<Письмо> Росреестра от 10.10.2023 N 11-9342-АБ/23 "О рассмотрении обращения"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 10 октября 2023 г. N 11-9342-АБ/23

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Росреестр рассмотрел обращение по вопросам, связанным с оборотоспособностью и использованием земельных участков в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов, и сообщает.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма Росреестра не являются нормативными правовыми актами и не запрещают руководствоваться положениями действующего законодательства.

В этой связи по поставленным в обращении вопросам Росреестр может выразить только свою точку зрения, не подлежащую обязательному применению на практике, которая заключается в следующем.

Согласно положениям Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

В соответствии с пунктом 2 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон (статья 16 Закона N 26-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 96 Земельного кодекса предусмотрено, что земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Учитывая изложенное, по мнению Росреестра, земельные участки, расположенные в границах первой зоны санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов полностью изъяты из оборота, государственная регистрация права собственности физических и юридических лиц на такие земельные участки не соответствует действующему законодательству. Земельные участки, расположенные в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в использовании в соответствии с положениями Закона N 26-ФЗ, такие земельные участки не являются ограниченными в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса и могут быть предоставлены в частную собственность в порядке, предусмотренном главой V.1 Земельного кодекса.

Вместе с тем лечебно-оздоровительные местности и курорты ранее были отнесены к особо охраняемым природным территориям, а после утраты ими соответствующего статуса в правоприменительной практике сложилась неоднозначная позиция в части необходимости сохранения ограничений, вытекающих из него (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ).

В связи с принятием Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 469-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 469-ФЗ) вносится правовая определенность в отношении правового режима лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Так, лечебно-оздоровительные местности, курорты, курортные регионы, созданные до дня вступления в силу Закона N 406-ФЗ, а также округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов, установленные до указанной даты, не являются особо охраняемыми природными территориями.

В этой связи, по мнению Росреестра, в силу положений, предусмотренных частью 11 статьи 16 Закона N 469-ФЗ, на земельные участки, расположенные в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые ранее были отнесены к особо охраняемым природным территориям, не распространяются ограничения оборотоспособности, предусмотренные статьей 27 Земельного кодекса.

В отношении использования земельных участков, расположенных в границах первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов после вступления в силу Закона N 469-ФЗ следует отметить, что в силу положений части 7 статьи 16 Закона N 469-ФЗ установленный до вступления в силу Закона N 469-ФЗ правовой режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов продолжает сохраняться до прекращения их существования в связи с установлением округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов.

А.И.БУТОВЕЦКИЙ