Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций
Субъектами государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих, саморегулируемые организации оценщиков, саморегулируемые организации кадастровых инженеров, национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и саморегулируемые организации операторов электронных площадок.
8. Предметом проверок является соблюдение саморегулируемыми организациями требований, установленных федеральными законами от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон о саморегулируемых организациях), от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о банкротстве), от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об оценочной деятельности), от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон о кадастровой деятельности) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере деятельности саморегулируемых организаций, касающиеся в том числе:
а) соответствия количества членов саморегулируемой организации количеству, предусмотренному обязательными требованиями;
б) разработки и установления условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях;
в) разработки и утверждения стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
г) обеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;
д) осуществления саморегулируемой организацией контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, иными федеральными законами, стандартами и правилами саморегулируемой организации, условиями членства в саморегулируемой организации, правилами деловой и профессиональной этики (в случаях, установленных федеральными законами), а также применения мер дисциплинарного воздействия;
е) обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов, соблюдения стандартов раскрытия информации, а также способов получения, использования, обработки, хранения и защиты информации;
ж) аттестации работников - членов саморегулируемой организации или сертификации произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), в случае если саморегулируемая организация обязана осуществлять аттестацию работников - членов такой саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг);
з) рассмотрения жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в случае если такое требование предусмотрено федеральным законом), стандартами и правилами саморегулируемой организации (в том числе в случаях, установленных федеральными законами, федеральными стандартами), а также условий членства в саморегулируемой организации;
и) осуществления мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, установленных уставом некоммерческой организации, стандартами и правилами саморегулируемой организации;
к) выполнения предписаний, выданных саморегулируемой организации органом по контролю (надзору).
Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержден приказом Росреестра от 31 декабря 2020 г. N П/0528 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставлении лицензий" (в редакции приказа Росреестра от 8 августа 2023 г. N П/0351), и размещен на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.rosreestr.ru (далее - официальный сайт Росреестра).
9. Количество подконтрольных субъектов.
По состоянию на 1 декабря 2023 г. в государственных реестрах саморегулируемых организаций содержатся сведения о 80 саморегулируемых организациях, функции по государственному контролю (надзору) за которыми возложены на Росреестр (50 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, 13 саморегулируемых организаций оценщиков, 3 саморегулируемые организации операторов электронных площадок, 13 саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров).
10. Данные о проведенных мероприятиях по контролю.
В 2023 году плановые проверки деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций оценщиков, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и саморегулируемых организаций операторов электронных площадок не проводились.
В отчетном периоде в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" внеплановые проверки проводились только по определенному перечню оснований.
В результате рассмотрения 456 жалоб на действия (бездействие) саморегулируемых организаций проведены 3 внеплановые проверки саморегулируемых организаций, выдано 3 предписания об устранении нарушений обязательных требований, составлен один протокол об административном правонарушении. За 9 месяцев 2023 года выдано 65 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
В ходе рассмотрения жалоб на действия (бездействие) саморегулируемых организаций арбитражных управляющих были выявлены следующие нарушения:
абзаца седьмого пункта 2 статьи 22, абзаца пятого пункта 2 статьи 20, абзаца второго пункта 2 статьи 20.1, пунктов 1 и 2 статьи 24.1 Федерального закона о банкротстве, выразившиеся в неисключении из состава членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, привлеченных к административной ответственности в виде дисквалификации, не заключивших договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего, не исполнявших обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве более трех лет подряд, и не сдавших повторно теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;
абзаца пятого пункта 2 статьи 22 Федерального закона о банкротстве, выразившиеся в нерассмотрении жалобы на действия члена саморегулируемой организации, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
пункта 1 статьи 45, пункта 2.1 статьи 201.1 Федерального закона о банкротстве, выразившиеся в представлении для утверждения конкурсными управляющими (внешними управляющими) в деле о банкротстве застройщика кандидатуры арбитражного управляющего, не аккредитованного публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства";
абзаца третьего пункта 4 статьи 22.1 Федерального закона о банкротстве, выразившееся в непредставлении в Росреестр информации о размере компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
пункта 6 статьи 25.1 Федерального закона о банкротстве, выразившееся в неосуществлении компенсационной выплаты в течение шестидесяти календарных дней с даты получения соответствующего требования или ненаправлении лицу, обратившемуся с требованием о компенсационной выплате, мотивированного отказа в ее выплате.
В деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров выявлены следующие нарушения:
пунктов 2, 3, 14 части 8 статьи 30, пункта 2 части 4 статьи 30.1 Федерального закона о кадастровой деятельности, выразившиеся в неосуществлении контроля за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований Федерального закона о кадастровой деятельности, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, неприменении в отношении своих членов предусмотренных Федеральным законом о саморегулируемых организациях мер дисциплинарной ответственности;
пункта 4 части 2, частью 4 статьи 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях, выразившиеся в неразмещении на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт саморегулируемой организации) решений, принятых постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации кадастровых инженеров;
пунктов 89.1, 89.3 Положения об осуществлении саморегулируемой организацией кадастровых инженеров контроля за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, рассмотрении жалоб на действия своих членов, порядке применения мер дисциплинарного воздействия, утвержденного Президиумом Ассоциации "Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров" (протокол от 14.11.2022 N 10/22), в части несоблюдения порядка принятия дисциплинарным органом саморегулируемой организации кадастровых инженеров мер дисциплинарного воздействия.
В деятельности саморегулируемых организаций оценщиков выявлены следующие нарушения:
абзацев четвертого, пятнадцатого части 2 статьи 22.2, части 5 статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности, пункта 6 Требований к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29.10.2020 N 718, выразившиеся в неосуществлении контроля за соблюдением своими членами требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики.
В отчетном периоде, как и в 2022 году, внеплановые проверки в связи с неисполнением ранее выданных предписаний Росреестра об устранении выявленных нарушений обязательных требований не проводились.
Также было проведено 130 контрольных мероприятий без взаимодействия с саморегулируемыми организациями, из них: 115 наблюдений за соблюдением саморегулируемыми организациями обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет", 15 наблюдений за соблюдением саморегулируемыми организациями обязательных требований посредством анализа информации об их деятельности либо действиях, которая предоставляется такими саморегулируемыми организациями (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем).
В результате мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций выявлены нарушения:
пункта 10 части 2 статьи 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях в части неразмещения плана проверок членов саморегулируемой организации на официальном сайте саморегулируемой организации;
пункта 8 части 2 статьи 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях, выразившиеся в неразмещении на официальном сайте саморегулируемой организации информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации на последнюю отчетную дату;
пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях, выразившиеся в неразмещении на официальном сайте саморегулируемой организации годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
пункта 1 части 2 статьи 7 и пункта 4 части 3 статьи 7.1 Федерального закона о саморегулируемых организациях, выразившиеся в отсутствии в реестре членов, размещенном на официальном сайте саморегулируемой организации, информации о действующих договорах страхования ответственности членов саморегулируемой организации;
пункта 4 части 2 статьи 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях, выразившиеся в неразмещении решений общих собраний членов саморегулируемой организации на официальном сайте саморегулируемой организации;
пункта 3 части 2 статьи 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях, выразившиеся в неразмещении на официальном сайте саморегулируемой организации информации о штатных должностях членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации;
пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях, выразившиеся в неразмещении на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторских заключений бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации;
части 4 статьи 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях, выразившиеся в несоблюдении периодичности размещения информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации, а также информации о фактах осуществления выплат из компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами и об основаниях таких выплат, если такие выплаты осуществлялись;
подпунктов "а" и "в" пункта 12 Требований N 678, выразившиеся в непредоставлении пользователям возможности поиска текстовой информации, размещенной на официальном сайте, и в непредоставлении пользователям сайта возможности определить дату и время размещения части документов и дату и время последнего изменения информации на официальном сайте.
По результатам проведенных мероприятий были направлены 39 предостережений об устранении нарушений и о недопустимости нарушений обязательных требований в дальнейшей деятельности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей