Письмом Минпросвещения России от 23.08.2024 N АЗ-1705/05 направлены также Методические рекомендации по реализации Единой модели профориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

2. Содержание программы

В рамках реализации профпробы участники последовательно знакомятся с профессиональными компетенциями и выполняют практическое задание под руководством наставника, получая от него обратную связь по итогам работы.

Структура занятия включает:

- рассказ наставника о конкретной профессиональной области - ее роли в современной экономике, перспективах цифровизации, тенденциях развития, необходимых навыках для освоения профессии, возможных способах получения образования в конкретном городе, регионе;

- выполнение практического задания под руководством наставника. Деятельность должна быть конкретной и продуктивной, прямо соответствовать профессиональной деятельности без игровой адаптации. Позитивным элементом может стать продукт/изделие, которое участник произведет во время пробы и сможет забрать с собой. Пробы должны содержать набор простых практических операций в рамках профессиональной компетенции, пригодных для выполнения участником без предварительного опыта и специальных знаний, выходящих за рамки обычной школьной программы;

- организацию рефлексии и получение обратной связи от наставника. Профпроба подразумевает диагностико-развивающую оценку деятельности участника со стороны наставника, которую последний дает устно непосредственно по итогам пробы, исходя из полученного участником результата, а также письменно, в виде формальной оценки для дальнейшего размещения этой информации на электронном ресурсе Платформы.

Профпробы рекомендуется проводить для группы не более 15 человек. Задания для профпроб раскрывают профессиональную деятельность через выполнение рабочих операций, проведение опытов, создание изделий, прохождение интерактивных опросов и тестов (на этапе рефлексии). Допускается использование тренажеров и симуляторов, а также введение моделирующих моментов.

Для реализации пробы важен реальный профессиональный контекст. При выборе содержания профпроб необходимо учитывать региональную и территориальную специфику рынка труда, а также спектр профессий и специальностей, по которым реализуются образовательные программы ВО и СПО. При реализации проб важен профессиональный контекст: материальная и человеческая среда, воспроизведение или качественная имитация технологических процессов, востребованность тех или иных профессиональных компетенций, демонстрация норм профессионального поведения, закономерностей профессиональных субкультур.

Информирование (рассказ наставника) и консультирование (получение обратной связи от наставника) при проведении профпроб не должны занимать большую часть времени и реализовываться в ущерб приобретению опыта практической деятельности. Приоритетная задача профпроб - повышение ГПС, формирование у участника личной позиции, вовлечение его в активную предметную деятельность, исключающую просто присутствие и пассивное наблюдение.

Важным элементом выполнения профессиональных проб является ее встраивание в другие формы профориентационной работы и осмысление тех проб, которые были у участника в опыте. Важную роль играет сопоставление результатов, впечатлений и ощущений от различных профпроб. Деятельность по рефлексии подобного опыта является одной из составляющих повышения ГПС.