделений) допускаются к работе в ОЗП (ВЛП) распорядительным документом по итогам проверки знаний.

17.8. Подготовка к предстоящему периоду аэродромов, аэродромных зданий и сооружений, спецтранспорта и средств механизации, электросветотехнического оборудования, систем тепло-, водо-, энергоснабжения и канализации, водосточно-дренажных систем аэродромов, аварийных источников энергоснабжения аэродрома осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих деятельность наземных служб.

17.9. Рекомендовано проводить ревизию технического состояния инженерных сооружений и систем водопровода, канализации, теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования, котельного оборудования, природоохранных объектов. При обнаружении недостатков принимать меры по их устранению.

17.10. Целесообразно проводить обследование состояния искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянок, перронов, концевых полос торможения, грунтовых элементов летного поля аэродромов, водосточно-дренажной сети.

Проверять состояние дневной маркировки аэродромных покрытий, маркировочное оборудование грунтовых аэродромов, светоограждение высотных препятствий. Обновлять маркировки аэродромов осуществляется к каждому периоду эксплуатации.

По результатам подготовки объектов аэродрома к ОЗП (ВЛП), как правило, оформляются акты с указанием несоответствий требованиям нормативных документов.

Рекомендуется принимать меры по устранению несоответствий, влияющих на безопасность полетов, в том числе принятие эквивалентных мер.

17.11. Как правило, проводится сезонное ТО спецтранспорта и аэродромных средств механизации, светосигнального и электротехнического оборудования в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации предприятий-изготовителей с последующей записью в формулярах о проделанной работе.

ТО спецтранспорта и средств механизации к работе к ОЗП (ВЛП) рекомендуется осуществлять в соответствии с предварительно составленным графиком.

Особое внимание целесообразно уделять подготовке средств измерения коэффициента сцепления на ИВПП, проводить их ТО, при необходимости метрологическую поверку и калибровку приборов в соответствии с разработанными графиками.

17.12. На аэродроме и прилегающей к нему территории рекомендуется проверять состояние предупреждающих дорожных знаков, разметки пешеходных переходов и обновлять их покраску.

17.13. При подготовке к работе в ОЗП рекомендовано:

в соответствии с годовыми планами в летнее время и непосредственно в период подготовки к ОЗП выполнять работы по текущему ремонту элементов аэродромов, аэродромных зданий и сооружений, внутриаэропортовых и подъездных дорог, водосточно-дренажной сети, систем светосигнального оборудования, объектов тепло-, энерго- и водоснабжения, канализационных сетей;

проводить подготовку (ремонт) техники зимнего содержания аэродромов;

разрабатывать (уточнять) план зимнего содержания аэродрома и технологические карты, в которых определяется очередность очистки элементов летного поля при выпадении осадков, указываются процедуры и ограничения, вводимые при интенсивных осадках, количество техники и персонала, участвующего в подготовке аэродрома к полетам, производится расчет времени на очистку элементов летного аэродрома и противогололедную обработку в зависимости от количества и вида выпавших осадков, температуры наружного воздуха, скорости и направления ветра;

заготавливать необходимое количество химических реагентов для противогололедной обработки элементов летного поля, ГСМ для резервных электроустановок. При этом необходимое количество химических реагентов определяется на основе статистических данных за предыдущие периоды, с учетом вновь введенных и выведенных из эксплуатации элементов летного поля;

уточняются планы поставки котельного топлива на ОЗП, заготавливаются его необходимые запасы.

17.14. При подготовке к работе в ВЛП рекомендовано:

после схода снежного покрова проводить дефектовку искусственных покрытий ИВПП, РД, МС и перронов, внутрипортовых дорог, проверять состояние грунтовой части летного поля, элементов водосточно-дренажной сети;

планировать работы по текущему ремонту элементов аэродрома, восстановлению ровности поверхности грунтовых элементов летного поля и выполнению агротехнических мероприятий на грунтовых элементах аэродромах;

осуществлять заготовку материалов для текущего ремонта аэродрома, аэродромных зданий и сооружений, инженерных сетей в ВЛП;

обновлять дневную маркировку искусственных покрытий аэродрома, окраску арматуры огней светотехнических систем посадки, маркировку осветительных мачт, аэродромных зданий и сооружений, подлежащих маркировке;

заканчивать полугодовой регламент по обслуживанию светотехнических систем и проводить при необходимости работы по улучшению изоляции кабельных колец электропитания огней.

17.15. Рекомендуется руководству организации ГА проводить смотр спецтранспорта и средств механизации с целью определения их готовности к работе в предстоящий период, замечания к состоянию спецтранспорта и средств механизации заносить в акт смотра. На основании акта смотра разрабатывать план устранения замечаний со сроками исполнения. По решению руководства организации ГА может быть проведен повторный смотр.

Как правило, подготовленный спецтранспорт и средства механизации допускаются к работе в ОЗП (ВЛП) распорядительным документом по организации, составляется утвержденный руководителем организации ГА табель выделения спецтранспорта к работе на предстоящий период.

17.16. Наземные службы рекомендуется считать подготовленными к работе в предстоящий период, если:

запланированные мероприятия по подготовке аэродромов, спецтранспорта, аэродромных средств механизации, зданий и сооружений, систем светосигнального оборудования, объектов тепло-, энерго- и водоснабжения, канализационных сетей, аварийных источников энергоснабжения, внутриаэропортовых дорог и подъездных путей к объектам выполнены в полном объеме;

коэффициент исправности аэродромной техники, укомплектованность водительским составом, а также укомплектованность обслуживающим персоналом котельных составляет 90%;

подготовлено не менее 85% спецтранспорта;

создан необходимый запас химических реагентов для противогололедной обработки искусственных покрытий летного поля, противообледенительной обработки ВС и котельного топлива при подготовке к ОЗП;

спецтранспорт, работающий на летном поле в границах летной полосы, РД, на перронах и МС оборудован средствами связи и проблесковыми огнями;

проведена подготовка личного состава служб;

персонал и спецтранспорт по итогам подготовки к предстоящему периоду комиссиями организации признаны подготовленными к работе в ОЗП (ВЛП) и приказами по организации допущены к работе в предстоящий период.

17.17. Службе электросветотехнического обеспечения полетов обратить внимание на:

состояние объектов электроснабжения: просек (при наличии) линий централизованного электроснабжения, резервных источников электропитания, кабельных (воздушных) линий электропередачи;

функционирование автоматических выключателей, включение заградительных огней, прожекторного освещения;

визировка аэронавигационных огней системы светосигнального оборудования, работу аппаратуры дистанционного управления.