Этап 1. Выявление проблемы семьи

Сообщения о фактах, свидетельствующих о возможном неблагополучии семьи, могут поступать от граждан, специалистов организаций и учреждений различных ведомств, работающих с семьей и детьми (участковые врачи, учителя, воспитатели детских садов, психологи, участковые полицейские) при личном обращении граждан в организации социального обслуживания, на телефон "Доверия", а также от родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей.

После приема информации специалистами организаций, осуществляющих социальное сопровождение, осуществляется предварительная оценка ее экстренности и проведение проверки, в ходе которой необходимо определить:

факты нарушения прав ребенка;

безопасность нахождения ребенка в семье;

установление контакта специалистов с семьей;

определение проблемных жизненных ситуаций и ресурсов членов семьи, в том числе составление (при необходимости) акта обследования материальных и жилищно-бытовых условий проживания семьи;

фиксирование информации о семье в журнале первичного учета семей, нуждающихся в социальном сопровождении;

оформление письменного заявления родителя (законного представителя несовершеннолетнего ребенка) при необходимости;

закрепление специалиста организации, осуществляющей социальное сопровождение (социального работника, специалиста по социальной работе), ответственного за работу с семьей (куратора).

В функциональные обязанности куратора входит: построение доверительных отношений с семьей, исследование природы проблем, ставших причиной семейного неблагополучия, привлечение семьи к получению услуг, адекватных потребностям как всей семьи, так и ее отдельных членов, координация и мониторинг процесса предоставления помощи семье.

Куратор должен обладать специальной подготовкой, знаниями особенностей психологии кризисной семьи, правил и принципов социальной работы с такими семьями, навыками эффективной коммуникации и вовлечения семьи в совместную деятельность по преодолению кризиса.