Срок действия документа ограничен 1 сентября 2026 года.

Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 28 июля 2020 г. N 1131

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ

В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

И ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ

от 20.07.2021 N 1223 (ред. 30.11.2021), от 30.11.2021 N 2107,

от 20.12.2022 N 2356, от 16.11.2023 N 1922)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

2. Лицензирование деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - лицензируемый вид деятельности) и федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - лицензионный контроль) осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая его территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее соответственно - лицензирующий орган, территориальные органы).

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений установленного в соответствии со статьей 33 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) типа и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, размещенных на территории поселений и городских округов с учетом требований статьи 76 Технического регламента, а в случае размещения на территории производственных объектов - в соответствии со статьей 97 Технического регламента;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности мобильных средств пожаротушения, первичных средств пожаротушения, средств связи, огнетушащих веществ, средств спасения, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных, средств самоспасения пожарных, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и соответствующих установленным требованиям, а также технической документации на указанные средства, вещества и оборудование;

КонсультантПлюс: примечание.

О соблюдении лицензионных требований в случае мобилизации сотрудника, наличие которого является обязательным, см. Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353.

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность", либо высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" (профиль - "Пожарная безопасность"), либо иное высшее образование при условии получения дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области лицензируемого вида деятельности и имеющего стаж работы в Государственной противопожарной службе на должностях руководителей (заместителей руководителей) не менее 3 лет;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.11.2023 N 1922)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии (лицензиата) соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования и (или) прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;

д) отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта;

е) прохождение лицами, указанными в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, обучения в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет соответственно по типовым дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) выполнение лицензиатом положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

з) соблюдение лицензиатом требований к порядку учета пожаров и их последствий, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

3(1). В случаях, когда соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении лицензируемого вида деятельности применяются исключительно мобильные средства пожаротушения, предусмотренные пунктами 2 - 4 части 2 статьи 44 Технического регламента, требования подпункта "а" пункта 3 настоящего Положения не применяются. В указанных случаях местом осуществления лицензируемого вида деятельности признается:

а) для пожарного поезда - железнодорожная станция и (или) железнодорожные пути постоянной стоянки пожарных поездов;

б) для пожарных самолетов, вертолетов - место постоянной дислокации воздушного судна;

в) для пожарных судов - порт приписки судна.

(п. 3(1) введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

4. К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а", "б" и (или) "д" пункта 3 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для получения лицензии соискатель лицензии подает в территориальный орган, расположенный в субъекте Российской Федерации по адресу места нахождения соискателя лицензии, заявление о предоставлении лицензии с указанием сведений о документах:

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223, от 30.11.2021 N 2107, от 20.12.2022 N 2356)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) подтверждающих получение работниками, осуществляющими лицензируемый вид деятельности, необходимого образования и (или) квалификации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2022 N 2356)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) подтверждающих стаж работы работников, осуществляющих лицензируемый вид деятельности;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2022 N 2356)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений или сооружений;

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2022 N 2356)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности мобильных средств пожаротушения, первичных средств пожаротушения, средств связи, огнетушащих веществ, средств спасения, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных, средств самоспасения пожарных, а также технической документации на указанные средства, вещества и оборудование;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2022 N 2356)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) утратил силу с 1 сентября 2024 года. - Постановление Правительства РФ от 16.11.2023 N 1922;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 20.12.2022 N 2356.

(см. текст в предыдущей редакции)

5(1). Заявление о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) соискатель лицензии (лицензиат) подает в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2022 N 2356)

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма заявления о предоставлении лицензии устанавливается лицензирующим органом.

(п. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223 (ред. 30.11.2021))

5(2). При подаче заявления о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или индивидуальным предпринимателем подписание такого заявления осуществляется усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (при наличии технической возможности), в установленном Правительством Российской Федерации порядке. При этом при подаче заявления о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) иным лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, подписание такого заявления осуществляется усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (при наличии технической возможности), в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

(п. 5(2) в ред. Постановления Правительства РФ от 16.11.2023 N 1922)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Подача соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии или лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр лицензий, их прием территориальным органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и об аннулировании лицензии, а также формирование государственного информационного ресурса, формирование и ведение реестра лицензий, предоставление информации по вопросам лицензирования осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223, от 20.12.2022 N 2356)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не предусмотренному реестром лицензий, лицензиат направляет в территориальный орган, предоставивший лицензию, заявление о внесении изменений в реестр лицензий, в котором указывается этот адрес и следующие сведения (если данные сведения ранее не представлялись в территориальный орган при получении лицензии или внесении изменений в реестр лицензий):

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223, от 30.11.2021 N 2107)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) реквизиты документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений и сооружений, расположенных по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих зданиях, помещениях и сооружениях);

б) сведения о наличии у лицензиата необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности мобильных средств пожаротушения, первичных средств пожаротушения, средств связи, огнетушащих веществ, средств спасения, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных, средств самоспасения пожарных, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, а также технической документации на указанные средства, вещества и оборудование;

в) сведения, подтверждающие наличие у работников, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, необходимого документа об образовании и (или) квалификации в области лицензируемого вида деятельности.

7(1). В случаях, указанных в пункте 3(1) настоящего Положения, в заявлении о предоставлении лицензии или внесении изменений в реестр лицензий соискатель лицензии (лицензиат) в качестве адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности указывает:

а) для пожарного поезда - адрес железнодорожной станции и (или) железнодорожных путей постоянной стоянки пожарных поездов, а также идентификационный номер поезда;

б) для пожарных самолетов, вертолетов - адрес места постоянной дислокации воздушного судна с указанием идентифицирующих признаков места стоянки воздушного судна (номер ангара, площадки и др.), а также идентификационный номер (регистрационный номер) воздушного судна;

в) для пожарных судов - адрес порта приписки судна с указанием номера берегового причального сооружения стоянки судна или иных идентифицирующих признаков, а также идентификационный (бортовой) номер.

(п. 7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

8. При проведении оценки сведений, содержащихся в представленном соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии или лицензиатом заявлении о внесении изменений в реестр лицензий, орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223, от 20.12.2022 N 2356)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям осуществляется в соответствии со статьей 19.1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в форме выездной оценки.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

По решению лицензирующего органа выездная оценка может проводиться частично путем использования средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и (или) видеосвязи (далее - средства), за исключением следующих случаев:

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

соискатель лицензии (лицензиат) относится к режимному объекту, где на основе законодательства Российской Федерации запрещается использовать средства;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

соискатель лицензии или лицензиат отказался от проведения выездной оценки в формате дистанционного взаимодействия;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

соискатель лицензии или лицензиат не может создать условия возможности полноценного применения средств для проведения оценки, в случае если:

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

5 и более раз прекращается связь по причинам, не связанным с лицензирующим органом, проводящим выездную оценку;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

используются средства, которые не обеспечивают возможность оценить соответствие лицензионным требованиям;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

невозможно оценить соответствие лицензионным требованиям в связи с низким уровнем освещения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

Результаты проведения выездной оценки заносятся и хранятся в ведомственной информационной системе.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

9. Утратил силу с 1 марта 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

О случаях, в которых необходимо первичное подтверждение соответствия, см. ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ.

КонсультантПлюс: примечание.

Ряд лицензиатов временно освобождается от прохождения процедуры подтверждения соответствия. См. Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353.

10. В отношении лицензиатов, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, проводится периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям каждые 3 года со дня предоставления лицензии в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. За предоставление лицензии или внесение изменений в реестр лицензий на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

(см. текст в предыдущей редакции)

11(1). В срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии, территориальный орган осуществляет проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в указанном заявлении, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

(п. 11(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2022 N 2356)

(см. текст в предыдущей редакции)

11(2). Внесение изменений в реестр лицензий в случае, предусмотренном пунктом 7 настоящего Положения, либо отказ во внесении изменений в реестр лицензий, осуществляется лицензирующим органом в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня приема заявления о внесении изменений в реестр лицензий.

(п. 11(2) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107; в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2022 N 2356)

(см. текст в предыдущей редакции)

11(3). Допускается продление срока принятия решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии) или внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий), указанного в пунктах 11(1) и 11(2) настоящего Положения, на 10 рабочих дней при подаче соискателем лицензии или лицензиатом заявления с указанием 5 и более мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

(п. 11(3) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

11(4). При получении лицензирующим органом сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, в автоматическом и (или) автоматизированном режимах, сформированных посредством федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными", срок проведения проверки и принятия решения, предусмотренный пунктом 11(1) настоящего Положения, не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии.

(п. 11(4) введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2022 N 2356)

11(5). Внесение (отказ во внесении) изменений в реестр лицензий при получении лицензирующим органом соответствующих сведений (информации) в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" осуществляется в случаях, предусмотренных:

пунктом 7 настоящего Положения, - в течение 8 рабочих дней;

пунктами 1 - 6 части 1 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" до вступления в силу абзаца второго подпункта "г" пункта 13 статьи 97 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", - в течение 3 рабочих дней.

(п. 11(5) введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2022 N 2356)

11(6). При получении лицензирующим органом сведений, предусмотренных пунктами 1, 5 - 7 части 13 статьи 20 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", срок принятия решения о прекращении действия лицензии не должен превышать 3 рабочих дней.

(п. 11(6) введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2022 N 2356)

11(7). В случае если сведения, указанные в заявлении о предоставлении лицензии, сформированы без использования федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными", лицензирующий орган вправе в ходе выездной оценки запросить у соискателя лицензии (лицензиата) документы, подтверждающие достоверность таких сведений.

(п. 11(7) введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2022 N 2356)

12. Лицензионный контроль осуществляется путем проведения профилактических мероприятий, а также внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(п. 12 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

13. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять лицензионный контроль, являются:

а) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;

б) руководитель, его заместители и иные должностные лица (сотрудники) структурного подразделения центрального аппарата лицензирующего органа, в сферу деятельности которого входят вопросы организации и осуществления лицензионного контроля;

в) заместители руководителей территориального органа - руководители структурных подразделений территориального органа, их заместители и иные должностные лица (сотрудники), в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления лицензионного контроля, а также руководители, их заместители и иные должностные лица (сотрудники) территориальных отделов (отделений, инспекций) этих структурных подразделений.

(п. 13 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

14. Должностные лица, указанные в пункте 13 настоящего Положения, при осуществлении лицензионного контроля имеют право:

а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;

б) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения лицензионных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

в) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов власти, организаций и граждан информацию и документы, необходимые для проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

г) привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий специалистов, экспертов и экспертные организации;

д) выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

е) применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п. 14 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

15. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и руководители, указанные в пункте 13 настоящего Положения, и их заместители помимо прав, указанных в пункте 14 настоящего Положения, имеют право:

а) принимать решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и проводить контрольные (надзорные) мероприятия;

б) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами.

(п. 15 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

16. Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований.

(п. 16 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

17. Лицензирующим органом и его территориальными органами осуществляется учет объектов лицензионного контроля путем формирования и ведения реестра лицензий в порядке, определенном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", который отображается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте лицензирующего органа.

(п. 17 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

18. Объектами лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться лицензионные требования, предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в качестве лицензиатов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

(п. 18 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

19. В отношении лицензиатов, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, плановые контрольные (надзорные) мероприятия в части соблюдения лицензионных требований не проводятся.

(п. 19 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

20. При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

а) документарная проверка;

б) выездная проверка.

(п. 20 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

21. Документарная проверка проводится должностными лицами лицензирующего органа или территориального органа в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(п. 21 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

22. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) экспертиза.

(п. 22 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

23. Предметом документарной проверки могут являться сведения, составляющие государственную тайну и находящиеся по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов). Ознакомление и получение доступа к таким сведениям осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

(п. 23 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223; в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2022 N 2356)

(см. текст в предыдущей редакции)

24. Выездная проверка проводится должностными лицами, указанными в пункте 13 настоящего Положения, в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в срок от 2 до 10 рабочих дней.

(п. 24 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

25. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) досмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) истребование документов;

д) отбор проб (образцов);

е) инструментальное обследование;

ж) испытание;

з) экспертиза.

(п. 25 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

26. Досмотр осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 13 настоящего Положения, в присутствии контролируемого лица или его представителя. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях, когда объекты лицензионного контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, с обязательным применением видеозаписи.

(п. 26 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

27. При осуществлении контрольных (надзорных) действий в форме отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы в ходе выездной проверки используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О техническом регулировании".

Отбор проб (образцов) может быть осуществлен в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы.

Отбор проб (образцов) оформляется соответствующим протоколом. Протокол отбора проб образцов является приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

(п. 27 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

28. В ходе инструментального обследования для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом лицензионных требований, могут применяться оборудование, государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательные к использованию контролируемым лицом, а также иные средства доступа к информации.

(п. 28 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

29. Отбор проб (образцов), удостоверение и представление их на экспертизу может проводиться экспертом или экспертной организацией, включенными в решение о проведении выездной проверки, по поручению должностных лиц, указанных в пункте 13 настоящего Положения.

(п. 29 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

30. При проведении документарной и (или) выездной проверки для фиксации уполномоченным должностным лицом и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений лицензионных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений лицензионных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается должностными лицами, указанными в пункте 13 настоящего Положения, самостоятельно. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований осуществляется:

при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении лицензиатов, которые создавали (создают) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий;

если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия проводится досмотр;

при отборе проб (образцов) продукции (товаров) при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами без отбора проб (образцов) продукции (товаров).

Для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

Фиксация нарушений лицензионных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений лицензионных требований.

Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения требований.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, а также с учетом требований, предъявляемых к эксплуатации взрывопожароопасных помещений.

(п. 30 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

31. В случае выявления при осуществлении лицензионного контроля нарушений лицензионных требований контролируемым лицом лицензирующий орган или территориальный орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения.

(п. 31 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

32. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(п. 32 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

33. В случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении выездной проверки, в связи с чем проведение выездной проверки переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения индивидуального предпринимателя в контрольный (надзорный) орган.

(п. 33 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

34. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проводится в соответствии с утвержденной территориальным органом программой. Профилактические мероприятия, предусмотренные программой, обязательны для проведения.

(п. 34 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

35. В рамках осуществления лицензионного контроля могут проводиться следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

(п. 35 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

36. Территориальные органы могут проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

(п. 36 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

37. Доклад о правоприменительной практике при осуществлении лицензионного контроля готовится, в том числе обеспечивается публичное обсуждение его проекта, территориальными органами один раз в год, до 30 апреля года, следующего за отчетным годом.

Соответствующий доклад утверждается главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору и размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-портале лицензирующего органа.

(п. 37 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

38. Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад о состоянии лицензионного контроля.

(п. 38 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

39. При наличии у органов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований контролируемому лицу объявляется предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований и предлагается принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.

(п. 39 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

40. По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган, направивший предостережение, могут быть поданы возражения.

(п. 40 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

41. В возражениях должно быть указано обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований.

(п. 41 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

42. Возражения направляются юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в лицензирующий орган или территориальный орган на бумажном носителе почтовым отправлением либо в электронном виде, подписанные в порядке, определенном частью 6 статьи 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(п. 42 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

43. При поступлении возражений лицензирующий орган или территориальный орган не позднее чем в течение 5 рабочих дней со дня их поступления назначает проведение консультаций по вопросу рассмотрения поступивших возражений путем личной встречи или с использованием видео-конференц-связи.

(п. 43 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

44. Лицензирующий орган и (или) территориальный орган рассматривают возражения, по итогам рассмотрения направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ, содержащий мотивированное решение, состоящее из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Результаты рассмотрения возражений могут быть использованы лицензирующим органом и (или) территориальным органом для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения лицензионных требований и (или) иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

(п. 44 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

45. Лицензирующий орган и (или) территориальный орган осуществляют учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения лицензионных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

(п. 45 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

46. Должностные лица, указанные в пункте 13 настоящего Положения, осуществляют консультирование по обращениям контролируемых лиц и их представителей в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Консультирование осуществляется по вопросам, относящимся к контрольному (надзорному) мероприятию.

(п. 46 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

47. Консультирование проводится в устной форме, за исключением случаев, когда контролируемое лицо письменно заявляет о направлении ему письменного ответа.

(п. 47 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

48. Консультирование контролируемых лиц и их представителей при поступлении однотипных обращений более 2 раз осуществляется в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" должностными лицами, указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 13 настоящего Положения.

(п. 48 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

49. Профилактический визит проводится должностными лицами, указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 13 настоящего Положения, в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в порядке, предусмотренном статьей 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(п. 49 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

50. Обязательный профилактический визит проводится должностными лицами, указанными в подпункте "в" пункта 13 настоящего Положения, не позднее чем в течение одного года с момента предоставления лицензии и (или) внесения изменений в реестр лицензий.

Обязательный профилактический визит проводится должностными лицами, указанными в подпункте "в" пункта 13 настоящего Положения, в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать один рабочий день. В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется о требованиях, предъявляемых к лицензиату. По результатам обязательного профилактического визита в течение 5 рабочих дней со дня проведения должностным лицом, указанным в подпункте "в" пункта 13 настоящего Положения, оформляется и вручается под роспись лицензиату (направляется в установленном порядке) экземпляр листа профилактической беседы, содержащий указанную информацию.

(п. 50 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

50(1). Лицензиат обязан не позднее 5 рабочих дней с момента подписания договора (контракта) на выполнение работ (оказание услуг), а при отсутствии такого договора (контракта) - до начала их фактического осуществления уведомить об этом в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) лицензирующий орган.

(п. 50(1) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(2). Лицензиат обязан в течение 5 рабочих дней с момента окончания выполнения работ (оказания услуг) уведомить об этом в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) лицензирующий орган.

(п. 50(2) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(3). Форма и содержание уведомления о начале и об окончании выполнения работ (оказания услуг) устанавливаются лицензирующим органом.

(п. 50(3) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(4). При выявлении лицензирующим органом нарушения лицензиатом требований, установленных статьями 24.1 и (или) 24.3 Федерального закона "О пожарной безопасности" и пунктами "а", "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения, лицензирующий орган направляет лицензиату соответствующее предупреждение.

(п. 50(4) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(5). Решение о подготовке предупреждения и его направлении лицензиату принимает руководитель, заместитель руководителя лицензирующего органа или иное уполномоченное должностное лицо лицензирующего органа.

(п. 50(5) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(6). Подготовка и направление предупреждения осуществляются не позднее 5 рабочих дней со дня получения должностным лицом лицензирующего органа сведений о соответствующих нарушениях.

(п. 50(6) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(7). В предупреждении указываются:

а) наименование лицензирующего органа, который направляет предупреждение;

б) дата и номер предупреждения;

в) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

г) указание на лицензионные требования с указанием нормативных правовых актов, включая их структурные единицы, предусматривающие такие требования;

д) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований;

е) указание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предупреждения в лицензирующий орган;

ж) срок (не более 90 календарных дней со дня направления предупреждения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предупреждения;

з) контактные данные лицензирующего органа, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предупреждения.

(п. 50(7) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(8). Предупреждение направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предупреждения, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, указанному в заявлении о предоставлении лицензии, либо посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

(п. 50(8) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(9). По результатам рассмотрения предупреждения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течение 10 дней с момента получения предупреждения могут быть поданы в лицензирующий орган, направивший предупреждение, возражения.

(п. 50(9) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(10). В возражениях указываются:

а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) дата и номер предупреждения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

г) обоснование позиции в отношении указанных в предупреждении нарушений лицензионных требований.

(п. 50(10) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(11). Возражения направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензиата, на указанный в предупреждении адрес электронной почты лицензирующего органа либо иными указанными в предупреждении способами.

(п. 50(11) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(12). Лицензирующий орган рассматривает возражения и по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 5 рабочих дней со дня получения возражений ответ в порядке, установленном пунктом 50(8) настоящего Положения.

(п. 50(12) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(13). При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предупреждении срок направляет в лицензирующий орган уведомление об исполнении предупреждения, которое должно содержать сведения о принятых по результатам рассмотрения предупреждения мерах по обеспечению соблюдения лицензионных требований. К уведомлению прилагаются копии документов, подтверждающих устранение нарушений лицензионных требований.

(п. 50(13) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(14). Лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии в случаях, установленных статьей 24.2 Федерального закона "О пожарной безопасности".

(п. 50(14) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(15). Решение о приостановлении действия лицензии принимается руководителем, заместителем руководителя лицензирующего органа и оформляется в виде приказа. К приказу прилагаются материалы, послужившие основанием для принятия такого решения.

(п. 50(15) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(16). О принятом решении лицензирующий орган информирует лицензиата в течение 1 рабочего дня в порядке, установленном пунктом 50(8) настоящего Положения, и вносит сведения о приостановлении действия лицензии в реестр лицензий. Уведомление должно содержать ссылку на сведения о приостановлении действия лицензии из реестра лицензий, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(п. 50(16) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(17). При получении уведомления от лицензиата об устранении выявленных нарушений лицензирующий орган проводит в течение 5 рабочих дней проверку достоверности сведений, указанных в уведомлении.

(п. 50(17) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

50(18). Если по результатам проведенной проверки будет установлено, что сведения, указанные в уведомлении, достоверны, а нарушения, послужившие основанием для приостановления действия лицензии, устранены, лицензирующим органом принимается решение о возобновлении действия лицензии в порядке, предусмотренном пунктами 50(15) - 50(16) настоящего Положения.

(п. 50(18) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2107)

51. Контролируемые лица, в отношении которых приняты решения или совершены действия (бездействие), имеют право на досудебное обжалование действий (бездействия) и (или) решений должностных лиц, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 13 настоящего Положения, принятых в ходе осуществления лицензионного контроля в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

(п. 51 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

52. Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений должностных лиц лицензирующего органа и (или) территориальных органов, а также о порядке обжалования размещается на официальных сайтах лицензирующего органа и (или) территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(п. 52 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

53. Обжалование решений территориальных органов, действий (бездействия) их должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и настоящим Положением.

Жалоба на решение территориального органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) соответствующего территориального органа либо лицензирующим органом.

Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа рассматривается лицензирующим органом.

В случае обжалования решений, принятых структурным подразделением центрального аппарата лицензирующего органа, в сферу деятельности которого входят вопросы организации и осуществления лицензионного контроля, и его должностными лицами, жалоба рассматривается главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору либо его заместителями.

По результатам рассмотренной жалобы выносится мотивированное решение, которое должно содержать вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части.

(п. 53 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

54. Жалоба подлежит рассмотрению в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

(п. 54 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)

55. Если в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц лицензирующего органа или территориального органа, реализованные в ходе осуществления государственной функции и (или) предоставления государственной услуги, жалоба признается удовлетворенной или частично удовлетворенной, то принимается решение о применении мер ответственности к должностным лицам лицензирующего органа или территориального органа, допустившим соответствующие нарушения.

(п. 55 введен Постановлением Правительства РФ от 20.07.2021 N 1223)