<Письмо> Рособрнадзора от 26.02.2024 N 04-53 <Об обязательной подаче заявления об участии в экзаменах при проведении ГИА по образовательным программам основного и среднего общего образования>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО

от 26 февраля 2024 г. N 04-53

Федеральная служба по надзору в сфере образования в целях организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее - ГИА) в соответствии с установленным законодательством в сфере образования информирует.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, Законом об образовании, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус", содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).

Частью 7 статьи 4 Закона об образовании установлено, что действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 59 Закона об образовании итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено Законом об образовании.

Частью 4 статьи 59 Закона об образовании установлено, что итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.

Следовательно, государственная итоговая аттестация является обязательной для обучающихся, завершающих освоение имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования.

Частью 5 статьи 59 Закона об образовании установлено, что формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (Министерством просвещения Российской Федерации), совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки), если иное не установлено Законом об образовании.

В целях реализации нормы, установленной частью 5 статьи 59 Закона об образовании, Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки изданы следующие нормативные правовые акты:

1) Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 г. N 232/551 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2023 г., регистрационный N 73292) (далее - Порядок ГИА-9);

2) Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 г. N 233/552 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2023 г., регистрационный N 73314) (далее - Порядок ГИА-11).

Согласно пункту 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила), государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

правовую экспертизу соответствия нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, включающую в себя, в том числе проверку: наличия компетенции на издание нормативного правового акта; проведения в отношении проекта нормативного правового акта обязательных процедур, предусмотренных Правилами, и документов (в том числе заключений, протоколов), подтверждающих проведение указанных обязательных процедур; положений нормативного правового акта на предмет соответствия нормам актов законодательства Российской Федерации; наличия в нормативном правовом акте обязательных требований (с учетом позиции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере установления и оценки применения обязательных требований); наличия нормативных правовых актов органа, представившего нормативный правовой акт на государственную регистрацию, регулирующих сходные отношения или имеющих идентичные названия, а также актов других органов, которые должны быть признаны утратившими силу (не подлежащими применению) одновременно со вступлением в силу представленного на государственную регистрацию нормативного правового акта; соблюдения разработчиком нормативного правового акта иных требований, содержащихся в Правилах;

антикоррупционную экспертизу этого акта;

принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

присвоение регистрационного номера;

занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, Порядок ГИА-9 и Порядок ГИА-11 являются нормативными правовыми актами, а также соответствуют законодательству Российской Федерации.

Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента Российской Федерации) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещаемые на интернет-портале "Российской газеты" (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение "Редакция "Российской газеты".

Порядок ГИА-9 опубликован 12 мая 2023 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации", номер опубликования: 0001202305120014, (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202305120014), а также 15 мая 2023 г. размещен на интернет-портале "Российской газеты" (https://rg.ru/documents/2023/05/15/prikaz232-551-site-dok.html).

Порядок ГИА-11 опубликован 16 мая 2023 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации", номер опубликования: 0001202305160003, (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202305160003), а также 17 мая 2023 г. размещен на интернет-портале "Российской газеты" (https://rg.ru/documents/2023/05/17/prikaz233-552-site-dok.html).

Также Порядок ГИА-9 и Порядок ГИА-11 размещены на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (https://obrnadzor.gov.ru/wp-content/uploads/2023/12/poryadok-provedeniya-gia-9.pdf, https://obrnadzor.gov.ru/wp-content/uploads/2023/12/poryadok-provedeniya-gia-11.pdf), в том числе в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

В соответствии с подпунктом 3 пункта 39 Порядка ГИА-9 в целях содействия проведению ГИА-9 организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, под подпись информируют участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА-9) и их родителей (законных представителей) о сроках, местах и порядке подачи заявлений об участии в ГИА-9, о сроках, местах и порядке проведения ГИА-9, в том числе об основаниях для удаления из пунктов проведения экзаменов (далее - ППЭ), о процедуре досрочного завершения экзамена по объективным причинам, правилах заполнения бланков и дополнительных бланков, о ведении в ППЭ и аудиториях видеозаписи (в случае если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования (далее - ОИВ), было принято решение об оборудовании ППЭ средствами видеонаблюдения), о порядке подачи и рассмотрения апелляций о нарушении Порядка ГИА-9 и о несогласии с выставленными баллами, о времени и месте ознакомления с результатами ГИА-9, а также о результатах ГИА-9, полученных участниками ГИА-9.

Согласно подпункту 4 пункта 44 Порядка ГИА-11 в целях содействия проведению экзаменов организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, под подпись информируют участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА-11) и их родителей (законных представителей) о сроках, местах и порядке подачи заявлений об участии в экзаменах, о местах и сроках проведения экзаменов, о порядке проведения экзаменов, в том числе об основаниях для удаления из ППЭ, о процедуре досрочного завершения экзамена по объективным причинам, правилах оформления экзаменационной работы, о ведении в ППЭ и аудиториях видеозаписи, о порядке подачи и рассмотрения апелляций о нарушении Порядка ГИА-11 и о несогласии с выставленными баллами, о времени и месте ознакомления с результатами экзаменов, а также о результатах экзаменов, полученных участниками ГИА-11.

Положения Порядка ГИА-9 и Порядка ГИА-11 обязательны для указанных в таких нормативных правовых актах органов государственной власти, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования, должностных лиц, участников ГИА-9 и участников ГИА-11, родителей (законных представителей) участников ГИА-9 и участников ГИА-11.

Необходимость подачи заявлений об участии в ГИА-9 регламентируется Порядком ГИА-9, необходимость подачи заявлений об участии в экзаменах регламентируется Порядком ГИА-11.

Пунктом 12 Порядка ГИА-9 установлено, что заявления с указанием учебных предметов, форм (формы) ГИА-9 (для лиц, указанных в подпункте 2 пункта 6 Порядка ГИА-9), языка, на котором планируется сдавать экзамены (в случае, установленном пунктом 9 Порядка), а также сроков участия в ГИА-9 (далее - заявления об участии в ГИА-9) подаются до 1 марта включительно лицами, указанными в пункте 6 Порядка ГИА-9 (за исключением экстернов), - в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, в которых указанные лица осваивают образовательные программы основного общего образования; экстернами - в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, выбранные экстернами для прохождения ГИА-9.

В соответствии с пунктом 13 Порядка ГИА-9 заявления об участии в ГИА-9 подаются лицами, указанными в пункте 6 Порядка ГИА-9, лично при предъявлении документов, удостоверяющих личность, или их родителями (законными представителями) при предъявлении документов, удостоверяющих личность, или уполномоченными лицами при предъявлении документов, удостоверяющих личность, и доверенности, оформленной в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации (далее - доверенность).

Пунктом 12 Порядка ГИА-11 установлено, что заявления с указанием выбранных учебных предметов, уровня единого государственного экзамена по математике (базовый или профильный), форм (формы) ГИА-11 (для лиц, указанных в подпункте 2 пункта 7 Порядка ГИА-11), языка, на котором планируется сдавать экзамены (в случае, установленном пунктом 10 Порядка ГИА-11), а также сроков участия в экзаменах (далее - заявления об участии в экзаменах) подаются до 1 февраля включительно лицами, указанными в пункте 7 Порядка ГИА-11 (за исключением экстернов), - в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в которых указанные лица осваивают образовательные программы среднего общего образования; экстернами - в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, выбранные экстернами для прохождения ГИА-11.

Заявления об участии в экзаменах подаются лицами, указанными в пункте 7 Порядка ГИА-11, лично при предъявлении документов, удостоверяющих личность, или их родителями (законными представителями) при предъявлении документов, удостоверяющих личность, или уполномоченными лицами при предъявлении доверенности.

Информация, вносимая в заявление об участии в ГИА-9 (заявление об участии в экзаменах) необходима для распределения участников ГИА-9 (участников ГИА-11) на экзамены, в том числе по выбранным ими учебным предметам, срокам и формам ГИА-9 (ГИА-11).

Таким образом, подача заявления об участии в ГИА-9 является требованием Порядка ГИА-9, подача заявления об участии в экзаменах является требованием Порядка ГИА-11. Отсутствие указанных заявлений является препятствием для участия в ГИА-9 (ГИА-11).

В связи с вышеизложенным в целях противодействия нарушению норм, установленных Законом об образовании, Порядком ГИА-9 и Порядком ГИА-11, обеспечения всем участникам ГИА конституционного права на образование просим донести вышеуказанную информацию до сведения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования, участников ГИА-9, участников ГИА-11, родителей (законных представителей) участников ГИА-9 и участников ГИА-11, а также провести дополнительную разъяснительную работу по вопросам соблюдения норм законодательства в сфере образования.

И.К.КРУГЛИНСКИЙ