Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 сентября 2025 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467). Срок действия документа ограничен 1 сентября 2026 года.

XIV. Требования к обладателю свидетельства бортрадиста

14.1. Обладатель свидетельства бортрадиста (далее - бортрадист) должен:

а) быть старше 18 лет;

б) пройти подготовку по утвержденной программе и обладать знаниями в области:

правил, касающихся обладателя свидетельства бортрадиста;

правил, регулирующих эксплуатацию гражданских воздушных судов в части обязанностей бортрадиста;

основных метеорологических элементов, явлений и связанных с ними эксплуатационных аспектов;

опасных для полетов метеорологических явлений, особых условий погоды и связанных с ними эксплуатационных аспектов;

практической работы с метеорологическими кодами и прогнозами;

радиооборудования и его эксплуатация;

электрооборудования воздушных судов и его эксплуатации;

назначений средств сбора полетной информации, решаемых ими задач, правил эксплуатации;

назначений аварийно-спасательного снаряжения воздушных судов, правил эксплуатации;

правил ведения радиосвязи и фразеологии;

телеграфной азбуки; приема на слух сигналов азбуки Морзе;

работы на ключе;

возможностей человека применительно к бортрадисту, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;

в) иметь налет не менее 100 часов в качестве бортрадиста под наблюдением на воздушном судне, в который может включаться не более 50 часов налета, полученного на комплексном тренажере, имитирующем реальные условия полета. В ходе полетов кандидат должен получить опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях:

порядок действий в нормальных условиях:

ведение радиотелефонной и радиотелеграфной связи;

обычные действия в кабине экипажа на всех этапах полета;

координация действий экипажа и порядок действий в случае потери членами экипажа работоспособности;

выявление дефектов в авиационной технике;

действия в особых случаях и альтернативные (резервные) процедуры:

распознавание отклонений в функционировании бортовых систем;

применение особых и альтернативных (резервных) процедур;

порядок действий в аварийной обстановке:

распознавание аварийной обстановки;

применение соответствующего порядка действий в аварийной обстановке;

(пп. "в" в ред. Приказа Минтранса России от 16.09.2015 N 276)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) продемонстрировать способность выполнять в качестве бортрадиста воздушного судна обязанности и правила, указанные в подпункте "в" пункта 14.1 настоящих Правил, а также умение:

распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибки;

использовать бортовые системы с учетом характеристик и ограничений воздушного судна;

принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять наблюдение в полете;

применять знания в области аэронавигации;

выполнять все обязанности члена единого экипажа таким образом, чтобы гарантировать успешные результаты;

осуществлять действенное общение с другими членами летного экипажа;

д) иметь действующее медицинское заключение второго класса.

(в ред. Приказа Минтранса России от 02.02.2024 N 42)

(см. текст в предыдущей редакции)

14.2. Обладатель свидетельства бортрадиста при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.11 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может осуществлять функции бортрадиста на любых типах воздушных судов, на которых обладатель свидетельства продемонстрировал знания и умения, указанные в подпунктах "б" и "в" пункта 14.1 настоящих Правил. Практическую подготовку бортрадиста под наблюдением проводит обладатель свидетельства бортрадиста с квалификационной отметкой "инструктор".

(п. 14.2 в ред. Приказа Минтранса России от 16.09.2015 N 276)

(см. текст в предыдущей редакции)