Письмом Минпросвещения России от 23.08.2024 N АЗ-1705/05 направлены также Методические рекомендации по реализации Единой модели профориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Продвинутый уровень профориентационного минимума

Для реализации программы продвинутого уровня в образовательной организации необходимо создать организационные и методические условия для участия обучающихся 6 - 11 классов в профориентационной деятельности, а именно:

- назначить в школе ответственного по профориентации (не ниже заместителя руководителя);

- заключить соглашение с партнером (партнерами);

- создать план профориентационной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- определить ответственных специалистов по организации профориентационной работы из числа педагогических работников (педагог-предметник, классный руководитель, педагог-психолог и др.);

- специалистам - пройти подготовку по программе ДПО (повышение квалификации, не менее 36 академических часов).

Для реализации продвинутого уровня рекомендуется использовать формат предпрофессиональных классов.

В число партнеров для организации профориентационно значимых активностей могут быть включены:

- ключевые работодатели территориальной среды;

- объединения специалистов в разных сферах;

- кадровые агентства и негосударственные службы занятости и профориентации;

- объединения волонтеров;

- государственные и негосударственные организации из сферы культуры, физической культуры и спорта;

- представители средств массовой информации, "лидеры мнений";

- другие субъекты экономической сферы, общественные объединения, некоммерческие организации.

Участие партнеров может быть реализовано в следующих формах:

- профессиональное обучение для обучающихся 14 - 18 лет. Такое обучение может быть реализовано как в школе, при содействии профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций ВО, с которыми школа заключила соответствующий договор, так и на базе организации, осуществляющей профессиональную подготовку;

- профориентационные программы в рамках организации каникулярного детского отдыха. Это могут быть варианты тематических или мультипрофильных профориентационных смен в рамках детского оздоровительного отдыха, где у обучающихся есть возможность познакомиться с особенностями той или иной профессиональной деятельности в формате лекций, мастер-классов, решения задач, выполнения проектов, выполнения профессиональных обязанностей;

- конкурсы профориентационной направленности. Мероприятия могут быть организованы компаниями-работодателями, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями ВО, конкурсными площадками-интеграторами. Такие конкурсы позволяют обучающимся попробовать свои силы в решении профессиональной задачи, которая включает в себя выполнение одного или нескольких заданий по четко заданным критериям в индивидуальном или командном формате, а также представление результатов. Участие в конкурсах предполагает помощь наставника/куратора из педагогов, оценку жюри и награждение победителей;

- системы профильных элективных курсов. В рамках школьной программы могут быть реализованы профильные элективные курсы для обучающихся, программа которых формируется на основе выявленных в результате диагностики профессиональных интересов;

- профильные классы. Направленность обучения в данных классах предполагает как общее образование, так и дополнительную программу обучения, которая реализуется с привлечением партнеров.

Форматы профориентационной работы на продвинутом уровне профориентационного минимума:

1) урочная деятельность (не менее 11 академических часов в учебный год);

2) внеурочная деятельность: курс занятий "Россия - мои горизонты" (34 академических часа в учебный год);

3) практико-ориентированный модуль (не менее 18 академических часов в учебный год);

4) взаимодействие с родителями (законными представителями) (не менее 4 часов в учебный год);

5) дополнительное образование (не менее 3 академических часов в учебный год);

6) профессиональное обучение (не менее 10 академических часов в учебный год).

Для создания организационных условий последовательность действий (этапов) может быть следующей:

- приказом руководителя образовательной организации создается рабочая группа, отвечающая за данную разработку и ее реализацию (далее - РГ). В состав РГ входят представители педагогического и управленческого персонала образовательной организации, субъектов управления, институциональных провайдеров, обучающихся, родителей;

- участники РГ представляют согласованный план профориентационной работы на утверждение директору с учетом мероприятий основного уровня реализации Профориентационного минимума и мероприятий, организуемых совместно с партнерами;

- участники РГ проводят анализ локальных и нормативных правовых актов, регламентирующих состояние оснащения образовательной организации инфраструктурой для реализации профориентационной программы, содержательно-технологического и кадрового обеспечения, а также формулируют требования к оснащению с учетом корпоративной культуры ключевых партнеров;

- участники РГ анализируют состояние инфраструктурного, содержательно-технологического и кадрового обеспечения, определяют наиболее существенные для реализации профориентационной работы отличия образовательной организации, а также особенности, связанные с территориальной, региональной, отраслевой спецификой, ключевыми работодателями;

- участники РГ выявляют наиболее существенные дефициты и пути их преодоления, особенности тех или иных проблемных зон. Уточняются непосредственные и отсроченные эффекты в достижении результатов профориентационной работы в образовательной организации, которые будут достигнуты в процессе преодоления дефицитов. Дается характеристика путям преодоления данных дефицитов: происходит ли оно по некоторому типовому сценарию либо зависит от уникального стечения тех или иных обстоятельств;

- участники РГ дают характеристику актуальности привлечения тех или иных партнеров к преодолению определенных групп дефицитов;

- участники РГ вносят предложения по вопросам формулирования целей, задач, ожидаемых результатов, видов деятельности и условий формирования профориентационной программы в образовательной организации;

- участники РГ вносят предложения по вопросам коррекции и доработки документов регионального и отраслевого значения, служащих основаниями для разработки программ в рамках профориентационной подготовки;

- участники РГ вносят предложения по отбору наиболее результативных кейсов, "лучших практик", отражающих наиболее успешные решения, а также по их популяризации;

- участники РГ вносят предложения по преодолению дефицитов информационной политики: о сотрудничестве с традиционными средствами массовой информации (печатные СМИ, телевидение, радио), включая материалы информационного (статья, блоги, посты, пресс-релизы) и позиционного (интервью, пресс-туры) характера, продвижение в сети Интернет;

- участники РГ формируют план работ по разработке и реализации инфраструктурного, содержательно-технологического и кадрового компонентов развития системы профориентации обучающихся;

- приказом директора утверждается профориентационная программа с учетом имеющихся ресурсов и требований корпоративной среды ключевых партнеров, а также оформляются изменения в локальной базе в соответствии с установленной в образовательной организации процедурой. Заключается договор с партнером.