Письмом Минпросвещения России от 23.08.2024 N АЗ-1705/05 направлены также Методические рекомендации по реализации Единой модели профориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Оснащение (оборудование) специального рабочего места оборудованием, обеспечивающим реализацию эргономических принципов; предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между рядами верстаков. А для участников, передвигающихся в кресле-коляске, необходимо выделить одно-два места в первом ряду у дверного проема, а также предусмотреть возможность регулирования стола и стула по высоте.

Письменные задания, тесты выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту (в случае если у обучающегося имеются тяжелые нарушения двигательных функций верхних конечностей или отсутствие верхних конечностей).

У людей с нарушением опорно-двигательного аппарата отмечается сенсорная сверхчувствительность. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно происходит внезапно, может вызвать резкое усиление спазма, поэтому следует избегать резких внешних воздействий. Педагог-навигатор должен приближаться к обучающемуся со стороны лица, а если это невозможно, нужно словесно обозначить свои действия. Нельзя сажать обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку.

При повышенном или сниженном мышечном тонусе обучающемуся важно подобрать правильную мебель. Обучающийся с двигательными нарушениями должен иметь возможность передвигаться по образовательной организации, кабинету, другим помещениям тем способом, которым он может; говорить и писать так, как позволяют его моторные возможности.

Следует увеличить время, отведенное на выполнение заданий, тестов и категорически исключить задания и тесты на время. При нарушении моторики рук, необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий обучающемуся не давать развернутый речевой ответ.