IV. Принципы формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке
IV. Принципы формирования и государственного
регулирования цен на газ и тарифов на услуги
по его транспортировке
11. Государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ и розничные цены на сжиженный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из:
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2012 N 323, от 30.12.2013 N 1314, от 15.04.2014 N 342, от 19.06.2014 N 566, от 30.11.2018 N 1442, от 01.11.2021 N 1899)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов);
б) установления для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемых видах деятельности (до разработки методики определения размера основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемых видах деятельности, учитывается размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование других обоснованных расходов);
в) удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа;
г) учета в структуре регулируемых цен (тарифов) всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) учета разницы в стоимости услуг по транспортировке и поставке (реализации) газа различным группам потребителей и в различные районы;
е) развития внутриотраслевой (в сфере поставок газа) и межотраслевой (между замещающими видами топлива) конкуренции, а также применения метода сравнения уровня оптовой цены на газ с уровнем цен на газ на внешних рынках;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2010 N 1205)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям;
(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314)
з) возмещения газотранспортным организациям экономически и технологически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению к магистральным газопроводам.
(пп. "з" введен Постановлением Правительства РФ от 01.11.2021 N 1899)
11(1). Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 24.11.2023 N 1979.
(см. текст в предыдущей редакции)
Регулирование цен на газ (тарифов на услуги по его транспортировке) для потребителей, поставка газа которым стала возможной благодаря созданию новых региональных систем газоснабжения, магистральных газопроводов и газораспределительных сетей, а также благодаря развитию, реконструкции, расширению, модернизации существующих магистральных газопроводов и газораспределительных сетей в целях расширения их пропускной способности, осуществляется исходя из необходимости обеспечения согласованных с федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) срока окупаемости инвестиционного проекта строительства новых объектов инфраструктуры и уровня доходности на вложенный капитал. При расчете регулируемых цен (тарифов) в этом случае учитываются прогнозный уровень загрузки газопроводов, степень технологического обособления новых объектов от действующей инфраструктуры, а также подтвержденный платежеспособный спрос на газ его потребителей. После окончания указанного срока окупаемости инвестиционного проекта расчет цен (тарифов) производится в общем порядке.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 11(1) введен Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 333)
11(2). При установлении регулируемых цен (тарифов) на газ может применяться метод индексации.
При применении метода индексации цены (тарифы) на газ умножаются на величину индекса изменения цен (тарифов), определяемого регулирующим органом с учетом параметров, установленных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.11.2023 N 1979)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 11(2) введен Постановлением Правительства РФ от 18.08.2011 N 685)
12. Расчет регулируемых цен (тарифов) осуществляется на основании методических указаний, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, раздельно по каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство.
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Исходными данными для расчета регулируемых цен (тарифов) являются:
расчетный объем продукции (услуг) на период регулирования, определяемый исходя из утверждаемого в установленном порядке баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации;
расчетный суммарный объем выручки (за период регулирования), требуемый для компенсации экономически обоснованных затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), и обеспечения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, прибылью, необходимой для их самофинансирования, а также средствами для уплаты всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13(1). Не допускается включение в состав экономически обоснованных затрат организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.
(п. 13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 N 1164)
14. При рассмотрении экономических обоснований затрат и прибыли регулирующие органы принимают во внимание:
а) прогнозируемые цены (тарифы) на продукцию (услуги), потребляемую организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, а также налоги и иные обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) прогнозируемую прибыль от поставок газа на экспорт;
в) размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание заемного капитала, развитие производства, выплату дивидендов и другие обоснованные расходы;
г) планы капитальных вложений указанных организаций и источники их финансирования с целью учета в структуре цен (тарифов) затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
д) динамику затрат и прибыли в предыдущий период регулирования, а также показатели инфляции за истекший период.
15. Цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации, и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от присоединения последних к сетям различного давления, ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.05.2007 N 333, от 27.11.2010 N 943, от 16.04.2012 N 323, от 30.12.2013 N 1314, от 19.06.2014 N 566, от 30.11.2018 N 1442)
(см. текст в предыдущей редакции)
15(1). Оптовые цены на газ, добываемый публичным акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на организованных торгах), на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (за исключением населения, организаций, осуществляющих по состоянию на 1 декабря 2023 г. в качестве основного вида экономической деятельности производство электроэнергии тепловыми электростанциями, производство, передачу и распределение пара и горячей воды тепловыми электростанциями и (или) котельными с кодами ОКВЭД 35.11.1, 35.30.11, 35.30.14, 35.30.2, 35.30.3, организаций, осуществляющих деятельность с указанными кодами ОКВЭД в качестве дополнительного вида экономической деятельности при условии осуществления ими в качестве основного вида экономической деятельности с кодами ОКВЭД 35.11, 35.3, 35.30, 35.30.1, 68.32.1, организаций, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет не менее 75 процентов общей выручки, организаций, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет менее 75 процентов общей выручки, приобретающих газ в объемах, необходимых для производства и реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) (далее - исключающая группа), либо организаций-недропользователей (коды ОКВЭД 06.10.1, 06.20) и (или) их аффилированных лиц, не входящих с такими недропользователями в одну группу компаний, или организаций, осуществляющих в качестве основного вида экономической деятельности распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям и торговлю твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами с кодами ОКВЭД 35.22, 46.71, приобретающих газ для перепродажи потребителям, входящим в исключающую группу:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.11.2023 N 1979)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) потребители газа, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г. (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) потребители газа, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 N 1205.
(см. текст в предыдущей редакции)
До 2029 года допускается установление регулируемых оптовых цен на газ с дифференциацией для различных категорий потребителей, в том числе установление указанных цен ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления цен выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.11.2023 N 1979)
(п. 15.1 введен Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 333)
15(1.1). Оптовые цены на газ, добываемый публичным акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на организованных торгах), на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей:
а) исключающая группа, организации-недропользователи (коды ОКВЭД 06.10.1, 06.20) и (или) их аффилированные лица, не входящие с такими недропользователями в одну группу компаний, или организации, осуществляющие в качестве основного вида экономической деятельности распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям и торговлю твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами с кодами ОКВЭД 35.22, 46.71, приобретающие газ для перепродажи потребителям, входящим в исключающую группу, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г. (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами);
б) исключающая группа, организации-недропользователи (коды ОКВЭД 06.10.1, 06.20) и (или) их аффилированные лица, не входящие с такими недропользователями в одну группу компаний, или организации, осуществляющие в качестве основного вида экономической деятельности распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям и торговлю твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами с кодами ОКВЭД 35.22, 46.71, приобретающие газ для перепродажи потребителям, входящим в исключающую группу, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
(п. 15(1.1) введен Постановлением Правительства РФ от 24.11.2023 N 1979)
15(2). В качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ для потребителей, предусмотренных пунктами 15(1) и 15(1.1) настоящих Основных положений, используются регулируемые оптовые цены на газ.
В качестве предельного максимального уровня оптовых цен на газ для потребителей, предусмотренных пунктами 15(1) и 15(1.1) настоящих Основных положений, используются регулируемые оптовые цены на газ, увеличенные на 1,8 процента.
(п. 15(2) в ред. Постановления Правительства РФ от 24.11.2023 N 1979)
(см. текст в предыдущей редакции)
15.3. Поставщики реализуют газ, добываемый публичным акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с пунктами 15(1), 15(1.1) и 15.2 настоящих Основных положений, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
(п. 15.3 введен Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 333; в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.11.2018 N 1442, от 24.11.2023 N 1979)
(см. текст в предыдущей редакции)
15(4). При определении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для категории потребителей, относящихся к категории "население", в соответствии с методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, учитываются расходы, связанные:
с эксплуатацией приемных емкостей, используемых для хранения и регазификации сжиженного природного газа, технологически связанных с газораспределительными сетями и принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании организациям, оказывающим услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям;
с осуществлением аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в соответствии с Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".
(п. 15(4) в ред. Постановления Правительства РФ от 01.11.2021 N 1899)
(см. текст в предыдущей редакции)
15(5). Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям утверждаются на срок не менее 3 и не более 5 лет. Тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой.
При осуществлении пересмотра тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, установленных на срок не менее 3 и не более 5 лет, в течение срока их действия тарифы устанавливаются начиная со срока пересмотра на срок не менее 3 и не более 5 лет.
(п. 15(5) введен Постановлением Правительства РФ от 13.11.2013 N 1018)
15(6). При определении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям учитываются отклонения фактического значения обобщенного показателя уровня надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям от его планового значения.
(п. 15(6) введен Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 N 1074)
15(7). В случае передачи регулируемой организации в аренду или лизинг объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", размер арендной платы или лизингового платежа, учитываемый при установлении цен (тарифов), определяется равным величине, установленной в договоре аренды или лизинговом соглашении.
(п. 15(7) введен Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1305)
15(8). При определении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям учитываются расходы газораспределительных организаций, связанные с эксплуатацией объектов, строительство (реконструкция) которых предусмотрено межрегиональными или региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
(п. 15(8) введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1549)
15(9). Поставка газа, а также услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям на территории Российской Федерации для потребителей, использующих природный газ для обеспечения постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях, находящихся вне воинских захоронений, указанных в реестре, ведение которого осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, осуществляется без взимания с них средств.
(п. 15(9) введен Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 N 826)
15(10). При определении экономически обоснованных затрат организаций, оказывающих снабженческо-сбытовые услуги, в составе прочих расходов учитываются расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и учитывается с учетом уплаты налога на прибыль в составе прочих доходов в следующем периоде регулирования.
При отсутствии резерва по сомнительным долгам в составе прочих расходов могут быть учтены расходы по списанию дебиторской задолженности за поставленный природный газ, признанной безнадежной к взысканию в предыдущие периоды регулирования, при условии их документального подтверждения.
При расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками газа его потребителям, расходы на создание резерва по сомнительным долгам, а в случае отсутствия такого резерва расходы по списанию дебиторской задолженности за поставленный природный газ учитываются в размере, не превышающем 1 процент фактической выручки от реализации природного газа по регулируемым ценам за последний отчетный год.
(п. 15(10) введен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2022 N 1910)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей